Наталья Афанасьева
Психологическое сопровождение образовательного процесса
▼ Скачать + Заказать документы
Психологическое сопровождение, согласно Федеральному Государственному Образовательному Стандарту Дошкольного Образования (ФГОС ДО) является важнейшим условием повышения качества образования в современном детском саду. Понятие «качество» рассматривается как адекватная характеристика развития ребенка в дошкольном возрасте.
Публикация «Психологическое сопровождение образовательного процесса» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
Психологическое сопровождение образовательного процесса в условиях введения ФГОС должно быть ориентировано не только на психодиагностическую и коррекционно-развивающую совместную деятельность с детьми, но и на тесное сотрудничество с семьями воспитанников и педагогическим коллективом организации.
В дошкольных образовательных учреждениях возрастает роль деятельности педагога-психолога, поскольку достижение образовательных целей без психологического сопровождения программы осуществить сложно. Рационально организованное взаимодействие педагога-психолога с участниками образовательных отношений в дошкольной организации и повышает эффективность образовательной работы с детьми. Учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, создание необходимых условий для психического развития и становления личности каждого ребенка обеспечивает наиболее продуктивный характер образовательной деятельности. Повышение психологической культуры воспитателя — необходимая и важная составляющая психологического сопровождения образовательного процесса.
Психологическое сопровождение образовательного процесса предполагает:
• повышение уровня психологической компетентности всех взрослых: взаимодействующих с ребёнком, и включает в себя глубокие знания возрастных особенностей и закономерностей развития детской психики, ориентированность на первичность развития базовых познавательных процессов;
• принятие условности возрастных норм, индивидуальности и уникальности каждого ребёнка;
• умение распознавать «внешние сигналы» ребёнка об утомлении, перевозбуждении, потере интереса к делу, недомогании и др. и правильно их интерпретировать.
Психологическое сопровождение рассматривается как участие педагога-психолога в образовательном процессе, направленном на:
• психологическое просвещение персонала;
• гуманизацию воспитательной работы с целью заменить ориентацию на выполнение программ на ориентацию на нужды, самочувствие, интересы воспитанника;
• адаптацию ребенка к детскому саду;
• организацию разновозрастного общения.
Основаниями психологического сопровождения являются:
• амплификация детского развития - максимальное обогащение личностного развития детей на основе широкого развертывания разнообразных видов деятельности, а также общения детей со сверстниками и взрослыми;
• психологическая безопасность образовательной среды;
• принцип ведущей деятельности;
• принцип личностного – деятельностного подхода;
• принцип личностно - ориентированного взаимодействия взрослого с ребенком;
• интеграция, взаимопроникновение разных видов деятельности;
• открытость системы дошкольного образования - систему дошкольного образования нельзя ограничивать только семьей или только детским садом, нельзя строить будни, не обращая внимания на проведение и организацию праздников и выходных, нельзя организовывать занятия, игнорируя досуг и свободные виды деятельности дошкольников.
Направления психологического сопровождения образовательного процесса.
1. Направление «Психологическая диагностика».
Психологическая диагностика – психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности с целью:
выявления особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества.
Осуществляется в форме:
• плановой диагностики, диагностики воспитанников в рамках ПМПк или диагностики по запросу педагогов, родителей и администрации и рассматривается как важный подготовительный этап индивидуального и группового консультирования, психолого-педагогического консилиума.
• наблюдения
• собеседования
• анкетирования
• анализа результатов детской деятельности (рисунки, сочинение сказок и т. п.)
В данном направлении по запросам родителей, педагогов, администрации образовательной организации проводится углубленная диагностика развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников образовательного процесса.
2. Направление «Коррекционная и развивающая работа».
В контексте ФГОС ДО деятельность педагога - психолога, направленная на изменения во внутренней, психологической сфере воспитанников, рассматривается как развивающая. Согласно ФГОС ДО к условиям реализации ООПДО предполагается организация развивающих занятий, направленных на коррекцию определенных недостатков в психическом развитии детей.
Выбор конкретной формы, технологии и содержания работы по данному направлению, определение адресной группы воспитанников является результатом психологической диагностики.
Данное направление деятельности включает в себя достаточно широкий спектр форм работы:
• групповые психокоррекционные занятия (работа с проблемами в личностной и познавательной сферах);
•групповые психокоррекционные занятия (работа с проблемами в эмоционально-волевой сферах);
• индивидуальные психокоррекционные занятия (работа с проблемами в личностной и познавательной сферах);
• тренинговые занятия с педагогами и специалистами ДОУ;
• индивидуальные занятия с одаренными детьми;
• занятия по психологической подготовке детей к школьному обучению.
Направление реализуется по следующим разделам:
• развитие интегративных качеств в соответствии с образовательными областями;
• развивающая работа (сопровождение) в период процесса адаптации ребенка к условиям организации;
• развивающая работа в рамках психологической готовности к школьному обучению;
• развивающая работа по преодолению трудностей в развитии одаренных дошкольников и др. ;
• развивающая работа на активизацию познавательной деятельности;
• развивающая работа по формированию у детей отдельных высших психических функций (памяти, внимания, восприятия и т. д.);
• развивающая работа по овладению воспитанниками знаниями об окружающем мире;
• коррекционно-развивающая работа недостатков эмоционально-личностного и социального развития детей.
В технологическом аспекте данное направление деятельности предполагает широкое использование разнообразных игр, в том числе психотехнических, раскрепощающих; проблемных ситуаций, разрешаемых в процессе экспериментов, дискуссий, проектов, творческих заданий и др. Ведущими выступают игровые технологии, создающие, согласно, Л. С. Выготскому, условия для спонтанно - реактивной деятельности детей. При отборе психологического инструментария ведущим принципом является принцип целостного воздействия на личность ребенка.
3. Направление «Психологическая профилактика».
Психологическая профилактика в контексте ФГОС ДО рассматривается как приоритетное направление деятельности педагога - психолога.
Цель психологической профилактики: состоит в том, чтобы обеспечить раскрытие возможностей возраста, снизить влияние рисков на развитие ребенка. Его индивидуальности (склонностей, интересов, предпочтений, предупредить нарушения в становлении личностной и интеллектуальной сфер через создание благоприятных психогигиенических условий в образовательном учреждении.
Психогигиена предполагает предоставление всем участникам образовательного процесса психологической информации для предотвращения возможных проблем:
1) Психологическая профилактика направлена на развитие коммуникативных способностей и социальной адаптации детей, развитию познавательных и творческих способностей у детей, развитие игровой деятельности как ведущей в дошкольном возрасте, развитию эмоциональной сферы, мотивационной. Работу с детьми можно проводить в форме тренинговых упражнений, предпочтение отдавать групповым играм.
2) Работа с педагогами направлена на профилактику эмоционального выгорания, создание в ДОУ благоприятного психологического климата, профилактика и своевременное разрешение конфликтов в ДОУ, повышение эффективности в работе с детьми и родителями, профессиональный и личностный рост. Здесь можно спланировать консультации, тренинги, совместные встречи с родителями и детьми и т. д.
3) Работа с родителями предполагает профилактику дезадаптивного поведения в семье, формирование доброжелательных доверительных отношений с ребёнком, направленность на формирование полноценной личности.
4. Направление «Психологическое просвещение и консультирование».
Под психологическим просвещением понимается приобщение взрослых (педагогов, родителей) и детей к психологическим знаниям. В обществе недостаточно распространены психологические знания, не всегда выражена психологическая культура, предполагающая интерес к другому человеку, уважение особенностей его личности, умение и желание разобраться в своих собственных отношениях, переживаниях, поступках.
Психологическое просвещение предполагает деятельность педагога- психолога по повышению психологической компетенции педагогов и родителей.
Психологическое консультирование – оказание помощи воспитанникам, их родителям (законным представителям, педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и образования посредством психологического консультирования. В условиях образовательной организации осуществляется возрастно-психологическое консультирование, с ориентацией на потребности и возможности возрастного развития, а также на его индивидуальные варианты; с таких же позиций рассматривается консультирование родителей и педагогов.
Задачами консультирования выступают:
• оказание психологической помощи в ситуации реальных затруднений, связанных с образовательным процессом;
• обучение приемам самопознания, саморегуляции, использование своих ресурсов доля преодоления проблемных ситуаций;
• помощь в выработке продуктивных жизненных стратегий в отношении трудных образовательных ситуаций.
Основные формы работы с педагогами: деловая игра, тренинг, педагогический КВН, мозговой штурм, круглый стол, дискуссия, педагогический ринг, семинар-практикум, семинар.
Основные формы работы с родителями: родительский клуб, родительская конференция, родительские собрания,родительские вечера, родительский тренинг, дискуссии, "душевный разговор", мастер-класс, круглый стол, "ящик предложений", информационные стенды, тематические консультации.