Надежда Кузьмина
Психолого-педагогические основы организации детских игр
▼ Скачать + Заказать документы
Психолого - педагогические основы организации детских игр.
Игра – одно из важнейших средств социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста. Потому что – любая игра – это наука побеждать. В игре вырабатываются такие жизненно важные качества, как внимательность, усидчивость, память. Настойчивость в достижении цели. А еще игра развивает умение общаться, учит логически мыслить, предвидеть последствия своих поступков.
Публикация «Психолого-педагогические основы организации детских игр» размещена в разделах
В игре находят выражение основные потребности ребенка дошкольника. Прежде всего, ребенку свойственно стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых. В игре ребенок берет на себя роль, стремясь подражать тем взрослым, образы которых сохранились в его опыте. Играя, ребенок действует самостоятельно, свободно выражая свои желания, представления, чувства. Таким образом, малыш, как указывал К. Д. Ушинский, «пробует свои силы», проживая ту жизнь, которая ему предстоит в будущем.
В сюжетных играх в распоряжении детей находятся автомобили, коляски, побуждающие их к разным движениям. Большими возможностями для стимуляции двигательной активности, совершенствования качества движений обладают различные строительно – разного рода конструкторы, конструктивные материалы (крупный и мелкий строительные материалы, снег, песок и др.).
Очень велики возможности игры в удовлетворении присущей ребенку потребности в общении. В условиях дошкольного учреждения обычно складываются игровые группы, объединяющие детей по общим интересам, взаимным симпатиям. В силу особой привлекательности игры дошкольники оказываются в ней способными к большей сговорчивости, уступчивости, терпимости, чем в действительной жизни. Играя, дети вступают в такие отношения, до которых в других условиях еще «недоросли», а именно: в отношения взаимного контроля и помощи, подчинения и требовательности. Наличие таких отношений говорит о том, что играющая группа становится «играющим коллективом».
Основное значение игры, связанное с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развиваются потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созданию нового. Он соединяет в сюжете игры реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы (кресло – космическая ракета, плюшевый пингвинчик – отважный путешественник).
В процессе игры между детьми складываются два вида отношений:
- отношения, которые определяются содержанием игры, правилами игры;
- реальные отношения, которые проявляются по поводу игры (сговор на игру, распределения ролей, выход из конфликта, возникшего между играющими, установление правил).
К творческим играм относятся игры, в которых ребенок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность. Творческие проявления детей в играх разнообразны: от придумывания сюжета и содержания игры, поиска путей реализации замысла до перевоплощения в ролях, заданных литературным произведением.
В зависимости от характера творчества детей, от игрового материала, используемого в играх, творческие игры делятся на режиссерские, сюжетно – ролевые, театрализованные, игры со строительным материалом.
Надо отметить, в традиционной педагогике режиссерские игры не выделялись в особый вид игровой деятельности, а рассматривались в русле сюжетно – ролевых игр. В последние годы складывается тенденция обособить режиссерские игры в связи с тем, что появились исследования, характеризующие их как самостоятельную разновидность сюжетно – ролевых игр.
Игры с правилами – особая группа игр, специально созданных народной или научной педагогикой для решения определенных задач обучения и воспитания детей. Это игры с готовым содержанием, с фиксированными правилами, являющимися непременным компонентом игры. Обучающие задачи реализуются через игровые действия ребенка при выполнении какого – либо задания (найти, сказать наоборот, поймать мяч и т. п.).
В зависимости от характера обучающей задачи игры с правилами делятся на две большие группы – дидактические и подвижные игры, которые, в свою очередь, классифицируются с учетом разных оснований. Так, дидактические игры подразделяются:
по содержанию (математические, природоведческие, речевые и др.,
по дидактическому материалу (игры с предметами и игрушками, настольно – печатные, словесные).
Подвижные игры классифицируются
по степени подвижности (игры малой, средней, большей подвижности,
по преобладающим движениям (игры с прыжками, с перебежками и др., по предметам, которые используются в игре (игры с мячом, с лентами, с обручами и др.).
Игры с правилами дают возможность каждому участнику сравнивать свои действия и их результаты с действиями и результатами других. Ценно и то, что ребенок пытается самостоятельно оценить свои действия и действия других играющих (в отличие от иных видов деятельности, где это делают взрослые).
Выделяют три класса игр:
1. игры, возникающие по инициативе ребенка (детей, - самостоятельные игры: игра – экспериментирование; самостоятельные сюжетные игры: сюжетно – отобразительные, сюжетно – ролевые, режиссерские, театрализованные.
2. игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной и воспитательной целями:
игры обучающие: дидактические, сюжетно – ролевые, режиссерские, театрализованные.
досуговые игры: игры – забавы, игры – развлечения, интеллектуальные, празднично – карнавальные, театрально – постановочные;
3. игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные, которые могут возникать по инициативе, как взрослого, так и детей: традиционные или народные (исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучающим и досуговым).
Все игры – подвижные, дидактические, ролевые – используются воспитателем для формирования коллективизма, организованного поведения, как средство влияния на физическое, нравственное, умственное и эстетическое развитие детей.
1. Автесян. Л. Природа и умственное воспитание дошкольников. // Дошкольное воспитание. -1998 №7
2. Берн. Э. Игры, в которые играют люди. //Лениздат. 1992.
3. Венгер. Л. А. Домашняя школа. - М. ,1994.
4. Венгер. Л. А. Психология М. 1988.
5. Даль. В. Толковый словарь живого русского языка М., 1995.
6. Джери. Д. Большой толковый социологический словарь.
7. Леонтьев. А. Н. Избранные психологические произведения : В 2-х т. Т-1. М., Педагогика 1983.
8. Макаренко. А. С. Лекции о воспитании детей. // Соч. В 8 т. Т. 4 М., 1980.
9. Эльконин Д. Б. Психология игры М., 1975.
10. Южаков С. Большая энциклопедия СПб, 1902.