Папки-передвижки

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с нарушением внимания. Проект «Будь внимателен!»

Елена Ситникова
Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с нарушением внимания. Проект «Будь внимателен!»

Паспорт проекта

Тип проекта : игровой, долгосрочный, психолого-просветительский.

Возраст и состав участников : воспитанники старшего дошкольного возраста, их родители, педагоги.

Срок реализации проекта : 7 месяцев.

База внедрения проекта : старшая и подготовительная группы МБДОУ №171.

Возраст дошкольников : 5-7 лет.

Проект разработала : педагог-психолог Ситникова Елена Викторовна.

Публикация «Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с нарушением внимания, Проект „Будь внимателен!“» размещена в разделах

Актуальность проекта.

"Будь внимательнее!" - эта фраза все чаще сопровождает растущего ребенка и дома, и в детском саду, и даже во время прогулок на улице.

"Не отвлекайся, а то кашу мимо рта пронесешь!" - шутит бабушка, наблюдая, как ложка в руке внука, уставившегося в экран телевизора, замерла на полпути от конечной цели. "Почему у тебя кофточка перекосилась? Да ты верхнюю пуговицу застегнула на нижнюю петельку! Что же ты такая рассеянная сегодня?" - недоумевает воспитательница, поправляя одежду на девочке.

"Давай пока уберем игрушку в сумку, а то она тебя очень отвлекает, и ты совсем не смотришь на дорогу", - предлагает мама сыну при переходе улицы.

Сколько подобных высказываний ежедневно адресуется ребенку со стороны взрослых!

На первый взгляд это поучения-нравоучения. Взрослый считает ребенка рассеянным и стремится активизировать его внимание. Но если призадуматься, то можно обнаружить в этих же самых высказываниях указание на то, что ребенок очень даже сосредоточен. Просто его внимание направлено не на то, что важно с точки зрения взрослого, а на то, что значимо для него самого.

Ребенок заинтересован не ложкой с кашей, а тем, что происходит на экране телевизора. Пуговицы кофточки застегнулись по диагонали, потому что во время одевания ее хозяйка была увлечена разговором с соседкой о новых куклах. Любимая игрушка в руках ребенка намного для него привлекательней, чем ситуация на дороге, тем более что рядом мама, которая этой ситуацией может управлять.

Внимание – это проявление избирательной направленности процессов сознания.

Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением, переключаемостью и произвольностью. Нарушение каждого из перечисленных свойств приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка.

Вниманию уделяли много времени в своих исследованиях многочисленные отечественные и зарубежные ученые (В. Вундт, Э. Б. Титченер, В. Джеймс, Т. Рибо, Н. Н. Ланге, С. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Добрынин, А. Н, Леонтьев, П. Я. Гальперин, Л. С. Выготский и др., каждый автор подходил к решению проблемы развития внимания с различной точки зрения.

Актуальность данного проекта обусловлена тем, что ни один психический процесс не может протекать целенаправленно и продуктивно, пока человек не заострит свое внимание на том, что воспринимает или делает. Хорошо развитое внимание – это одно из условий успешного развития и обучения ребенка. От того насколько сформированы механизмы внимания у детей дошкольного возраста, зависит будущее ребенка, его интеллектуальное развитие, успешность в учебной деятельности и т. д.

У дошкольника преобладает непроизвольное внимание : ребенок еще не может управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем-то одном, в частой смене деятельности

Таким образом, проблема тренировки внимания детей остается и по сей день актуальной проблемой в детской возрастной психологии.

Развитие произвольного внимания – важнейшая задача дошкольного воспитания. В дальнейшем оно обеспечит успешность обучения ребенка в школе, поможет ему выполнять указания учителя и контролировать себя.

Учитывая, что одним из основных средств развития произвольного внимания является игра, я разработала коррекционно-развивающую программу по развитию внимания с использованием игр и игровых упражнений, которая способствовала улучшению таких характеристик как объем, концентрация, переключаемость внимания, повысила самостоятельность и активность детей, тем самым увеличила уровень развития целенаправленности дошкольников.

Цель: развитие свойств внимания (устойчивости, переключаемости, распределяемости, концентрации и объема).

Задачи:

развитие сенсорного внимания;

развитие слухового внимания;

развитие моторно-двигательного внимания;

повышение познавательного интереса.

Предмет психокоррекции : свойства внимания.

Объект психокоррекции : дети 5—7 лет с нарушениями внимания.

Форма работы: групповая.

Принципы реализации проекта :

Системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;

Единства диагностики и коррекции;

Приоритетности коррекции причинного типа;

Деятельностный принцип коррекции;

Учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка;

Комплексности методов психологического воздействия;

Опоры на разные уровни организации психических процессов;

Возрастания сложности;

Учета объема и степени разнообразия материала;

Учета эмоциональной окрашенности материала.

Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.

Проект реализуется по двум направлениям:

1. Совместная деятельность с детьми.

2. Взаимодействие с родителями.

Основные формы, средства и методы реализации:

Форма организации – групповая

Форма проведения – игровая

Игры-коммуникации

Проективные игры

Психогимнастические игры

Познавательные игры

Игры на развитие воображения

Ролевые игры

Игры, задания и упражнения, направленные на развитие сенсорного внимания

Игры, направленные на развитие слухового внимания

Игры, направленные на развитие моторно-двигательного внимания

Этапы проекта :

Проект осуществлялся в несколько этапов:

Подготовительный

Основной

Заключительный.

Подговительный этап был посвящен изучению и анализу психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме. Были обозначены проблема и тема будущего проекта, поставлена цель и определены основные задачи. Составлен поэтапный план работы, анализ проблемы. Кроме того было подобрано необходимое оборудование и пособия для практического обогащения проекта.

Основной этап предусматривал непосредственную реализацию проекта, проведение запланированных мероприятий.

На заключительном этапе было осуществлено подведение итогов и анализ результатов проекта. Обработка и оформление материалов проекта. Анализ результатов деятельности. Демонстрация опыта работы по данной теме для педагогов ДОУ.

Планируемые результаты проекта :

Дети:

Предполагаемый результат реализации проекта в том, что дети с нарушенным вниманием научаться контролировать, полученный результат, имеют возможность развивать познавательные интересы и способности, а также повышать самооценку и радоваться успеху в кругу сверстников.

Развитие творческих познавательных интересов детей.

Развитие творческого воображения и мышления.

Развитие произвольности и самоконтроля.

Педагоги:

Повышение знаний по данному направлению:

Повышение уровня профессиональной компетентности по изучаемому вопросу.

Оптимизация ВОП (использование новых форм и методов взаимодействия с детьми и семьями воспитанников).

Создание положительного психологического климата между психологом и воспитателями.

Вызвать заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях.

Родители:

Появление интереса к данному вопросу.

Активное участие в воспитательно-образовательном процессе.

Повышение компетенции родителей по вопросам развития внимания;

Взаимодействие с семьей

В ходе реализации проекта происходило тесное взаимодействие педагога-психолога и родителей по коррекции и развитию всех свойств внимания. Такая совместная работа создает благоприятные условия для успешного развития ребенка. В ходе сотрудничества родители являются активными и действенными участниками образовательного процесса.

При работе с родителями использовались такие формы работы как:

Индивидуальные консультации.

Анкетирование, тестирование родителей.

Выступление на собраниях в подготовительных группах. Тема: «Как избежать трудностей в обучении будущих первоклассников. Типичные проблемы, возможные причины их проявлений и пути решений»

Информирование родителей в уголках психолога.

Консультации: «Развитие внимания у дошкольника», «Роль взрослого в развитии произвольного внимания у детей дошкольного взрослого».

Оформление книжки-малышки для родителей «Игры для тренировки внимания и памяти»

Заключение

Подводя итоги работы по реализации проекта «Будь внимателен, можно отметить, что работа по данному направлению действительно необходима и приносит результаты. В проекте показана система работы с детьми и раскрыто содержание основных форм взаимодействия с семьей. Цель работы достигнута. Задачи, намеченные для достижения цели, решены. Полученные результаты позволяют говорить об эффективности используемых в данном проекте методов, технологий, приемов и об эффективности проекта в целом.

В связи с тем, что мной разработан проект и программа по коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста с нарушением внимания, изучена теоретическая часть этой проблемы и эффективность работы подтвердилось выше, то теперь я с удовольствием и дальше буду работать в этом направлении.

Список литературы

1. Немов, Р. С Психология. В 3-х кн. Кн. 3. : Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. / Р. С. Немов. - 4-е изд. - М. : Гуманитар. изд. центр "Владос", 2007. - 631 с

2. Арцишевская И. Л. Работа с гиперактивными детьми в детском саду. -М. : Книголюб,2011г.

3. Заваденко Н. Н. Диагноз и дифференцированный диагноз синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей // Школьный психолог. 2000.№4.

4. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для родителей Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. -м. :Речь, 2010 г.

5. Ильина М. В. Тренируем внимание и память. Тесты и упражнения для детей 5-7 лет : Пособие для психологов, воспитателей ДОУ, учителей. М. : АРКТИ, 2005.

6. Готовность к школе/Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1995

7. Осипова А. А., Малашинская Л. И. Диагностика и коррекция внимания : Программа для детей 5-9 лет. М. : ТЦ Сфера, 2004

8. Чистякова М. И. Психогимнастика. 2-е издание, 1995

9. Широкова Г. Н. Практикум для детского психолога/ Г. А. Широкова, Е. Г. Жадько. – Изд. 3-е. – Ростов н/ Д: Феникс, 2005

10. Заваденко Н. Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. М., 2001

Публикации по теме:

Презентация проекта «Воспитание нравственно-этических норм у детей дошкольного возраста» Краткая аннотация проекта. Проект «Воспитание нравственно-этических норм у детей дошкольного возраста посредством приобщения к русскому.

Проект сюжетно-ролевой игры «Ветеринарная клиника «Дружок» Паспорт проекта Ветеринарная клиника «ДРУЖОК» Автор-разработчик проекта: Асаенок Е. В., воспитатель (2 кв. категория); Старикова К. В. ,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с нарушением внимания. Проект «Будь внимателен!»
Опубликовано: 14 мая 2014 в 21:30
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД