Психолого-педагогическое сопровождение детей из семей мигрантов в ДОО

Елена Каргашилова
Психолого-педагогическое сопровождение детей из семей мигрантов в ДОО

(разработано в соответствии ФГОС)

Резкое изменение привычных условий жизни, вызванное переездом семьи в другую страну (внешняя миграция) или регион (внутренняя миграция) с иными культурными традициями, часто другим языком, приводит к различным стрессам в организме ребенка-дошкольника. Ребенок, оказавшись в новых условиях в детском учреждении с одной стороны, перенимает элементы новой культуры, представленной особенностями поведения детей, живущих в городе N от момента рождения, с другой — неосознанно навязывает свое поведение, несущее элементы культуры, в которой он родился. Часто последнее вызывает негативное отношение не только детей группы, но и воспитателей и родителей — постоянных жителей города N. Поликультурное пространство города N требует от всех жителей, какого бы возраста они ни были, навыков толерантного поведения.

Толерантность — это принятие человека другой культуры до той степени, пока этот человек не нарушает права других членов общества, как записано в Декларации принципов толерантности ЮНЕСКО. Следовательно, это не «терпимость», как часто сообщается в средствах массовой информации, но умение взаимодействовать «на равных».

Однако такое умение не появляется спонтанно. Необходима большая работа педагогов с детьми и их родителями, причем не только с мигрантами, но и с постоянными жителями города N. Для такой работы необходимо проведение исследования, с одной стороны, показывающего болевые точки проблемной адаптации ребенка-мигранта, с другой — позволяющего на основе полученных данных создать программу работы с детьми.

Чтобы эффективно адаптироваться в детском коллективе, нужно понимать свои и чужие эмоции, а также переводить их в слова. Это позволит ребенку точно оценить ситуацию и при необходимости воспользоваться поддержкой взрослых. Умение переводить в слова собственные эмоциональные переживания и наблюдаемые у других людей чувства в настоящее время описывается как эмоциональный интеллект. Можно предположить, что именно здесь могут возникать проблемы детей- мигрантов, приехавших в город N из стран ближнего зарубежья. Именно поэтому в исследовании делается акцент на изучение эмоциональной сферы детей и их эмоционального интеллекта.

Проведение указанного экспериментального исследования опирается на авторскую анкету для родителей, методику определения степени социальной адаптации ребенка в ДОО (В. Н. Меркулова, Л. Г. Самоходкина, проективную методику «Рисунок семьи» (Б. Сэлби, проективную методику «Дорисовывание: мир вещей — мир людей — мир эмоций» (М. А. Нгуен, проективную методику «Три желания» (М. А. Нгуен, методику «ЭмИн» (Д. В. Люсин, методы количественного и качественного анализа данных.

Исследование проводилось на базе Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения России в городе N. В исследовании принимали участие 32 ребенка в возрасте 5—7 лет и, соответственно, 32 родителя:

При этом 16 детей — постоянные жители, 8 детей — внешние мигранты, 8 детей — внутренние мигранты и соответственно родители. Для определения исходного статуса семьи детей- мигрантов их родителям была предложена анкета, состоящая из 9 вопросов. Данные анкеты помогли выявить количество внутренних и внешних мигрантов, определить исходный статус родителей

детей- мигрантов, степень заинтересованности родителей детей- мигрантов в освоении ими русского языка и приобщении к культуре города N.

Родители свое материальное положение оценивают: как высокое — 9,5 % (все из числа мигрантов); среднее — 71,5%, низ-— 19 % (6,4 % местных жителей и 6,4 % из числа внешних мигрантов).

Высшее образование имеют большинство родителей (53 %): местные жители — 37,5 %, мигранты — 15,5 %. Можно предположить, что это отразится в параметрах эмоционального интеллекта ребенка.

Среднее специальное образование имеют 25 % родителей: местные жители — 15,5 %, мигранты — 9,5 %. Среднее образование имеют 22 % испытуемых (только мигранты).

Лишь 15,6 % мигрантов с трудом владеют русским языком. Дома в таких семьях говорят только на родном языке. На русском языке с ребенком дома общаются 43,75 % родителей из семей мигрантов; такое же количество родителей общаются на

двух языках.

Данные свидетельствуют о том, что театр и музей посещают 62,5 % мигрантов, из них 50 % внутренних и 12,5 % внешних. Последние чаще встречаются со своими соотечественниками или гуляют. Остаются дома по выходным дням 25 % внешних мигрантов. В семьях внутренних мигрантов прогулку по городу в поход в парк выбрали 37,5 %.

Большинство внешних мигрантов (50 %) не знакомы с традициями и праздниками города N. В своих ответах они отметили такие праздники, как Новый год, 8 Марта, День защитника Отечества. День города указали местные жители и внутренние мигранты.

Таким образом, проведя анкетирование, было обнаружено, что самый низкий уровень образования отмечен в семьях внешних мигрантов. В их семьях больше половины родителей с трудом владеют русским языком и общаются с ребенком дома на своем родном языке, что затрудняет процесс адаптации и социализации дошкольника к условиям ДОО. Родители не знакомятся с традициями и не стремятся интегрироваться в культуру города и страны, в которые приехали.

после проведения оценки уровня адаптации детей к условиям ДОО было выявлено, что дети из семей внешних мигрантов имеют более низкий уровень адаптации; обладают более низким уровнем эмоционального интеллекта по сравнению с детьми из семей внутренних мигрантов и постоянных жителей города N, а их родители имеют затруднения в списывании эмоций представителей другой культуры. Дети из семей внутренних мигрантов по приведенным показателям практически не отличаются от детей постоянных жителей города N.

Следовательно, процесс адаптации в условиях ДОО детей из семей мигрантов будет более эффективным при создании условий психолого-педагогического сопровождения:

- учет исходного уровня статуса семьи детей мигрантов;

- повышение мотивации семей мигрантов к освоению русского языка и приобщение к культуре города N;

- развитие эмоционального интеллекта ребенка в данной группе детей;

- формирование толерантной обстановки в группе детского сада;

- системная работа в рамках программы психолого-педагогического сопровождения.

Публикации по теме:

Консультация «Как помочь ребёнку адаптироваться в детском саду?» Каждый родитель, в определённое время сталкивается с задачей и принятием решения о поступлении ребёнка в детский сад. Взрослые, как правило.

Совместная работа родителей и детей «Герб моей семьи» Совместная работа родителей и детей «ГЕРБ МОЕЙ СЕМЬИ»«Герб - хранитель истории семьи» «Детство – важнейший период человеческой жизни, не.

Библиотека изображений:
  • Спорт и физкультура
  • Домашние питомцы
  • Домашние питомцы
Автор публикации:
Психолого-педагогическое сопровождение детей из семей мигрантов в ДОО
Опубликовано: 9 октября 2014 в 22:46
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 октября. Международный день повара

Кто такой повар? Это специалист, способный из набора даже самых обыкновенных продуктов создать вкусное блюдо. И делать это не от случая к случаю, а каждый день, и по нескольку раз в день. Людям, которые...

20 октября. День пиццы на МААМ

Пицца знаменита на весь мир, ее можно заказать практически в любом уголке планеты. Такая популярность этого итальянского блюда объясняется не только ее замечательным вкусом, но и доступностью...

Конспект прогулки «Наблюдение за приметами осени»
Цель прогулки: Уточнить представление детей об осени по существенным признакам ( желтые листья на деревьях, опавшие листья, голые деревья и кусты,...
Конспект открытого занятия по математике на тему: «Круг квадрат» 2 младшая группа
Цель занятие: Учить различать и называть круг и квадрат: квалифицировать предметы по признаку формы. Создать образы на основе характерных признаков....
Конспект занятия по рисованию поролоном в средней группе «Медвежата»
Конспект по рисованию в средней группе с использованием нетрадиционной техники ( рисование поролоном) «Медвежата» Цель: Освоение нового способа рисования –...