Виктория Мухина
Психолого-педагогические основы работы с непроверяемыми написаниями в начальной школе
▼ Скачать + Заказать документы
Психолого-педагогические основы работы с непроверяемыми написаниями в начальной школе.
В первую очередь ребенок является личностью, т. е. не только целе-устремленной, но и самоорганизующейся системой, т. к. объектом ее внима-ния и деятельности служит не только внешний мир, но и сама личность. Особенно ярко это проявляется в чувстве «Я», которое включает представление о себе и самооценку, программы совершенствования, привычные реакции на проявление некоторых своих качеств, способности к самонаблюдению, самоанализу и самореализации.
Публикация «Психолого-педагогические основы работы с непроверяемыми написаниями в начальной школе» размещена в разделах
Личность (ребенка в частности) характеризуется 5 потенциалами:
– познавательным;
– ценностным;
– творческим;
– коммуникативным;
– художественным (эстетическим).
Личность ребенка развивается и проявляет себя в деятельности, под которой понимают активность субъекта, направленная на изменение мира, на производство или порождение определенного объективированного продукта материальной или духовной культуры.
Ведущей деятельностью младшего школьника является учебная дея-тельность, практически это единственная деятельность, занимающая боль-шую часть времени ребенка. Именно в процессе этой деятельности следует привлекать ребенка к рефлексии, т. е. к осознанию и анализу собственных способов действий планирования.
Учитывая младший школьный возраст детей и его особенности, боль-шой акцент в работе учителя делается на использование дидактических принципов обучения, которые как нельзя, кстати, улучшат процесс обучения детей непроверяемым написаниям, а результаты будут плодотворны. Развитию мышления в младшем школьном возрасте принадлежит особая роль. В период школьного обучения, мышление выдвигается на первый план психического развития ребенка и становится определяющим в системе других психических функций, которые под его влиянием интеллектуализируются и приобретают произвольный характер
Мышление – это познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения объективной действительности.
Виды мышления, которые следует развивать у детей с ранних лет:
1. По форме и содержанию знаний:
– наглядно-действенное;
– наглядно-образное;
– словесно-логическое.
2. В зависимости от характера обобщения:
– теоретическое;
– практическое.
3. По степени развернутости и осознанности:
– дискурсивное;
– интуитивное.
4. В зависимости от объективности, новизны и оригинальности:
– репродуктивное;
– продуктивное (творческое).
Опираясь на труды психологов и педагогов, Л. В. Занкова, К. Д. Ушинского, Д. Н. Богоявленского и др. отметим, что мышление младших школьников наглядно-образное. Оно постоянно опирается на восприятия или представления. Словесно выраженную мысль, не имеющую опоры в наглядных впечатлениях самим младшим школьникам понять трудно. В процессе обучения мышление интенсивно развивается. Ученик постепенно начинает выделять все существенные свойства и признаки предметов и явлений, что дает возможность делать первые обобщения. На этой основе у ребенка постепенно формируются элементарные научные понятия. Аналитико-синтетическая деятельность в начале младшего школьно возраста еще весьма элементарна, находится в основном на стадии наглядно-действенного анализа, основывающегося на непосредственном восприятии предметов.
Поэтому ребенок на уроке должен работать как с натуральными объектами, так и с любым иллюстрированным материалом, который несет в себе какой-то элемент абстракции. Хорошим подспорьем в работе с непроверяемыми написаниями будут картинки, схемы и др., которые помогут развивать мышление и память.
Основной деятельностью младшего школьника становится учение – приобретение новых знаний, умений, навыков, накопление систематических сведений об окружающем мире, природе, обществе.
Учебная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира – ощущения и восприятия. Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью. Однако восприятие и в 1-ом, и в начале 2-го класса еще весьма несовершенно и поверхностно. Младшие школьники не допускают неточности и ошибки в дифференцировке при восприятии сходных объектов. Иногда они не отличают и смешивают сходные по начертанию и произношению буквы и слова, изображения сходных предметов и сами сходные предметы. Часто дети выделяют случайные детали, а существенное и важное не воспринимают.
Важной особенностью младшего школьного возраста является тесная связь с действиями ученика. Восприятие на этом уровне психического развития связано с практической деятельностью ребенка. Воспринять предмет для школьника – значит, что-то сделать с ним, что-то изменить в нем, произвести какие-либо действия, взять, потрогать его.
Характерным также является ярко выраженная эмоциональность вос-приятия. В первую очередь дети воспринимают те объекты или их свойства, признаки, особенности, которые вызывают непосредственный эмоциональный отклик; наглядное, яркое, живое воспринимается лучше, отчетливее.
В процессе обучения восприятие перестраивается, оно поднимается на более высокую ступень развития, становится целенаправленным и управляемым процессом. Благодаря обучению восприятие углубляется, становится более анализируемым, принимает характер наблюдения. Учитель специально организует деятельность учащихся по наблюдению тех или иных объектов, учит детей выявлять существенные признаки и свойства, указывает, на что следует специально обращать внимание, учит планомерному и систематическому анализу при восприятии. Все это необходимо делать на экскурсиях в природе, ив школе при демонстрации различных наглядных пособий, при организации практических работ, на уроках рисования, в трудовой деятельности.
В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Суть их состоит в том, чтобы память ребенка постепенно приобретала черты произвольности (осознанности, становясь сознательно регулированной и опосредованной. «Память в этом возрасте становится мыслящей»
Память – это запоминание (ввод информации в память, сохранение (удержание, последующее воспроизведение ребенком опыта или его забывания.
У детей развиваются следующие виды памяти:
1. В зависимости от преобладающего вида психической активности ребенка :
– двигательная;
– образная;
– эмоциональная;
– словестно-логическая.
2. В зависимости от целевой установки личности:
– непроизвольная;
– произвольная.
3. В зависимости от длительности сохранения материала:
– мгновенная;
– кратковременная;
– оперативная;
– долговременная.
4. В зависимости от использованных средств запоминания:
– Опосредованная – вид памяти, предполагающий опору на внешние мнемические средства (предметы, рисунки, схемы и др.) или внутренние средства.
Процессы памяти:
– запоминание;
– сохранение;
– воспроизведение;
– забывание.
Совершенствование памяти в младшем школьном возрасте обусловлено, прежде всего, приобретением в ходе учебной деятельности различных способов и стратегий запоминания, связанных с организацией и обработкой запоминаемого материала.
Младший школьный возраст является сензитивным для становления внешних форм произвольного запоминания, поэтому целенаправленная развивающая работа по овладению мнемической деятельностью (обобщение процессов запоминания) является в этот период наиболее эффективной.
В связи с возрастным относительным преобладанием первой сигнальной системы у младших школьников более развита наглядно-образная память, чем словестно-логическая. Они лучше запоминают и прочнее сохраняют в памяти все яркое, интересное, вызывающее эмоциональный отклик.
Особенность воображения младшего школьника – его опора на восприятие. Ученикам бывает иногда довольно трудно вообразить то, что не находим опоры в натуре или на картине. Но без воссоздающего воображения невозможно воспринимать и понимать учебный материал. Основная тенденция развития воображения в младшем школьном возрасте – это совершенствование воссоздающего воображения. Оно связано с представлением ранее воспринятого или с созданием образов в соответствии с данным описанием, схемой, рисунков и т. д. воссоздающее воображение совершенствуется за счет все более правильного и полного отражения действительности.
Для младших школьников также характерна сравнительная слабость произвольного внимания. Возможности волевого регулирования внимания, управление им в младшем школьном возрасте ограниченны. Значительно лучше в этом возрасте развито непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, интересное, яркое само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны. Младшие школьники могут упустить важные и существенные моменты в учебном материале и обратить внимание на несущественные потому, что они привлекают детей своими интересными деталями.
Выполнение мыслительных операций – важнейший признак умственного развития учащегося, т. е. не зазубренные знания, а процесс усвоения этих знаний, способов познавательной деятельности. При выполнении заданий ученики должны проделать сложную мыслительную работу, включающую в себя ряд действий: наблюдение, сопоставление, обобщение, применение правила для решения учебных заданий.
Если обучение требует в основном двух действий – слушай и запоминай, школьники настолько привыкают к выполнению только этих действий, что оказываются не в состоянии решить самую простую учебную задачу. Следовательно, творческий подход к обучению невозможен без подготовки учащихся; их надо научить мыслить, выполнять мыслительные операции. Таким образом, степень овладения умениями выполнять мысли-тельные операции является важным признаком умственного развития учащихся. Но этого мало. Важно, чтобы умение выполнять мыслительные операции было устойчивым.
В современной дидактике существует большое разнообразие принципов обучения, т. е. таких основных положений, которые определяют содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями.
Многочисленны попытки, разработать систему фактических принципов в работах исследователей нового времени. Их анализ позволяет выделить в качестве основополагающих, общепризнанных следующие принципы:
– принцип сознательности и активности;
– принцип наглядности;
– принцип систематичности;
– принцип последовательности;
– принцип прочности;
– принцип доступности;
– принцип связи теории с практикой.
Такая система принципов позволяет представить все стороны развития ребенка в обучении.
В работе со словами с непроверяемыми написаниями значительное место занимает наглядность как средство активизации умственной деятельности и памяти учащегося. Сам по себе, непроизвольно, наглядный образ не возникает, как правило. Он образуется в результате активной работы, направленной на его создание.
Применение наглядных методов обучения обусловлено дидактическим принципом наглядности, который получил свое обоснование еще в «Великой дидактике» Я. А. Коменского. Наглядные методы обучения поддерживали и развивали все крупные педагоги И. Г. Песталоцци, А. Дистервег, К. Д. Ушинский, Л. В. Занков.
Значение наглядности в обучении вытекает из материалистической концепции высшей нервной деятельности, которая предполагает, что наглядные средства обучения могут эффективно способствовать первой сигнальной системе, а на ее основе и второй сигнальной системе человека. Для взаимосвязи между чувственным и теоретическим познанием не может быть раз и на всегда данной последовательности. Уже процессы восприятия должны быть проникнуты процессами мышления. Этот вывод особенно очевиден в сфере открытого П. К. Анохиным явления, опережающего отражения. Он характеризовал опережающие отражение как способность организма подготовиться к реакции на некоторое событие еще до его наступления, на основании отражения события А, которое является первым в ряду событий, где событие Д является последним. Операция отражения есть основная форма приспособления живой материи к пространственно-временной структуре неорганического мира, в котором последовательность и повторяемость являются временными параметрами.
Отсюда следует, что наглядные представления всегда взаимосвязаны в той или иной мере с мыслительными процессами. Обучение может идти как от наглядного к абстрактному, так и от обобщенных абстракций к анализу реальных наглядных объектов, фактов, примеров и пр.
Важность применения принципа наглядности в процессе обучения мо-жет быть объяснена с позиции марксистско-ленинской теории отражения. Принцип наглядности в теории отражения рассматривается как положение о единстве конкретного и абстрактного. Оно означает, что в обучении необходимо, следуя логике процесса усвоения знаний, на каждом отрезке познавательной работы найти его исходное начало в фактах и наблюдениях единоличного или в аксиомах, научных понятиях и теориях определить закономерный переход от восприятия единичного, конкретного к общему, абстрактному и, наоборот, от общего, абстрактного к единичному, конкретному.
На каждой ступени обучения необходимо развивать у учащегося как наблюдательность, так мышление и речь. Познавая различные стороны конкретной действительности, человек получает множество научных определений. Конкретное выступает как единство многообразия. Проблема соотношения конкретного и абстрактного в обучении ведет к нарушению процесса усвоения знаний и к задержке или даже неправильному ходу развития мышления у учащегося.
Овладев разнообразными интеллектуальными умениями, ученик начинает проявлять интересы не только к содержанию материала, но и к самому процессу познания. Развиваясь и совершенствуясь, интерес к знанию перерастает в потребность усовершенствования способов овладения учебным материалом. Интерес к знаниям и потребность в них – важные признаки умственного развития.
Под влиянием потребности в знаниях успешно формируются взгляды ученика, его отношение к действительности. Они определяют его поступки, дела, поведение. Учащиеся, имеющие собственные взгляды, отличаются са-мостоятельностью в суждениях и действиях.
Умственное развитие является результатом умственной деятельности самого ребенка.
Обучение как внешний вид деятельности детей может ускорить или за-медлить умственное развитие учащегося. Это зависит от того, как оно организованно.