Папки-передвижки

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с нарушением внимания. Проект «Будь внимателен!»

Елена Ситникова
Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с нарушением внимания. Проект «Будь внимателен!»
▼ Скачать + Заказать документы

Паспорт проекта

Тип проекта : игровой, долгосрочный, психолого-просветительский.

Возраст и состав участников : воспитанники старшего дошкольного возраста, их родители, педагоги.

Срок реализации проекта : 7 месяцев.

База внедрения проекта : старшая и подготовительная группы МБДОУ №171.

Возраст дошкольников : 5-7 лет.

Проект разработала : педагог-психолог Ситникова Елена Викторовна.

Публикация «Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с нарушением внимания, Проект „Будь внимателен!“» размещена в разделах

Актуальность проекта.

"Будь внимательнее!" - эта фраза все чаще сопровождает растущего ребенка и дома, и в детском саду, и даже во время прогулок на улице.

"Не отвлекайся, а то кашу мимо рта пронесешь!" - шутит бабушка, наблюдая, как ложка в руке внука, уставившегося в экран телевизора, замерла на полпути от конечной цели. "Почему у тебя кофточка перекосилась? Да ты верхнюю пуговицу застегнула на нижнюю петельку! Что же ты такая рассеянная сегодня?" - недоумевает воспитательница, поправляя одежду на девочке.

"Давай пока уберем игрушку в сумку, а то она тебя очень отвлекает, и ты совсем не смотришь на дорогу", - предлагает мама сыну при переходе улицы.

Сколько подобных высказываний ежедневно адресуется ребенку со стороны взрослых!

На первый взгляд это поучения-нравоучения. Взрослый считает ребенка рассеянным и стремится активизировать его внимание. Но если призадуматься, то можно обнаружить в этих же самых высказываниях указание на то, что ребенок очень даже сосредоточен. Просто его внимание направлено не на то, что важно с точки зрения взрослого, а на то, что значимо для него самого.

Ребенок заинтересован не ложкой с кашей, а тем, что происходит на экране телевизора. Пуговицы кофточки застегнулись по диагонали, потому что во время одевания ее хозяйка была увлечена разговором с соседкой о новых куклах. Любимая игрушка в руках ребенка намного для него привлекательней, чем ситуация на дороге, тем более что рядом мама, которая этой ситуацией может управлять.

Внимание – это проявление избирательной направленности процессов сознания.

Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением, переключаемостью и произвольностью. Нарушение каждого из перечисленных свойств приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка.

Вниманию уделяли много времени в своих исследованиях многочисленные отечественные и зарубежные ученые (В. Вундт, Э. Б. Титченер, В. Джеймс, Т. Рибо, Н. Н. Ланге, С. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Добрынин, А. Н, Леонтьев, П. Я. Гальперин, Л. С. Выготский и др., каждый автор подходил к решению проблемы развития внимания с различной точки зрения.

Актуальность данного проекта обусловлена тем, что ни один психический процесс не может протекать целенаправленно и продуктивно, пока человек не заострит свое внимание на том, что воспринимает или делает. Хорошо развитое внимание – это одно из условий успешного развития и обучения ребенка. От того насколько сформированы механизмы внимания у детей дошкольного возраста, зависит будущее ребенка, его интеллектуальное развитие, успешность в учебной деятельности и т. д.

У дошкольника преобладает непроизвольное внимание : ребенок еще не может управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем-то одном, в частой смене деятельности

Таким образом, проблема тренировки внимания детей остается и по сей день актуальной проблемой в детской возрастной психологии.

Развитие произвольного внимания – важнейшая задача дошкольного воспитания. В дальнейшем оно обеспечит успешность обучения ребенка в школе, поможет ему выполнять указания учителя и контролировать себя.

Учитывая, что одним из основных средств развития произвольного внимания является игра, я разработала коррекционно-развивающую программу по развитию внимания с использованием игр и игровых упражнений, которая способствовала улучшению таких характеристик как объем, концентрация, переключаемость внимания, повысила самостоятельность и активность детей, тем самым увеличила уровень развития целенаправленности дошкольников.

Цель: развитие свойств внимания (устойчивости, переключаемости, распределяемости, концентрации и объема).

Задачи:

развитие сенсорного внимания;

развитие слухового внимания;

развитие моторно-двигательного внимания;

повышение познавательного интереса.

Предмет психокоррекции : свойства внимания.

Объект психокоррекции : дети 5—7 лет с нарушениями внимания.

Форма работы: групповая.

Принципы реализации проекта :

Системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;

Единства диагностики и коррекции;

Приоритетности коррекции причинного типа;

Деятельностный принцип коррекции;

Учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка;

Комплексности методов психологического воздействия;

Опоры на разные уровни организации психических процессов;

Возрастания сложности;

Учета объема и степени разнообразия материала;

Учета эмоциональной окрашенности материала.

Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.

Проект реализуется по двум направлениям:

1. Совместная деятельность с детьми.

2. Взаимодействие с родителями.

Основные формы, средства и методы реализации:

Форма организации – групповая

Форма проведения – игровая

Игры-коммуникации

Проективные игры

Психогимнастические игры

Познавательные игры

Игры на развитие воображения

Ролевые игры

Игры, задания и упражнения, направленные на развитие сенсорного внимания

Игры, направленные на развитие слухового внимания

Игры, направленные на развитие моторно-двигательного внимания

Этапы проекта :

Проект осуществлялся в несколько этапов:

Подготовительный

Основной

Заключительный.

Подговительный этап был посвящен изучению и анализу психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме. Были обозначены проблема и тема будущего проекта, поставлена цель и определены основные задачи. Составлен поэтапный план работы, анализ проблемы. Кроме того было подобрано необходимое оборудование и пособия для практического обогащения проекта.

Основной этап предусматривал непосредственную реализацию проекта, проведение запланированных мероприятий.

На заключительном этапе было осуществлено подведение итогов и анализ результатов проекта. Обработка и оформление материалов проекта. Анализ результатов деятельности. Демонстрация опыта работы по данной теме для педагогов ДОУ.

Планируемые результаты проекта :

Дети:

Предполагаемый результат реализации проекта в том, что дети с нарушенным вниманием научаться контролировать, полученный результат, имеют возможность развивать познавательные интересы и способности, а также повышать самооценку и радоваться успеху в кругу сверстников.

Развитие творческих познавательных интересов детей.

Развитие творческого воображения и мышления.

Развитие произвольности и самоконтроля.

Педагоги:

Повышение знаний по данному направлению:

Повышение уровня профессиональной компетентности по изучаемому вопросу.

Оптимизация ВОП (использование новых форм и методов взаимодействия с детьми и семьями воспитанников).

Создание положительного психологического климата между психологом и воспитателями.

Вызвать заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях.

Родители:

Появление интереса к данному вопросу.

Активное участие в воспитательно-образовательном процессе.

Повышение компетенции родителей по вопросам развития внимания;

Взаимодействие с семьей

В ходе реализации проекта происходило тесное взаимодействие педагога-психолога и родителей по коррекции и развитию всех свойств внимания. Такая совместная работа создает благоприятные условия для успешного развития ребенка. В ходе сотрудничества родители являются активными и действенными участниками образовательного процесса.

При работе с родителями использовались такие формы работы как:

Индивидуальные консультации.

Анкетирование, тестирование родителей.

Выступление на собраниях в подготовительных группах. Тема: «Как избежать трудностей в обучении будущих первоклассников. Типичные проблемы, возможные причины их проявлений и пути решений»

Информирование родителей в уголках психолога.

Консультации: «Развитие внимания у дошкольника», «Роль взрослого в развитии произвольного внимания у детей дошкольного взрослого».

Оформление книжки-малышки для родителей «Игры для тренировки внимания и памяти»

Заключение

Подводя итоги работы по реализации проекта «Будь внимателен, можно отметить, что работа по данному направлению действительно необходима и приносит результаты. В проекте показана система работы с детьми и раскрыто содержание основных форм взаимодействия с семьей. Цель работы достигнута. Задачи, намеченные для достижения цели, решены. Полученные результаты позволяют говорить об эффективности используемых в данном проекте методов, технологий, приемов и об эффективности проекта в целом.

В связи с тем, что мной разработан проект и программа по коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста с нарушением внимания, изучена теоретическая часть этой проблемы и эффективность работы подтвердилось выше, то теперь я с удовольствием и дальше буду работать в этом направлении.

Список литературы

1. Немов, Р. С Психология. В 3-х кн. Кн. 3. : Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. / Р. С. Немов. - 4-е изд. - М. : Гуманитар. изд. центр "Владос", 2007. - 631 с

2. Арцишевская И. Л. Работа с гиперактивными детьми в детском саду. -М. : Книголюб,2011г.

3. Заваденко Н. Н. Диагноз и дифференцированный диагноз синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей // Школьный психолог. 2000.№4.

4. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для родителей Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. -м. :Речь, 2010 г.

5. Ильина М. В. Тренируем внимание и память. Тесты и упражнения для детей 5-7 лет : Пособие для психологов, воспитателей ДОУ, учителей. М. : АРКТИ, 2005.

6. Готовность к школе/Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1995

7. Осипова А. А., Малашинская Л. И. Диагностика и коррекция внимания : Программа для детей 5-9 лет. М. : ТЦ Сфера, 2004

8. Чистякова М. И. Психогимнастика. 2-е издание, 1995

9. Широкова Г. Н. Практикум для детского психолога/ Г. А. Широкова, Е. Г. Жадько. – Изд. 3-е. – Ростов н/ Д: Феникс, 2005

10. Заваденко Н. Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. М., 2001

Публикации по теме:

Презентация проекта «Воспитание нравственно-этических норм у детей дошкольного возраста» Краткая аннотация проекта. Проект «Воспитание нравственно-этических норм у детей дошкольного возраста посредством приобщения к русскому.

Проект сюжетно-ролевой игры «Ветеринарная клиника «Дружок» Паспорт проекта Ветеринарная клиника «ДРУЖОК» Автор-разработчик проекта: Асаенок Е. В., воспитатель (2 кв. категория); Старикова К. В. ,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с нарушением внимания. Проект «Будь внимателен!»
Опубликовано: 14 мая 2014 в 21:30
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с нарушением внимания. Проект «Будь внимателен!»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Ситникова (УИ 217707) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД