МААМ-картинки

Психолого-педагогическое сопровождение и поддержка художественно-одаренных детей в условиях ДОУ

Наталья Болховитина
Психолого-педагогическое сопровождение и поддержка художественно-одаренных детей в условиях ДОУ

В современных теоретических концепциях одаренность рассматривается как сложное психологическое явление, становление личности во всех ее проявлениях, значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и т. д.).

Публикация «Психолого-педагогическое сопровождение и поддержка художественно-одаренных детей в условиях ДОУ» размещена в разделах

Для нормального развития детям дошкольного возраста необходимо творческое самовыражение. Творчество заложено в них самой природой, они любят сочинять, выдумывать, фантазировать, изображать, перевоплощаться. Творческую индивидуальность отличает продуктивное воображение, выступающее в качестве психологической основы реализации творческого процесса в любой области деятельности, особенно изобразительной. Художественно-одаренные дети обладают рядом психологических особенностей : повышенная концентрация внимания, отличная память, характерные свойства мышления: беглость (способность в короткий временной период продуцировать множество идей, гибкость (способность применять различные подходы и стратегии, оригинальность (способность подробно генерировать уникальные идеи и решения, детальность (разрабатывать концепции и сюжеты) и упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна. Таким образом, возникает вопрос о сопровождении и диагностики данной категории детей, как отличить творческие способности и задатки от детской одаренности? Именно поэтому при воспитании и обучении художественно-одаренных детей в детском саду активное участие принимают специалисты - педагоги-психологи, разбирающиеся в специфике их развития и трудностях становления личности.

Методологической основой психологического сопровождения является учение о формировании ребенка – личности, о роли его собственной активности в преобразовании самого себя и окружающего мира. Педагогической основой послужила гуманистическая философия, в центре внимания которой человек, способный к саморазвитию, саморегуляции во взаимодействии с другими людьми, а также философские и психологические аспекты творчества как высшей формы совершенствовании личности. Психологическое сопровождение художественно-одаренных детей в нашем детском саду учитывает возрастные и индивидуальные особенности психофизиологического становления ребенка и в соответствии с этим выстраивать целенаправленную систему воспитательно-образовательных мероприятий и с семьей воспитанников. Через мастер – классы, интегрированные занятия и семинары, проводимые на базе ДОУ, позволяют стимулировать родителей, вдохновлять их на содержательное взаимодействие и на новые методы и формы общения с ребенком. Кроме того, родители учатся приводить в соответствие возможности ребёнка и свои требования в совместной деятельности. Эффект таких мероприятий заключается в том, что они создают психотерапевтическое воздействие и настраивают на позитивный жизненный тонус родителей.

Диагностическое обследование одаренных детей помогает своевременно педагогу – психологу оказать поддержку ребенку и профессиональную помощь педагогу в сопровождении данной категории детей через памятки, рекомендации и консультативно-просветительскую деятельность. Используются следующие методики для работы с детьми: «Закончи предложение», «Дорисуй рисунок», тесты Торренса на развитие и определения креативности (адаптированный для детей дошкольного возраста) и т. д. На развивающих занятиях психолог создает атмосферу, в которой ребенок смог бы свободно выражать свои чувства и эмоции различными способами в творческой деятельности, повышая творческий потенциал ребенка в ситуации успеха.

Что касается педагогического блока, то для развития творческих способностей детей используются программы, разработанные ведущими специалистами по изобразительному искусству: Доронова, Т. Н. «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей», Казакова Р. Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование» и др. С целью расширения кругозора детей педагоги демонстрируют во время непосредственно - образовательной деятельности, на экскрусиях в художественном музее репродукции и цветные иллюстрации к произведениям живописи, предметы народно-декоративного искусства и т. д. По рекомендациям автора примерной основной общеобразовательной программы «Радуга» Т. Н. Дороновой, в детском саду создана мини-галерея живописи, где размещаются не только работы самих детей, но и работы педагогов, а также репродукции картин некоторых известных художников.

Педагог-психолог и воспитатель, работая в тесном сотрудничестве, помогают более осознанному восприятию предлагаемых ребенку знаний, способствуют процессу интериоризации (переведению полученных знаний, умений во внутренний план). Также узкий специалист способствует профессиональному росту педагогов, работающих в инновационном режиме с художественно-одаренными детьми с учетом ФГТ к основной общеобразовательной программе и дополнительных программ для данной категории детей через различные формы взаимодействия.

Таким образом, создана комплексная система работы с художественно- одаренными детьми, которая включает в себя психолого-педагогическое сопровождение, создание предметно-развивающей среды, использование интересных методов и форм работы, организацию тесного сотрудничества и взаимодействия с семьей – все это позволяет каждому ребенку реализовать свой творческий потенциал.

Публикации по теме:

Одарённые дети Ребенок приходит в мир чистым и невинным, без знаний и опыта. Врожденными могут быть лишь анатомические, психологические и физиологические.

Особенности и проблемы развития личности одаренного ребенка в условиях современного общества Прежде чем говорить об особенностях и проблемах развития личности одаренного ребенка, рассмотрим сам термин «одаренность». Одаренность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогическое сопровождение и поддержка художественно-одаренных детей в условиях ДОУ
Опубликовано: 9 декабря 2014 в 13:12
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД