МААМ-картинки

Психолого-педагогические аспекты развития творческих способностей

Дранникова Диана
Психолого-педагогические аспекты развития творческих способностей

1.1 Психолого-педагогические аспекты развития творческих способностей

Для того чтобы раскрыть сущность творческих способностей, их струк-туру и характерные особенности, учитывая отсутствие единого общеприня-того подхода, рассмотрим необходимые для этого основные понятия. Стерж-невыми в нашем исследовании являются понятия «творчество» и «способно-сти».

Публикация «Психолого-педагогические аспекты развития творческих способностей» размещена в разделах

Творчество - это процесс создания субъективно нового, основанный на способности порождать оригинальные идеи и использовать нестандартные способы деятельности [1].

С точки зрения психологии и педагогики особенно ценным является сам процесс творческой работы, изучение процесса подготовки к творчеству, вы-явление форм, методов и средств развития творчества. Творчество является целеустремленным, упорным, напряженным трудом. Оно требует мысли-тельной активности, интеллектуальных способностей, волевых, эмоциональ-ных черт и высокой работоспособности [16].

Выготский Л. С. говорил, что высшее выражение творчества до сих пор доступно только немногим избранным гениям человечества, но и в каждо-дневной окружающей нас жизни творчество является необходимым условием существования. Все, что выходит за пределы рутины и в чем заключается хоть доля нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека [7].

Творческая деятельность младшего школьника повышает его вовлеченность в учебный и воспитательный процесс, способствует успешному ус-воению знаний, стимулирует интеллектуальные усилия, уверенность в себе, воспитывает независимость взглядов. М. Н. Скаткин рассматривает отдельные способы активизации творческой деятельности :

1) проблемное изложение знаний;

2) дискуссия;

3) исследовательский метод;

4) творческие работы учащихся;

5) создание атмосферы коллективной творческой деятельности на уроке [2].

Способности - одно из наиболее общих психологических понятий. В отечественной психологии многие авторы давали ему развёрнутые определе-ния.

Отечественные психологи А. Н. Леонтьев и Б. М. Теплов занимались изучением способностей, с разных точек зрения. В фокусе внимания Б. М. Теплова были индивидуально – психологические предпосылки неодинакового успешного развития тех или иных функций и умений. А. Н. Леонтьева интересовало, главным образом, то, как из природных предпосылок на основе структур человеческой деятельности возникает качественно психические функции и процессы (в духе понятия высших психических функций, по Л. С. Выготскому) [15].

Ни тот, ни другой не отрицали врожденного неравенства задатков, с одной стороны, и неоднозначных связи этих задатков с итоговой успешностью сложных форм деятельности – с другой, однако акценты различались, как различалось и употребление понятий. Б. М. Теплов в контексте дифферен-циальной психофизиологии связывал понятие способностей прежде всего с биологически обусловленными различиями, А. Н. Леонтьев же в контексте системного понимания психологических функций и их развития относил это слово к сложным, окультуренным, “ставшими” человеческими функциям [17].

Значительный вклад в теорию способностей внес отечественный ученый Б. М. Теплов. Он и предложил три определения понятия способности и выделил три признака способностей, которые и легли в основу определения, наиболее часто используемого специалистами:

1) способности - это индивидуально – психологические особенности, отличающие одного человека от другого;

2) только те особенности, которые имеют отношения к успешности выполнения деятельности или нескольких деятельностей;

3) способности несводимы к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у человека, хотя и обуславливают лёгкость и быстроту их приобретения [24].

Творческие способности – это совокупность индивидуальных особенностей личности, определяющих возможность успешного осуществления конкретного вида творческой деятельности и обусловливающих уровень ее результативности. Они не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, уме-ниям и навыкам. Творческие способности проявляются в интересе, стремлении и эмоциональном отношении к творчеству, в качестве знаний, уровне развития логического и творческого мышления, воображения, самостоятельности и настойчивости в творческом поиске и обеспечивает создание субъективно нового в той или иной области.

Богоявленская Д. Б. основным показателем творческих способностей выделяет интеллектуальную активность, сочетающую в себе два компонента: познавательный (общие умственные способности) и мотивационный. Критерием проявления творчества является характер выполнения человеком предлагаемых ему мыслительных задач [28].

В научной литературе проблема развития творческих способностей не является новой. О необходимости предоставления детям возможности тво-рить писали еще философы Древней Греции. Знаменитые педагоги, такие как Я. А. Коменский, И. Г. Песталоции, Ф. Фребель и др. придавали этому боль-шое воспитательное значение [12] .

Сухомлинский В. А. писал, что «ребенок по своей природе— пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество— верная дорога к сердцу ребенка. Этим требованиям отвечают уроки ИЗО и технологии. На этих уроках широко и многосторонне раскрываются основы художественного изображения, художественный образ вещи, слова, символика орнамента, связь художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой деятельности. Кроме определенной базы знаний современный человек должен обладать творческим мышлением для решения нестандартных задач, интерпретации материала. А отсутствие творческого начала становится непреодолимым препятствием. Развитие творческих способностей младших школьников необходимо не только для искусства, но и для любой трудовой деятельности.

Сокольникова Н. М. подчеркивала, что изобразительное искусство гармонизирует художественно-образное и логическое начало в мышлении, раз-вивает личность не односторонне, а цельно.

По-мнению В. Рогозиной, творческие способности – это особый вид умственных способностей, выражающихся в умении продолжать мыслительную деятельность за пределами требуемого, отклоняться в мышлении от тра-диционных норм и генерировать разнообразные оригинальные идеи, находить способы их практического решения. У школьников творческие способности проявляются в нестандартности, нешаблонности решения предлагаемых им заданий [22].

Как говорит В. Н. Дружинин: «Главное в творчестве - не внешняя активность, а внутренняя - активность создания «идеала», образа мира, где проблема отчуждения человека и среды разрешена. Внешняя активность - это лишь экспликация продуктов внутреннего акта. Особенности протекания творческого процесса как душевного акта и будут предметом дальнейшего изложения и анализа» [11].

Творческие способности детей имеют много индивидуальных различий. Внешние проявления творческого развития многообразны – это и более быстрое развитие речи и мышления ребёнка, и ранняя увлеченность, и любознательность.

Возрастные периоды накладывают значительный отпечаток на проявление творческих способностей. Исследование Е. И. Банзелюк [3] доказало, что все показатели креативности возрастают при переходе от дошкольного возраста к I классу школы. Ко II классу школы значимо возрастают показа-тели беглости, гибкости, оригинальности и абстрактности мышления. При переходе из II в III класс показатели беглости, оригинальности и тщательно-сти разработки перестают расти; показатели беглости, гибкости и оригинальности изменяются согласованно от прогимназии до третьего класса включи-тельно; на высоту показателей могут повлиять: специфичность получаемой ребенком информации, избранная испытуемым тактика работы с материалом, объем знаний внешнего (предметного) мира, опыт в рисовании и собственно продуктивный процесс. Высокие показатели креативности, а также их поло-жительная динамика в дошкольном и младшем школьном возрасте могут иметь не только психологическую, но и физиологическую природу.

Одним из средств развития творческих способностей младшего школь-ника является воспитание, направленное на формирование положительной мотивации и позитивного эмоционально-ценностного отношения к творче-ству; системы знаний, а также элементарных умений и навыков, необходимых для выполнения творческой деятельности; опыта общественно полезной деятельности, умения применять теоретические знания на практике; стремления к самостоятельности, активности, творчеству в любом виде творческой деятельности.

Очень важно, чтобы в период становления личности, в период формирования творческих способностей ребенка рядом был чуткий и опытный педагог, способный развить в ребенке трансформирующую силу, обеспечивающую самодвижение ребенка в развитии его творческих способностей, становясь настоящей творческой личностью.

Обучение детей осуществляется в рамках традиционной системы: УМК «Школа России». Блоки уроков каждой четверти по всем годам обучения подчинены общей теме, каждый цикл уроков пронизывает ведущая воспитательная идея, создающая эмоциональный настрой для решения изобрази-тельной задачи. Главный смысловой стержень — связь искусства и труда с жизнью человека, роль искусства и труда в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства и труда в развитии каждого ребенка.

Для успешной работы с детьми большое значение имеет индивидуальный подход. Дети не равны не только по возрастным особенностям, но и по своим природным задаткам. В основе способностей лежит наследственно закрепленные предпосылки для их развития в виде задатков. Индивидуальный подход помогает вовлечь всех детей в активную изобразительную деятельность.

Основной формой работы с детьми по развитию и совершенствованию их художественных способностей является все же творческая их работа с разными художественными материалами и техникой, которые стимулирует интерес к искусству и являются необходимым условием формирования творческой личности ребенка. В начальной школе учащиеся приобретают первый опыт самостоятельной работы с различными материалами: гуашью, пастелью, бумагой, восковыми мелками.

Условием творческой деятельности является сочетание и одновременное развитие изобразительных и творческих навыков - овладение творческими операциями с отработкой выразительных средств языка изобразительного искусства. Все творческие операции, как уже говорилось выше - изменение, преобразования, компоновка тренируются на абстрактном материале лучше и полнее, чем при изображении целостных объектов. Творческие навыки больше всего тренируются на не стандартных заданиях.

Не менее важным условием формирования способностей к творческой деятельности является принцип дифференциации и интеграции. Само творчество, построенное на нестандартном соединении разных элементов, не может быть построено на готовых, жёстко образованных формах. Поэтому все способности к творчеству необходимо строить на развитии обслуживающих его качеств психических процессов - восприятии, памяти, мышлении и воображении. В каждой фазе ведущими является разные качества психических про-цессов.

Эти качества должны в каждом случае ориентироваться на формирование способности :

• самостоятельно видеть и ставить проблемы и темы;

• владеть навыками самостоятельного поиска для их воплощения;

• в совершенстве владеть всеми специальными навыками, творческим стилем деятельности.

В формировании творческих способностей обязательным является самопознание и поиск индивидуального стиля деятельности с опорой на психофизиологические особенности, которые включают: скорость включения в работу, длительность работоспособности, условия необходимые для пробуждения и протекания творчества. Кроме того, необходимо проанализировать свои психические процессы, попытаться найти способы деятельности, которые помогут компенсировать недостающие качества. [25]

Можно сделать вывод, что при изучении разработанной литературы по данной тематике и при наблюдении и исследовании главных (основных) по-нятий и тезисов, были рассмотрены различные точки зрения на сущность проблемы развития творческих способностей младших школьников.

В самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности – это индивидуально-психологические особенности индивида, которые имеют отношение к успешности выполнения какой – либо деятельности, но не сводятся к знаниям, умениям, навыкам, которые уже выработаны у школьника.

Публикации по теме:

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей у дошкольников Проблема творчества на современном этапе развития общества является актуальной в связи с преобразованиями, происходящими в различных сферах.

Лепка из полимерной глины как средство развития творческих способностей детейЛепка из полимерной глины как средство развития творческих способностей детей Актуальность: Занятия с детьми творчеством любого вида способствуют разностороннему развитию ребёнка, раскрывается его личность и творческий.

Ручной труд как средство развития творческих способностей детейРучной труд как средство развития творческих способностей детей IMG]/upload/blogs/detsad-279300-1522780512.jpg[/IMG] Истоки творческих способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. (В. А. Сухомлинский).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогические аспекты развития творческих способностей
Опубликовано: 20 апреля 2024 в 18:19
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД