Татьяна Котко
Психологическое сопровождение родителей и детей раннего возраста в приод адаптации к детскому саду (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДЕТСКОМУ САДУ (из опыта работы)
Котко Татьяна Петровна,
педагог-психолог, первая квалификационная категория, ДОУ № 132,
город Севастополь
Публикация «Психологическое сопровождение родителей и детей раннего возраста в приод адаптации к детскому саду (из опыта работы)» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Младшая группа
- Опыт работы, практика
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Адаптация - это привыкание организма к новой обстановке. Для ребёнка раннего возраста детский садик, несомненно, является еще неизвестным пространством, с новым окружением и отношениями. Адаптация детей раннего возраста к дошкольному учебному заведению нередко проходит с осложнениями. Эта проблема стоит настолько остро, что необходимость создания системы работы в этом направлении очевидна.
Ответственность за воспитание ребёнка несет семья, а дошкольное учреждение призвано помочь, поддержать, направить и дополнить воспитательную деятельность родителей.
Работа с семьёй - важная задача образовательной системы. Именно семья и семейные отношения - системообразующее ядро каждой образовательной программы. Необходимы чёткие взаимодействия и преемственность между детским садом и семьёй. Ребенок часто находится между этими двумя важнейшими институтами воспитания, попадая в мир противоречивых требований, что влияет на его эмоциональное и психологическое развитие [3, с. 33].
Актуальность данной работы обуславливается двумя факторами: с одной стороны отмечаются неблагоприятные тенденции к ухудшению состояния здоровья детей, с другой стороны существует необходимость совершенствования подходов к взаимодействию дошкольного учебного заведения и семьи, поиска форм эффективного сотрудничества педагогов и родителей при адаптации ребёнка раннего возраста к новым жизненным условиям [4, с. 26].
Учёными установлено, что, многие дети раннего возраста переживают эмоциональный стресс, связанный с разлукой с матерью со всеми его отрицательными последствиями: возникают расстройства в функциональном состоянии организма, сопровождающиеся отчётливым изменением эмоционально поведенческих реакции и другими клиническими проявлениями; отмечаются реакции «биологической осторожности» или протеста, которые выражаются в виде плача, страха, агрессивных действий или общей заторможенности, негативизма; социальные контакты и речевая активность уменьшается вплоть до их исчезновения; дети теряют часть приобретённых ранее навыков; резко снижается аппетит, нарушается продолжительность и глубина сна; отмечается задержка темпа нервно-психического и физического развития; соматические изменения проявляются в потере массы веса, усилении бледности кожи, сухости слизистых, похолодании конечностей, учащении пульса; у часто болеющих детей с пограничными состояниями проявляются расстройства в виде энуреза расстройства стула, обострения кожных высыпаний [10, с. 17].
Врачи считают, что степень выраженности указанных отклонений зависит от состояния здоровья ребёнка и его индивидуальных особенностей. Появился даже термин «адаптационной болезни». Кроме того, результаты научных исследований свидетельствуют о том, что характер адаптации ребёнка раннего возраста к детскому саду является прогностическим тестом для характеристики динамики его состояния здоровья и адаптации к школе [4, с. 37].
Изучение отечественной и зарубежной литературы и передового педагогического опыта показывают, что арсенал средств, форм и методов работы с детьми и родителями может быть значительно расширен, если организовать посещение ребёнком вместе с мамой группы в период адаптации.
Сотрудничество представляет собой своеобразный этап в развитии взаимодействия семьи и детского сада. Это в вопрос освещён в работах М. И. Лисиной, Е. О. Смирновой, Л. Н. Галигузовой, Л. Н. Павловой и др. Поддержка родителей, воспитывающих ребёнка раннего возраста, должна начинаться, когда способы взаимодействия семьи с окружающим миром и внутри ее еще только складываются [8, с. 21].
В раннем возрасте адаптация к дошкольному учреждению проходит крайне болезненно. Поэтому необходимо так организовать этот период, чтобы как можно меньше травмировать ребенка.
Чёткая, профессионально слаженная и продуманная работа педагогов, педагога-психолога и медиков, благополучный микроклимат в дошкольном заведении, взаимодействие с родителями - залог оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду. Объединив свои усилия, родители и педагоги обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома, и тогда можно с уверенностью сказать, что произошедшие изменение в жизни ребёнка - ему на благо [3, с. 7].
Как показывает опыт работы педагога-психолога, чёткая организация адаптационного периода и профессиональная готовность воспитателей к приему малышей, позволяет создать условия для привыкания детей к детскому саду и пройдёт максимально легко.
Взрослые должны организовать жизнь ребёнка так, чтобы малыш наиболее адекватно, почти безболезненно приспосабливался к новым условиям, чтобы у него формировались положительное отношение к детскому саду и навыки общения, прежде всего со сверстниками [10, с. 12].
В нашем дошкольном образовательном учреждении № 132 «Золотая рыбка» города Севастополя с 2010 года в течение всего периода адаптации детей к условиям детского сада, с августа по октябрь месяц, проводятся педагогом-психологом занятия совместно с родителями и детьми поступающих в группы раннего возраста.
Основные направления работы психологической службой дошкольного заведения в период адаптации это : работа с родителями и воспитанниками в период их адаптации; активное сотрудничество с родителями по вопросу адаптации; воспитатель-методист и психологическая служба осуществляют контроль знаний и действий самих воспитателей, готовящихся принять группу вновь прибывших дошкольников.
Для родителей, в помещении ДОУ оформлены информационные стенды, на которых расположены документы необходимые для родителей при оформлении ребёнка в ДОУ; в группах раннего возраста - оформлены информационные уголки, папки «Советы психолога» с подборкой материала по теме «Как подготовить малыша к поступлению в детский сад» (как обеспечить привыкание ребенка к новым условиям с практическими рекомендациями для родителей, чьи дети впервые поступают в детский сад.); информационные листы-памятки с кратким материалом «Адаптация. Что это такое?» и «Рекомендации по подготовке ребёнка к детскому саду», которые родители могут взять с собой.
Педагог-психолог проводит консультации с родителями по вопросам адаптации; составляет совместно с родителями индивидуальный план адаптации ребёнка (максимальное сближение режима дня ребёнка в семье с режимом детского сада); знакомится и беседует с родителями и ребёнком при поступлении в дошкольное заведение (сбор информации о воспитаннике и о семье; выявление отношения родителей к поступлению ребёнка в детский сад; установление партнерских, доброжелательных отношений); совместно с воспитателями проводит анкетирование родителей (собирается информация о ребё нке: выясняются индивидуально-личностные привычки, приученность к режиму, питанию, особенности засыпания и сна, игровые навыки, умение вступать в контакт с незнакомыми взрослыми и сверстниками, а затем анкеты анализируются педагогом-психологом и воспитателями.
Педагог-психолог совместно с воспитателями готовит план работы по адаптации детей в ДОУ (см. Приложение 1); памятку по организации педагогического процесса в период адаптации (см. Приложение 2); проводит экскурсии по территории дошкольного заведения родителям и детям (знакомство с игровой площадкой, группой, знакомит детей с раздевалкой и шкафчиком, ждущим малыша; групповым помещением и игрушками, которые с нетерпением ожидают встречи с ним; знакомит с детьми, уже посещающими детский сад, с их интересной и разнообразной жизнью). Воспитатели ведут «Листа адаптации», где отмечаются эмоциональное состояние ребёнка, аппетит, сон, взаимоотношения с взрослыми и сверстниками, вид наиболее предпочитаемой деятельности (первоначально для каждого ребёнка устанавливается индивидуальный режим. Время пребывания малыша в ДОУ увеличивается постепенно в зависимости от его привыкания. Данный вопрос решается совместно врачом, педагогом-психологом и воспитателями).
Педагог-психолог проводит консультации с воспитателями по вопросам адаптации. Цель - выявление имеющихся у педагогов знаний по организации адаптационного периода с детьми раннего возраста; пропаганда лучшего опыта и новых подходов к адаптации малышей.
Помогает воспитателям в создании условий комфортной психологической атмосферы в группе, организации и оснащении игровых зон на игровых площадках и групповых помещений. Цель - чтобы ребёнку хотелось остаться, и почувствовать себя более комфортно и спокойно; чтобы создать бодрое, радостное настроение у детей в течение всего дня, избежать обыденности обстановки.
Для того, чтобы дети лучше адаптировались к детскому саду в основной группе, научились взаимодействовать с воспитателем и друг с другом, приобрели определенные умения и навыки в соответствии с их индивидуальными и возрастными особенностями, успешно развивались, а так же помочь родителям научиться лучше понимать своих детей и взаимодействовать с ними. С этой же целью педагог-психолог предлагает принять участие в занятиях родителям с детьми.
Заранее, до поступления в группу, я приглашаю на совместные занятия родителей и детей (группа формируется по 4 пары, занятия проводятся ежедневно в течение недели - 5 занятий). Цель - предварительно познакомиться с местом будущего пребывания ребёнка.
Занятия построены в игровой форме, так как главным расслабляющим средством для дошкольника является игра. Основная задача в этот период - налаживание доверительных отношений с каждым ребёнком, попытка вызвать у детей положительное отношение к детскому саду. Игра позволяет маленькому ребёнку не испытывать разочарования от того, что он мал и беспомощен, что должен исполнять чужие распоряжения; помогает познать окружающий мир, развить самоуважение, достигать успеха в собственных глазах; развивает искусство общения; помогает управлять своими чувствами; дает возможность пережить массу эмоций.
Список использованных источников:
1. Алфёрова И. Н., Тонкова-Ямпольская Р. В., Черток Т. Я. Основы медицинских знаний. - М., 1986
2. Галанов А. С. Развитие ребёнка от 2 до 3 лет. - Издательство «Мозаика Синтез», 2007