Папки-передвижки

Психологическая помощь молодой семье в становлении детско-родительских отношений

Юлия Агапова
Психологическая помощь молодой семье в становлении детско-родительских отношений

Психологическая помощь молодой семье в становлении детско-родительских отношений

Взаимодействиям родителей и ребенка между собой в современном социальном мире отводится особая роль. Ключевым фактором становления эмоциональной и личностной сферы ребенка, являются отношения и пример, который показывают родители. Родители помогают регулировать и упорядочивать аффективные отношения ребенка с окружающим миром. Нарушения внутрисемейных отношений может приводить к различным нарушениям психического развития. Важны не только сами взаимодействия, осуществляемые родителями, но и их слова, поступки – это те впечатления, что чаще всего определяют дальнейшую жизнь человека. Давно выросший ребенок, может забыть какие-то свои детские переживания, но они, навсегда останутся в подсознании. Из-за неправильного, резкого или незаинтересованного отношения родителей к ребенку, он может с малых лет развиваться, как дезадаптированная личность.

Публикация «Психологическая помощь молодой семье в становлении детско-родительских отношений» размещена в разделах

Н. Н. Посысоев отмечает, что детско-родительские отношения представляют собой культурно-исторический феномен, исторически изменчивое явление, которое находится под влиянием общественных норм и ценностей. Именно отношения с родителями являются фундаментом всех других, социальных связей ребенка. Приход в семью нового члена — малыша влечет за собой множество проблем, которые могут привести к серьезным нарушениям, казалось бы, установившейся гармонии отношений. Возникает объективная необходимость пересмотра прежнего распределения ролей и обязанностей в семье. Изменяются возможности сохранения рекреационных видов активности и общения вне пределов семьи; значительно ухудшается материальное положение семьи; молодые родители чаще всего не обучены элементарным навыкам ухода за новорожденным; наличие противоположных ориентаций; разное отношении к системе идей; различные формы экономического и социального неравенства; противоречивость методов воспитания. Родители являются эталоном, по которому дети сверяют и строят свое поведение. В силу малого жизненного опыта они не в состоянии соотнести правильность навязываемых моделей поведения с объективной реальностью. Строгость отца или матери, если она последовательна и чувствительна для малыша, способна подавить агрессивные импульсы в присутствии родителей, но вне дома он будет вести себя более агрессивно [1].

В жизни каждого человека семья занимает особое место, пишет Э. Эйдемиллер. Ребенок растет в семье, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи и добро, и зло, все, чем характерна его семья. Став взрослыми, дети повторяют в своей семье все то, что было в семье его родителей. В семье регулируются отношения ребенка к окружающему, в семье он получает опыт нравственности, моральных норм поведения. И хотя родители как центр ориентации и идентификации отступают в подростковом и юношеском возрасте на второй план, это относится лишь к определенным областям жизни. Для большинства молодых людей родители, и особенно мать, остаются главными эмоционально близкими лицами и в этом возрасте. Так семья остается ведущим институтом в формировании и развитии социально значимых ценностей и установок личности ребенка, его социализации [4].

Причинами и факторами, влияющими на становление детско-родительских отношений в молодой семье являются : столкновение смысловых позиций, центрированных вокруг проблемных мест переживания материнства; интраиндивидуальные причины; макросистемные причины; от особенностей личности родителя; от особенностей личности ребенка и форм его поведения; от психолого-педагогической компетентности и уровня образования родителей; от нравственно-эмоциональной атмосферы в семье; от применяемых родителями и другими взрослыми средств воспитательного воздействия; от степени включенности ребенка в жизнедеятельность и проблемы семьи; от учета актуальных потребностей ребенка и степени их удовлетворения в семье и др.

Л. Б. Шнейдер отмечает, что к категории семей, нуждающихся в психологической помощи, на первое место выдвигается именно молодая семья. Молодая семья включена в различные механизмы общественного взаимодействия, а потому социально-экономические катаклизмы, происходящие в нашей стране, не могут не способствовать усугублению детско-родительских отношений. В этом случае им оказывается специализированная психологическая помощь, которая подразделяется на семейно-психологическое просвещение, семейное психологическое консультирование, семейную психотерапию, семейную психореабилитацию [3].

Изучив психологическую литературу по теме исследования, мы провели опытно-экспериментальную работу по организации психологической помощи молодой семье в становлении детско-родительских отношений.

Целью исследования стала разработка и апробация программы психологической помощи молодой семье в становлении детско-родительских отношений. В исследовании приняли участие 10 полных семей (10 мужчин и 10 женщин, в возрасте от 20 до 30 лет, со стажем брака от полугода до 5 лет в период раннего и дошкольного детства и/или ожидания второго ребенка ребенка.

На первом этапе исследования нами были подобраны диагностические методики: «Анализ семейных взаимоотношений»(АСВ) Опросник для родителей (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис, Опросник родительского отношения (ОРО) (А. Я. Варга, В. В. Столин, Шкала общения родителя с ребёнком (А. И. Баркан).

Первая методика «Анализ семейных взаимоотношений» показала следующие результаты, такой тип семейных отношений как неразвитость родительских чувств по результатам диагностики выявлен у 20% (4 человек). Данный тип характеризуется применением разных типов нарушения воспитания (например гиперпротекция, эмоциональное отвержение, «повышенная моральная ответственность», жестокое обращение).

Фобия утраты ребенка выявлена у 20% (4 человек). Она характеризуется тревожностью родителей, повышенной неуверенностью, страхом, преувеличенным представлением о хрупкости «ребенка», его болезненности. Как правило, такие родители чрезмерное внимание уделяют санитарному состоянию жилища, а так же контролю за здоровьем ребенка.

Воспитательная неуверенность выявлена у 30% (6 человек). В этом случае происходит перераспределение власти в семье между ребенком и родителем. Родитель «идет на поводу» у малыша, уступает даже в вопросах, в которых, по его собственному мнению, уступать нельзя, разрешает многое.

Предпочтение детских качеств выявлено у 20% (4 человек). У родителей появляется стремление игнорировать взросление детей, их возрастающую с каждым днем самостоятельность.

Чрезмерность требований запретов (доминирование) выявлена у 10% (2 родителей. В этом случае ребенку «все нельзя». Ему предъявляется огромное количество требований, ограничивающих его свободу и самостоятельность.

Такой тип семейных отношений как игнорирование потребностей ребенка выявлен у 10% (2 человек). Данный стиль воспитания характеризуется недостаточным стремлением родителя к удовлетворению потребностей ребенка. Чаще страдают при этом духовные потребности, особенно потребности в эмоциональном контакте, общении с родителями, в их любви. Описываемый стиль проявляется в определенных высказываниях родителей, косвенно отражающих их нежелание общаться с детьми.

Гиперпротекция в значительной мере выражена у 30% (6 человек). При гиперпротекции родители уделяют ребенку крайне много сил, времени, внимания: воспитание является центральным делом в жизни родителей.

Таким образом, в исследуемых семьях выявлен целый ряд негативных типов семейных отношений, усугубляющих детско-родительские отношения : гиперпротекция, гипопротекция и неразвитость родительских чувств, игнорирование потребностей, чрезмерность требований (обязанностей, чрезмерность требований запретов (доминирование, предпочтение детских качеств, воспитательная неуверенность родителей, фобия утраты ребенка.

Полученные данные по второй методике «Опросник родительского отношения» (ОРО) (А. Я. Варга, В. В. Столин) говорят о выраженности разных типов детско-родительских отношений.

Высокие баллы по шкале принятие получены у 40% (8 человек). Данные показатели говорят о том, что у испытуемых выражено положительное отношение к ребенку. Взрослый принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы, проводит с ним достаточно много времени и не жалеет об этом. Соответственно у 60% (12 человек) в контрольной группе и у 55% (11 родителей) экспериментальной группы выявлены низкие баллы, которые говорят о том, что взрослый испытывает по отношению к ребенку в основном отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, ненависть. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко третирует ребенка.

По шкале кооперация высокие баллы получены у 20% (4 человек, это говорит о том, что взрослый проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу, старается быть на равных с ребенком.

По шкале симбиоз высокие баллы получены у 35% (7 человек) которые позволяют сделать вывод о том, что взрослый не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности.

По шкале контроль высокие баллы получены у 40% (8 человек, которые позволяют сделать вывод о том, что взрослый ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая строгие дисциплинарные рамки. Почти во всем он навязывает ребенку свою волю. Такой взрослый человек далеко не всегда может быть хорошим воспитателем

Таким образом, полученные результаты по данной методике позволяют нам говорить о том, что детско-родительские отношения в исследуемых молодых семьях не являются гармоничными. Менее половины родителей (40%) принимают своих детей, достаточно мало родителей находятся в симбиотической связи со своими детьми. Это можно объяснить тем, что молодые родители не имеют достаточного опыта в организации воспитании и они нуждаются в психологической помощи молодой семье в становлении детско-родительских отношений.

Полученные данные по третьей методике «Шкала общения родителя с ребёнком» (А. И. Баркан) позволяет нам говорить о преобладании у родителей методов воспитания, вызывающих положительные и отрицательные эмоции у детей.

Родителям предлагалось отметить, сколько раз они сегодня ребенка хвалили, поощряли, одобряли, целовали, обнимали, ласкали, симпатизировали, сопереживали, улыбались, восхищались, делали приятные сюрпризы, делали подарки, упрекали, подавляли, унижали, обвиняли, осуждали, отвергали, одёргивали, позорили, читали нотации, лишали чего – то необходимого, шлёпали, пороли, ставили в угол. Все эти эмоции вызывают у ребенка либо положительные либо отрицательные эмоции. Анализируя результаты, можно сказать, что у 50% (10 родителей) преобладали методы воспитания, вызывающие положительные эмоции у детей. Следовательно, у 50% (10 родителей) преобладали методы воспитания, вызывающие отрицательные эмоции у детей.

Таким образом, полученные результаты по данной методике позволяют нам говорить о том, что родители выбирают как правильные так и не правильные методы воспитания, они применяются приблизительно поровну. Однако, к детям нужно применять как можно больше приемов, вызывающих положительные эмоции, поэтому в исследуемых семьям можно диагностировать проблемы в детско-родительских отношениях.

В целом по результатам всех трех методик можно говорить о том, что в исследуемых семьях наблюдаются проблемы в детско-родительских отношениях. На основании полученных данных, нами осуществлена разработка программы психологической помощи молодой семье в становлении детско-родительских отношений, в которой используются идеи Н. Ю. Синягиной.

Цель ее заключается в оказании психологической помощи молодой семье в становлении детско-родительских отношений.

Задачи: развитие ключевых родительских компетенций в области формирования культуры здорового и безопасного образа жизни как одной из основ семейного воспитания;

просвещение родителей об эффективных методах и приемах создания здорового климата в семье;

создание условий для эмоционального сближения членов семьи; формирование у каждого из участников тренинга чувства эмпатии; формирование навыка эмоциональной поддержки у детей и родителей [2].

Предложенный вариант программы предусматривает отдельные занятия для родителей, а так же совместные занятия с детьми, направленные на отработку навыков межличностного взаимодействия, развитие эмпатии и эмоциональной поддержки, сближения двух миров: взрослого и детского. Эти формы работы позволяют родителям в непосредственном контакте с ребенком опробовать новые способы конструктивного взаимодействия, опираясь, в том числе, на знания и опыт, полученные в ходе психологического просвещения.

Адресатом психологической программы являются семьи, имеющие детей в возрасте от трех до шести лет, как с нормативным, так и с отклоняющимся развитием. Размер группы для детско-родительских занятий : от пяти до десяти полных семей. Продолжительность программы: шесть занятий. Режим занятий: один раз в две недели по полтора часа.

Основные методы, используемые на детско-родительских занятиях – индивидуальная и совместная игра, наблюдение и коррекция детско-родительского взаимодействия. При работе с родителями используется метод беседы, информирование, ответы на вопросы и групповая дискуссия.

Таким образом, мы пришли к выводу о том, что молодые семьи являются крайне уязвимыми и неопытными в построении детско-родительских отношений. Данная категория является крайне незащищенной и имеет огромную потребность в получении психологической помощи в становлении детско-родительских отношений. По результатам экспериментального исследования молодых семей можно говорить о том, что в молодых семьях наблюдаются проблемы. Родители выбирают как правильные так и не правильные методы воспитания, отношения не являются гармоничными, а стили воспитания – директивными. На основании полученных данных, нами осуществлена разработка программы психологической помощи молодой семье в становлении детско-родительских отношений. В дальнейшем мы планируем реализовать данную программу на практике и отследить динамику ее результатов.

Литература:

1. Посысоев, Н. Н. Основы психологии семьи и семейного консультирования. Учебник для академического бакалавриата / Н. Н. Посысоев. - М. : Юрайт, 2019. - 259 c.

2. Синягина, Н. Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений / Н. Ю. Синягина. - М. : Владос, 2015. - 885 c.

3. Шнейдер, Л. Б. Семейное консультирование. Молодая семья и ребенок-дошкольник :учебное пособие для вузов / Л. Б. Шнейдер, М. С. Рогач. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019 — 576 с.

4. Эйдемиллер, Э. Психология и психотерапия семьи / Э. Эйдемиллер, В. Юстицкис. - М. : Питер, 2017. - 672 c.

Публикации по теме:

Фотоотчет о новогодней выставке детско-родительских поделокФотоотчет о новогодней выставке детско-родительских поделок Зима - удивительное время года, ей присуща белоснежная красота. Это магическая и сказочная пора, которая не имеет себе равных. Она пробуждает.

Фотоотчёт о выставке детско-родительских работ «Осенняя ярмарка»Фотоотчёт о выставке детско-родительских работ «Осенняя ярмарка» Осень замечательная пора. С особенной трепетностью её встречают дети в детском саду. Потому что это пора новых встреч, новых знаний и.

Фотоотчёт о выставке детско-родительских работ, посвящённых Дню КосмонавтикиФотоотчёт о выставке детско-родительских работ, посвящённых Дню Космонавтики Космос хранит в себе множество тайн и загадок. Издавна люди во всём мире задавались вопросами: «Какая Земля?», «Где её край?». Мореплаватели.

Конкурс детско-родительских поделок «Я и моя семья» (фотоотчёт)Конкурс детско-родительских поделок «Я и моя семья» (фотоотчёт) В своём детском саду мы часто проводим разнообразные конкурсы для родителей, привлекаем родителей к деятельности, которую они могут сделать.

Отчет о выставке детско-родительских работ «Дары осени»Отчет о выставке детско-родительских работ «Дары осени» Осень- это прекрасная пора, которая дарит нам необыкновенную красоту. Она раскрывает перед нами свои тайны и секреты. В это время года можно.

Отчет о выставке детско-родительских работ «Осенняя фантазия»Отчет о выставке детско-родительских работ «Осенняя фантазия» Наступила осень - чудная пора, богатая своими яркими красками и урожаям фруктов, овощей, ягод и грибов. В детском саду состоялась ежегодная.

Психологическое сопровождение детско-родительских отношений в условиях ФГОС до Понятие «сопровождение» означает «следовать рядом», делая возможным, реально выполнимым то, что запланировано. А это в свою очередь преобразование.

Участие в проекте «Оптимизация детско-родительских отношений «На крыльях семейного счастья»Участие в проекте «Оптимизация детско-родительских отношений «На крыльях семейного счастья» Семья – это МЫ. Семья – это я, Семья – это папа и мама моя, Семья – это Павлик — братишка родной, Семья – это котик пушистенький мой,.

Выставка детско-родительских работ «Осенние фантазии»Выставка детско-родительских работ «Осенние фантазии» ВЫСТАВКА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ РАБОТ «ОСЕННИЕ ФАНТАЗИИ» Автор: Ланкина Светлана Петровна воспитатель ГБОУ «Школа №1356», дошкольный корпус.

Выставка детско-родительских работ «Светлая Пасха»Выставка детско-родительских работ «Светлая Пасха» Повсюду благовест гудит, Изо всех церквей народ валит. Заря глядит уже с небес… Христос Воскрес! Христос Воскрес! Среди всех христианских.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психологическая помощь молодой семье в становлении детско-родительских отношений
Опубликовано: 9 декабря 2020 в 15:07
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД