МААМ-картинки

Психолого-педагогические основы организации детских игр

Надежда Кузьмина
Психолого-педагогические основы организации детских игр
▼ Скачать + Заказать документы

Психолого - педагогические основы организации детских игр.

Игра – одно из важнейших средств социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста. Потому что – любая игра – это наука побеждать. В игре вырабатываются такие жизненно важные качества, как внимательность, усидчивость, память. Настойчивость в достижении цели. А еще игра развивает умение общаться, учит логически мыслить, предвидеть последствия своих поступков.

Публикация «Психолого-педагогические основы организации детских игр» размещена в разделах

В игре находят выражение основные потребности ребенка дошкольника. Прежде всего, ребенку свойственно стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых. В игре ребенок берет на себя роль, стремясь подражать тем взрослым, образы которых сохранились в его опыте. Играя, ребенок действует самостоятельно, свободно выражая свои желания, представления, чувства. Таким образом, малыш, как указывал К. Д. Ушинский, «пробует свои силы», проживая ту жизнь, которая ему предстоит в будущем.

В сюжетных играх в распоряжении детей находятся автомобили, коляски, побуждающие их к разным движениям. Большими возможностями для стимуляции двигательной активности, совершенствования качества движений обладают различные строительно – разного рода конструкторы, конструктивные материалы (крупный и мелкий строительные материалы, снег, песок и др.).

Очень велики возможности игры в удовлетворении присущей ребенку потребности в общении. В условиях дошкольного учреждения обычно складываются игровые группы, объединяющие детей по общим интересам, взаимным симпатиям. В силу особой привлекательности игры дошкольники оказываются в ней способными к большей сговорчивости, уступчивости, терпимости, чем в действительной жизни. Играя, дети вступают в такие отношения, до которых в других условиях еще «недоросли», а именно: в отношения взаимного контроля и помощи, подчинения и требовательности. Наличие таких отношений говорит о том, что играющая группа становится «играющим коллективом».

Основное значение игры, связанное с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развиваются потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созданию нового. Он соединяет в сюжете игры реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы (кресло – космическая ракета, плюшевый пингвинчик – отважный путешественник).

В процессе игры между детьми складываются два вида отношений:

- отношения, которые определяются содержанием игры, правилами игры;

- реальные отношения, которые проявляются по поводу игры (сговор на игру, распределения ролей, выход из конфликта, возникшего между играющими, установление правил).

К творческим играм относятся игры, в которых ребенок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность. Творческие проявления детей в играх разнообразны: от придумывания сюжета и содержания игры, поиска путей реализации замысла до перевоплощения в ролях, заданных литературным произведением.

В зависимости от характера творчества детей, от игрового материала, используемого в играх, творческие игры делятся на режиссерские, сюжетно – ролевые, театрализованные, игры со строительным материалом.

Надо отметить, в традиционной педагогике режиссерские игры не выделялись в особый вид игровой деятельности, а рассматривались в русле сюжетно – ролевых игр. В последние годы складывается тенденция обособить режиссерские игры в связи с тем, что появились исследования, характеризующие их как самостоятельную разновидность сюжетно – ролевых игр.

Игры с правилами – особая группа игр, специально созданных народной или научной педагогикой для решения определенных задач обучения и воспитания детей. Это игры с готовым содержанием, с фиксированными правилами, являющимися непременным компонентом игры. Обучающие задачи реализуются через игровые действия ребенка при выполнении какого – либо задания (найти, сказать наоборот, поймать мяч и т. п.).

В зависимости от характера обучающей задачи игры с правилами делятся на две большие группы – дидактические и подвижные игры, которые, в свою очередь, классифицируются с учетом разных оснований. Так, дидактические игры подразделяются:

по содержанию (математические, природоведческие, речевые и др.,

по дидактическому материалу (игры с предметами и игрушками, настольно – печатные, словесные).

Подвижные игры классифицируются

по степени подвижности (игры малой, средней, большей подвижности,

по преобладающим движениям (игры с прыжками, с перебежками и др., по предметам, которые используются в игре (игры с мячом, с лентами, с обручами и др.).

Игры с правилами дают возможность каждому участнику сравнивать свои действия и их результаты с действиями и результатами других. Ценно и то, что ребенок пытается самостоятельно оценить свои действия и действия других играющих (в отличие от иных видов деятельности, где это делают взрослые).

Выделяют три класса игр:

1. игры, возникающие по инициативе ребенка (детей, - самостоятельные игры: игра – экспериментирование; самостоятельные сюжетные игры: сюжетно – отобразительные, сюжетно – ролевые, режиссерские, театрализованные.

2. игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной и воспитательной целями:

игры обучающие: дидактические, сюжетно – ролевые, режиссерские, театрализованные.

досуговые игры: игры – забавы, игры – развлечения, интеллектуальные, празднично – карнавальные, театрально – постановочные;

3. игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные, которые могут возникать по инициативе, как взрослого, так и детей: традиционные или народные (исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучающим и досуговым).

Все игры – подвижные, дидактические, ролевые – используются воспитателем для формирования коллективизма, организованного поведения, как средство влияния на физическое, нравственное, умственное и эстетическое развитие детей.

1. Автесян. Л. Природа и умственное воспитание дошкольников. // Дошкольное воспитание. -1998 №7

2. Берн. Э. Игры, в которые играют люди. //Лениздат. 1992.

3. Венгер. Л. А. Домашняя школа. - М. ,1994.

4. Венгер. Л. А. Психология М. 1988.

5. Даль. В. Толковый словарь живого русского языка М., 1995.

6. Джери. Д. Большой толковый социологический словарь.

7. Леонтьев. А. Н. Избранные психологические произведения : В 2-х т. Т-1. М., Педагогика 1983.

8. Макаренко. А. С. Лекции о воспитании детей. // Соч. В 8 т. Т. 4 М., 1980.

9. Эльконин Д. Б. Психология игры М., 1975.

10. Южаков С. Большая энциклопедия СПб, 1902.

Публикации по теме:

Центр игровой поддержки ребенка в ДОУЦентр игровой поддержки ребенка в ДОУ ЦЕНТР ИГРОВОЙ ПОДДЕРЖКИ РЕБЕНКА ЦИПР – это новая форма помощи семье, где ребенок в семье, но включается в единое образовательное.

Презентация к проекту «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада». В 2010 году я проходила свою первую аттестацию. Защищала проект по "Адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения".Адаптация.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогические основы организации детских игр
Опубликовано: 23 июня 2014 в 15:09
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психолого-педагогические основы организации детских игр» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Кузьмина (УИ 218333) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД