Папки-передвижки

Психолого-педагогические условия реализации самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста

Першина Любовь Вениаминовна
Психолого-педагогические условия реализации самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Организационные и психолого-педагогические условия реализации самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности

Преобразования, происходящие в настоящее время в жизни нашего общества, в полной мере распространяются на систему дошкольного образования. Современное общество нуждается в активной, адаптивной, творческой личности, что обуславливает определенные требования к деятельности дошкольных образовательных учреждений. На первый план выдвинута развивающая функция образования, ориентирующая воспитателя на установление равновесия между свободным развитием ребенка как подрастающего субъекта деятельности и педагогическим руководством этим развитием.

Публикация «Психолого-педагогические условия реализации самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста» размещена в разделах

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (п. 2.6) художественно-эстетическое развитие предполагает реализацию самостоятельной творческой деятельности детей в изобразительной деятельности. В дошкольном возрасте ребенок очень активен, восприимчив ко всему новому, полезному, что не нужно терять время, а развивать в ребенке те способности, которые изначально заложены в нем.

Стремясь сформировать потребность в самостоятельном творчестве у детей, необходимо тщательно продумывать организацию различных форм изобразительной деятельности, подбирать интересные темы, ставить конкретные задачи. Всё это дает толчок детскому воображению, заставляет ребенка думать о том, как её можно выполнить, т. е. творчески осмыслить.

При создании организационных и психолого-педагогически условий реализации самостоятельной творческой изобразительной деятельности детей дошкольного возраста в своей работе мы широко используем изобразительное творчество.

В настоящее время по ФГОС имеются целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования :

- Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности (в том числе в изобразительной деятельности); способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

- Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности.

- У ребенка развита крупная и мелкая моторика.

Основываясь на вышеуказанные ориентиры по ФГОС, в рамках реализации самостоятельной творческой деятельности можно сформулировать следующий ожидаемый результат на этапе завершения дошкольного образования :

- Ребенок любит рисовать, лепить, создавать аппликации; по собственной инициативе рисует, апплицирует, лепит необходимые для игр объекты, подарки родным, предметы украшения интерьера.

- Ребенок осваивает различные изобразительные техники, способы создания изображения, способы использования изобразительных материалов и инструментов; демонстрирует хороший уровень технической грамотности, аккуратности в создании изображения.

- Ребенок проявляет любознательность в изобразительной деятельности, склонен наблюдать, экспериментировать.

- Ребенок принимает участие в процессе выполнения коллективных творческих работ, охотно сотрудничает с другими детьми, договаривается о замысле, распределяет работу.

Для того чтобы спланировать систему работы по созданию организационных и психолого-педагогических условий реализации самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста необходимо выявить имеющийся уровень развития этих качеств у детей данной группы. Это можно сделать по методикам диагностики универсальных творческих способностей для детей старшей группы ( авторы: В. Синельников, В. Кудрявцев «Методика диагностики универсальных творческих способностей детей»).

Цель методик: выявление способностей ребенка к преобразованию нереального в реальное в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия, определение умения сохранить целостный контекст изображения в ситуации его разрушения.

Эти методики удобно использовать при выявлении начального уровня развития творческих способностей у детей старшей группы. После этого воспитателю необходимо обеспечить реализацию некоторых условий.

Необходимые условия для своей работы :

- Соблюдение доступности. Это предполагает, что у детей есть доступ к материалам для творчества и возможность в любой момент ими пользоваться.

- Недирективная помощь детям, поддержка инициативы и самостоятельности в изобразительной деятельности. Это подразумевает помощь детям в возможности самовыражения в попытках творчества и отсутствии страха негативной оценки своего труда.

- Создание ситуаций успеха, суть которых в том, что малыш или дошкольник творит в состоянии раскованности и свободы благодаря поддержке взрослыми его творческих начинаний в изобразительной деятельности.

Обеспечив эти основные условия, не только воспитатели но и родители должны принимать активное участие в развитии творческих начинаний у детей. Многие родители считают, что развивать творческие способности ребенка должны только специально подготовленные профессионалы. Таким родителям нужно объяснять, что занятия в детском саду – лишь дополнение к семейному воспитанию, а не его замена. Тесный контакт с родителями через родительские собрания, индивидуальные беседы, конкурсы расширяют возможности развития дошкольников. В процессе коллективного домашнего творчества изменяется социальный статус ребенка в семье, к его мнению прислушиваются, ценят. Творческие проявления ребенка вызывают уважение у членов семьи.

Наряду с обеспечением условий, необходимо определиться с выбором методик и системы работы. На мой взгляд, использование системы ТРИЗ ведет к повышению уровня развития самостоятельной творческой деятельности.

В наше время широко используется система ТРИЗ – теория решения изобретательных задач – область знаний, исследующая механизм развития технических систем с целью создания практических методов решения изобретательских задач. Цель ТРИЗ, опираясь на изучение объективных закономерностей развития творческих систем, дать правила организации мышления по многоэкранной схеме. Автор ТРИЗ Г. С. Альтшуллер. Задания этой системы вовлекают детей в поиски доказательств, направлены на развитие воображения и самостоятельной творческой деятельности.

В своей работе по развитию воображения и самостоятельной творческой деятельности в изобразительной деятельности использую дидактические игры в НОД, в режимных моментах (игры и упражнения, предлагаемые Л. А. Венгер «На что похожи?», «Волшебные картинки», «Игра в слова», «Хитрые картинки»). При помощи этих игр дети не только получают новые знания, но и проявляют собственную инициативу и активность в решении поставленной задачи.

Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. Фантазируя, ребенок из реального мира попадает в мир придуманный. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связанно с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуется наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности.

Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки, в процессе рисования испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получится, стремится преодолеть трудности. Поэтому как средство для развития самостоятельной творческой деятельности в изобразительной деятельности дошкольников я выбрала Авторскую программу О. Н. Литовкиной по развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования «Волшебная палитра». Эта методика разработана педагогом и применяется на практике не один год.

Целью программы «Волшебная палитра» является развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.

Необходимо разнообразить представления детей о различных техниках и приемах в творчестве, вызвать интерес к использованию нетрадиционных материалов при изготовлении работ. Например, рисовать можно не только кисточкой, но и пальцем, губкой, палочкой, бумажной салфеткой и т. д. При изготовлении аппликации использовать не только бумагу, но и пуговицы, бусинки, природный материал, поролон и т. д. Лепить можно не только из пластилина, но, например, из теста. Всё это помогает развивать творческие способности, ум, речь, воспитывает эстетический вкус.

Основной формой организации образовательного процесса является кружковая деятельность. В отличие от фронтальных занятий, ограниченных программ содержанием и временем, на которых иногда трудно осуществлять индивидуальный подход, отмечать творческие проявления дошкольников, кружковые занятия можно построить так, чтобы было интересно и детям, и воспитателям.

Для того чтобы изобразительная деятельность на занятиях проходила наиболее эффективно, программа придерживается основных принципов и условий стимулирования детского творчества. Предлагаемые темы занятий совмещают разные области науки и искусства.

Эту методику хотелось бы использовать в кружковой работе. Используя материалы, предлагаемые автором, можно заинтересовать любого ребенка старшего дошкольного возраста.

Эти методики я выбрала, потому что они подходят к старшему дошкольному возрасту. Ими удобно пользоваться, в них есть готовые разработки.

Для итоговой диагностики можно использовать «Фигурный тест» П. Торренса, который предназначен для диагностики креативного воображения у детей старшего дошкольного возраста от 5 лет (тестирует психолог).

Таким образом, проанализировав педагогическую деятельность по внедрению ФГОС, можно сделать вывод: изменения в содержании обучения и воспитания детей (современные методы) позволяют развивать у детей самостоятельную творческую деятельность.

Публикации по теме:

Аналитический отчет «Педагогическая деятельность в межаттестационный период» Объект анализа. Педагогическая деятельность в межаттестационный период. Предмет анализа. Система психолого-педагогических условий формирования.

Наглядное моделирование как прием развития речи детей Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Психолого-педагогические условия реализации самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста
Опубликовано: 19 июля 2014 в 21:30
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психолого-педагогические условия реализации самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Першина Любовь Вениаминовна (УИ 228024) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД