Психология развития как наука

Надежда Прудникова
Психология развития как наука

Предмет психологии развития

В. С. Мухина: «Это наука, изучающая условия, движущие силы онтогенеза психики человека, развития отдельных познавательно-психических процессов, формирования качеств личности».

О. Смирнова: «Это наука, изучающая особенности психической жизни человека, закономерности психического развития от рождения до старости».

Л. Ф. Обухова: «Это наука, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности во взаимосвязи с возрастом».

Сравнительный анализ

Психология развития как наука

Объект психологии развития – психическое развитие человека.

Для современной психологии развития основная дифениция науки находится в стадии преобразования, традиционным считалась интерпретация психического развития КИТРВПФ (культурно-историческая теория развития высших психических функций – Л. С. Выготский).

Для современной науки актуальной стала антропологическая концепция развития В. И. Слабодчикова, который иначе формулирует данную категорию:

КИТРВПФ - процесс количественно-качественных изменений в психики человека, который приводит к появлению психических новообразований.

Антропологическая концепция- многосоставной процесс, который в разных пропорциях объединяет в себе процессы становления, формирования, саморазвития.

Предмет психологии развития – условия, закономерности, движущие силы психического развития человека с учетом возраста.

Основой категории предмета науки интерпретируется в ней с позиции КИТРВПФ, данный автор обосновал основное понятийное содержание психологии развития как науки, что бесспорным является и сегодня:

Условия психологии развития – совокупность, внутренних и внешних постоянно действующих факторов, которые не являются движущими силами, но сильно влияют на развитие сами, постепенно направляя его ход, что существенно формирует динамику и главное определяет конечный результат:

Движущие силы – это те факторы, которые определяют собой поступательное развитие ребенка, является его причинами, содержит в себе энергетические, побудительные источники развития и всегда направляют его «развития» в нужное русло:

Движущие силы – противоречия.

[i]Закономерности психологии развития [/i]– совокупность общих и частных законов, с помощью которых описывается психика развития человека. Опираясь на данные законы развитием можно управлять:

В современной психологии развития к данной триаде предмета науки добавляют изучение видов изменений в психике развития.

КИТРВПФ – интерпретация предмета науки:

1.

2.

Обучение развитие зона ближайшего развития

3. Закономерности

I. Традиционный подход [/b](КИТРВПФ Л. С. Выготский)

1) Закон гетерохронности (ритм развития не совпадает с ритмом времени, чем младше ребенок, тем выше динамика его развития).

Данный закон важен при проведении педагогических диагностик, т. к. определяет индивидуальные различия в усвоении материала, связанные с возрастной динамикой.

2) Закон сензитивности (чувствительности) – в развитие психики можно выделить гиперчувствительные периоды в развитию разных познавательно-психических процессов:

Данный закон является научной проблемой, т. к. до сих пор не выявлены все сензитивные периоды, влияющие на эффективность обучения.

3) Закон метаморфозы – психика ребенка отличается от психики взрослого, ребенок не маленький взрослый.

4) Закон компенсации – при недоразвитии одних психических функций другие познавательно-психические процессы это компенсируют.

II. Современный взгляд на значимость психологии развития (В. П. Зинченко, Е. Б. Моргунова)

1) Творческий характер развития – важным в психике развития является не усвоение опыта, а порождение его.

2) Ведущая роль социокультурного контекста в психическом развитии – обучение должно быть обогащено культурными и историческими контекстами.

3) Ведущая роль сензитивных периодов развития – важен учет данных периодов в обучении.

4) Совместная деятельность и общение как движущая сила развития и средство обучения.

5) Ведущая детальность – законы ее смены важнейшее основание периодизации возрастного развития, принцип развивающего обучения.

6) Зона ближайшего развития как метод диагностики способностей и возможного шага в развитии ребенка.

7) Амплификация детского развития (А. В. Запорожец) – обогощение развития в предметной среде.

В игровой среде должны быть игрушки, детские игры рассчитанные на детей старше по возрасту, чем дети в группе.

8) Непреходящая ценность всех этапов детского развития – каждый этап детства должен быть прожит полноценно (дошкольное детство – не подготовка к школе).

9) Закон взаимосвязи аффекта и интеллекта (С. Г. Якобсон) – три типа учебной мотивации основанные на данном законе: игровая; мотивация общения в условиях помощи взрослому; мотивация личностной заинтересованности.

10) Опосредованная роль знаково-символических структур – в обучении важно использование метода моделирования.

11) Закон интерио и экстериоризации – в обучении детей дошкольного возраста доминирует механизм экстериоризации (внешний внутренний).

12) Неравномерность или гетерохронность психического развития – индивидуальные различия в развитии и обучении, из-за разности времени созревания психических функций.

Цели и задачи

Цель – разработка общеевропейской концепции возрастной периодизации психического развития с однозначными возрастными границами.

Задачи:

1. Обосновывать ведущие закономерности гармоничного психического развития.

2. Разработать психические рекомендации по сопровождению личности в период возрастных кризисов.

3. Опробировать комплекс диагностических процедур по оценке возрастной нормы развития.

4. Типизировать формы психического развития.

Методология

Методология = принципы + способы

Философский уровень

Б < С (биологический фактор имеет меньшее влияние на развитие личности, чем социальный фактор)

Б = С (биологический фактор имеет такое же влияние на развитие личности, как и социальный фактор)

Б > С (биологический фактор преобладает над социальным фактором в развитии личности)

Для советского периода становление психологии развития как развития ключевое являлось Дж. Локка.

Для российской психологии характерен плюрализм мнений на соотношение Б и С в психологии развития.

Теория возрастной периодизации Д. Б. Эльконина как основа проектирования

1935 г. Л. С. Выготский впервые опубликовал статью «К проблеме возраста».

В данной статье получила решение мировая научная проблема психологии развития – поиск научного основания к классификации теорий возрастной периодизации.

Автором обоснованы три группы теорий.

I. Вошли теории, основанные на одном внешнем критерии не связанном с психологией развития. В данную группу входят все зарубежные психологические теории. Например:

1. Теория Рене Заззо

Критерии психологии развития – этапы и специфика обучения.

2. Теория и периодизация П. П. Блонский

Критерии – период дентеции (смены зубов). Критерии взрослости это появление зуба мудрости.

II. Один внутренний критерий тесно связанный с психологией развития. В данную группу входят все зарубежные теории возникшие в середине XX в.

1. [b]Психоаналитическая теория возрастной периодизации З. Фрейда[/b]

Критерий – движение энергии Либидо по эрогенным зонам.

2. Когнитивная теория возраста Ж. Пиаже

Критерий – созревание мыслительных операций в формате словесно-логического мышления (синтез, обобщение, сравнение, классификация, конкретизация, анализ, абстрагирование).

3. Теория морального развития Леон КолбергКритерии – специфика становления морального сознания.

III. Критериев несколько, они внешне внутренние тесно связаны с психологией развития. Данный автор (Л. С. Выготский) полагает, что теории отнесенные к 3-й группе наиболее полно раскрывают специфики психологии развития. К данной группе относятся все отечественные теории. Наиболее актуальной в практике образовательной деятельности РФ оказалась теория Д. Б. Эльконина. Например, Д. Б. Эльконин в психологической характеристике возраста задает четыре базовых критерия.

1. [b]Социальная ситуация развития [/b]– совокупность внешних условий определяющих внутренние процессы развития, которые являются типичными для каждого возрастного этапа и обуславливают динамику психического развития на протяжении соответственного возрастного периода и новые качественно своеобразные психологические образования, возникающие к его концу.

2. Ведающая деятельность – деятельность развития который приводит к освоению общественных функций и соответствующих норм поведения.

В психологии развития применительно к категории ведущей деятельности определяются качественные ее признаки:

3. Психические новообразования – совокупность психических явлений, которые позволяют реализовывать ведущую деятельность.

4. Возрастной кризис – это переломная точка на кривой возрастной развития. В психологии развития выделены признаки возрастного кризиса:

Границы определяющие начало и конец кризиса от смежных периодов крайне неотчетливы. Кризис возникает незаметно, очень трудно определить момент его наступления и окончания.

Трудновоспитуемость в трудный период. Наблюдается строптивость, падение успеваемости, работоспособности, возрастает количество конфликтов с окружающими.

Негативный характер развития. В возрастном кризисе совершается скорее разрушительная, чем созидательная работа. Однако одновременно с отмиранием старого наблюдаются и конструктивные процессы развития – появление психических новообразований.

Публикации по теме:

Личностное развитие ребенка с умственной отсталостью Содержание: Проблема личности в современной психологии Развитие личности ребенка от 0 до 18 лет Специфика развития личности при У. О. Заключение.

Автор публикации:
Психология развития как наука
Опубликовано: 30 апреля 2014 в 19:59
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 мая. День березы на МААМ

Русской красавице-березке посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать детям про это дерево и пополнить творческую коллекцию интересными...

19 мая. День русской печки на МААМ

Невозможно представить себе старорусскую избу без русской печи, которая является её душой. Обогреть избу, приготовить еду, искупать детей, затеять стирку, выспаться зимой на тёпленьком, оставить до утра...


Горячие темочки