Получи документы

Психологическое сопровождение родителей и детей раннего возраста в приод адаптации к детскому саду (из опыта работы)

Татьяна Котко
Психологическое сопровождение родителей и детей раннего возраста в приод адаптации к детскому саду (из опыта работы)

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДЕТСКОМУ САДУ (из опыта работы)

Котко Татьяна Петровна,

педагог-психолог, первая квалификационная категория, ДОУ № 132,

город Севастополь

Публикация «Психологическое сопровождение родителей и детей раннего возраста в приод адаптации к детскому саду (из опыта работы)» размещена в разделах

Адаптация - это привыкание организма к новой обстановке. Для ребёнка раннего возраста детский садик, несомненно, является еще неизвестным пространством, с новым окружением и отношениями. Адаптация детей раннего возраста к дошкольному учебному заведению нередко проходит с осложнениями. Эта проблема стоит настолько остро, что необходимость создания системы работы в этом направлении очевидна.

Ответственность за воспитание ребёнка несет семья, а дошкольное учреждение призвано помочь, поддержать, направить и дополнить воспитательную деятельность родителей.

Работа с семьёй - важная задача образовательной системы. Именно семья и семейные отношения - системообразующее ядро каждой образовательной программы. Необходимы чёткие взаимодействия и преемственность между детским садом и семьёй. Ребенок часто находится между этими двумя важнейшими институтами воспитания, попадая в мир противоречивых требований, что влияет на его эмоциональное и психологическое развитие [3, с. 33].

Актуальность данной работы обуславливается двумя факторами: с одной стороны отмечаются неблагоприятные тенденции к ухудшению состояния здоровья детей, с другой стороны существует необходимость совершенствования подходов к взаимодействию дошкольного учебного заведения и семьи, поиска форм эффективного сотрудничества педагогов и родителей при адаптации ребёнка раннего возраста к новым жизненным условиям [4, с. 26].

Учёными установлено, что, многие дети раннего возраста переживают эмоциональный стресс, связанный с разлукой с матерью со всеми его отрицательными последствиями: возникают расстройства в функциональном состоянии организма, сопровождающиеся отчётливым изменением эмоционально поведенческих реакции и другими клиническими проявлениями; отмечаются реакции «биологической осторожности» или протеста, которые выражаются в виде плача, страха, агрессивных действий или общей заторможенности, негативизма; социальные контакты и речевая активность уменьшается вплоть до их исчезновения; дети теряют часть приобретённых ранее навыков; резко снижается аппетит, нарушается продолжительность и глубина сна; отмечается задержка темпа нервно-психического и физического развития; соматические изменения проявляются в потере массы веса, усилении бледности кожи, сухости слизистых, похолодании конечностей, учащении пульса; у часто болеющих детей с пограничными состояниями проявляются расстройства в виде энуреза расстройства стула, обострения кожных высыпаний [10, с. 17].

Врачи считают, что степень выраженности указанных отклонений зависит от состояния здоровья ребёнка и его индивидуальных особенностей. Появился даже термин «адаптационной болезни». Кроме того, результаты научных исследований свидетельствуют о том, что характер адаптации ребёнка раннего возраста к детскому саду является прогностическим тестом для характеристики динамики его состояния здоровья и адаптации к школе [4, с. 37].

Изучение отечественной и зарубежной литературы и передового педагогического опыта показывают, что арсенал средств, форм и методов работы с детьми и родителями может быть значительно расширен, если организовать посещение ребёнком вместе с мамой группы в период адаптации.

Сотрудничество представляет собой своеобразный этап в развитии взаимодействия семьи и детского сада. Это в вопрос освещён в работах М. И. Лисиной, Е. О. Смирновой, Л. Н. Галигузовой, Л. Н. Павловой и др. Поддержка родителей, воспитывающих ребёнка раннего возраста, должна начинаться, когда способы взаимодействия семьи с окружающим миром и внутри ее еще только складываются [8, с. 21].

В раннем возрасте адаптация к дошкольному учреждению проходит крайне болезненно. Поэтому необходимо так организовать этот период, чтобы как можно меньше травмировать ребенка.

Чёткая, профессионально слаженная и продуманная работа педагогов, педагога-психолога и медиков, благополучный микроклимат в дошкольном заведении, взаимодействие с родителями - залог оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду. Объединив свои усилия, родители и педагоги обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома, и тогда можно с уверенностью сказать, что произошедшие изменение в жизни ребёнка - ему на благо [3, с. 7].

Как показывает опыт работы педагога-психолога, чёткая организация адаптационного периода и профессиональная готовность воспитателей к приему малышей, позволяет создать условия для привыкания детей к детскому саду и пройдёт максимально легко.

Взрослые должны организовать жизнь ребёнка так, чтобы малыш наиболее адекватно, почти безболезненно приспосабливался к новым условиям, чтобы у него формировались положительное отношение к детскому саду и навыки общения, прежде всего со сверстниками [10, с. 12].

В нашем дошкольном образовательном учреждении № 132 «Золотая рыбка» города Севастополя с 2010 года в течение всего периода адаптации детей к условиям детского сада, с августа по октябрь месяц, проводятся педагогом-психологом занятия совместно с родителями и детьми поступающих в группы раннего возраста.

Основные направления работы психологической службой дошкольного заведения в период адаптации это : работа с родителями и воспитанниками в период их адаптации; активное сотрудничество с родителями по вопросу адаптации; воспитатель-методист и психологическая служба осуществляют контроль знаний и действий самих воспитателей, готовящихся принять группу вновь прибывших дошкольников.

Для родителей, в помещении ДОУ оформлены информационные стенды, на которых расположены документы необходимые для родителей при оформлении ребёнка в ДОУ; в группах раннего возраста - оформлены информационные уголки, папки «Советы психолога» с подборкой материала по теме «Как подготовить малыша к поступлению в детский сад» (как обеспечить привыкание ребенка к новым условиям с практическими рекомендациями для родителей, чьи дети впервые поступают в детский сад.); информационные листы-памятки с кратким материалом «Адаптация. Что это такое?» и «Рекомендации по подготовке ребёнка к детскому саду», которые родители могут взять с собой.

Педагог-психолог проводит консультации с родителями по вопросам адаптации; составляет совместно с родителями индивидуальный план адаптации ребёнка (максимальное сближение режима дня ребёнка в семье с режимом детского сада); знакомится и беседует с родителями и ребёнком при поступлении в дошкольное заведение (сбор информации о воспитаннике и о семье; выявление отношения родителей к поступлению ребёнка в детский сад; установление партнерских, доброжелательных отношений); совместно с воспитателями проводит анкетирование родителей (собирается информация о ребё нке: выясняются индивидуально-личностные привычки, приученность к режиму, питанию, особенности засыпания и сна, игровые навыки, умение вступать в контакт с незнакомыми взрослыми и сверстниками, а затем анкеты анализируются педагогом-психологом и воспитателями.

Педагог-психолог совместно с воспитателями готовит план работы по адаптации детей в ДОУ (см. Приложение 1); памятку по организации педагогического процесса в период адаптации (см. Приложение 2); проводит экскурсии по территории дошкольного заведения родителям и детям (знакомство с игровой площадкой, группой, знакомит детей с раздевалкой и шкафчиком, ждущим малыша; групповым помещением и игрушками, которые с нетерпением ожидают встречи с ним; знакомит с детьми, уже посещающими детский сад, с их интересной и разнообразной жизнью). Воспитатели ведут «Листа адаптации», где отмечаются эмоциональное состояние ребёнка, аппетит, сон, взаимоотношения с взрослыми и сверстниками, вид наиболее предпочитаемой деятельности (первоначально для каждого ребёнка устанавливается индивидуальный режим. Время пребывания малыша в ДОУ увеличивается постепенно в зависимости от его привыкания. Данный вопрос решается совместно врачом, педагогом-психологом и воспитателями).

Педагог-психолог проводит консультации с воспитателями по вопросам адаптации. Цель - выявление имеющихся у педагогов знаний по организации адаптационного периода с детьми раннего возраста; пропаганда лучшего опыта и новых подходов к адаптации малышей.

Помогает воспитателям в создании условий комфортной психологической атмосферы в группе, организации и оснащении игровых зон на игровых площадках и групповых помещений. Цель - чтобы ребёнку хотелось остаться, и почувствовать себя более комфортно и спокойно; чтобы создать бодрое, радостное настроение у детей в течение всего дня, избежать обыденности обстановки.

Для того, чтобы дети лучше адаптировались к детскому саду в основной группе, научились взаимодействовать с воспитателем и друг с другом, приобрели определенные умения и навыки в соответствии с их индивидуальными и возрастными особенностями, успешно развивались, а так же помочь родителям научиться лучше понимать своих детей и взаимодействовать с ними. С этой же целью педагог-психолог предлагает принять участие в занятиях родителям с детьми.

Заранее, до поступления в группу, я приглашаю на совместные занятия родителей и детей (группа формируется по 4 пары, занятия проводятся ежедневно в течение недели - 5 занятий). Цель - предварительно познакомиться с местом будущего пребывания ребёнка.

Занятия построены в игровой форме, так как главным расслабляющим средством для дошкольника является игра. Основная задача в этот период - налаживание доверительных отношений с каждым ребёнком, попытка вызвать у детей положительное отношение к детскому саду. Игра позволяет маленькому ребёнку не испытывать разочарования от того, что он мал и беспомощен, что должен исполнять чужие распоряжения; помогает познать окружающий мир, развить самоуважение, достигать успеха в собственных глазах; развивает искусство общения; помогает управлять своими чувствами; дает возможность пережить массу эмоций.

Список использованных источников:

1. Алфёрова И. Н., Тонкова-Ямпольская Р. В., Черток Т. Я. Основы медицинских знаний. - М., 1986

2. Галанов А. С. Развитие ребёнка от 2 до 3 лет. - Издательство «Мозаика Синтез», 2007

Публикации по теме:

Использование современных педагогических технологий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОу Проблема Трудности, возникающие в процессе адаптации детей раннего возраста к детскому саду Актуальность Адаптация-это серьёзное испытание.

Один день из жизни нашей группы Презентация готовилась к родительскому собранию "Адаптация детей в группе раннего возраста". Адаптация - это приспособление организма к.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психологическое сопровождение родителей и детей раннего возраста в приод адаптации к детскому саду (из опыта работы)
Опубликовано: 26 января 2015 в 14:13
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД