Людмила Венидиктовна Филиппова
Психолого-педагогическое сопровождение коррекционно-развивающей работы с детьми в условиях интегративного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из центральных вопросов, который сегодня обсуждается специалистами образования, является внедрение в практику принятого Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Стандарт представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию, устанавливает нормы и положения, обязательные для реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Стандарт включает в себя требования:
• к структуре образовательной программы,
Публикация «Психолого-педагогическое сопровождение коррекционно-развивающей работы с детьми в условиях интегративного образования» размещена в разделах
• к результатам, освоения образовательной программы,
• к условиям ее реализации.
Наряду с тем, что ФГОС определяет структуру программы, он определяет и те принципы (принцип развивающего образования, комплексно-тематический и др., по которым педагогам необходимо выстраивать образовательную работу.
Для реализации данных принципов требуется переосмысление своей деятельности всеми специалистами образования, в том числе и психологами.
На данном этапе развития образовательной системы актуальность деятельности педагога-психолога возрастает.
Психологическое сопровождение образовательного процесса является требованием федерального документа: «Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей, наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области с обязательным психологическим сопровождением».
Психологическое сопровождение должно включать :
• содействие построению развивающего и коррекционного образования,
• психологический анализ образовательного процесса,
• мониторинг результатов освоения детьми образовательной программы.
Наряду с этим, в соответствии с ФГОС, новыми задачами психологического сопровождения становится :
• оптимизация образовательной ситуации для максимального раскрытия и развития познавательных возможностей детей,
• создания оптимальных условий для развития каждого ребенка с учетом его индивидуальных возможностей.
Эти задачи является актуальными для психологов, осуществляющих коррекционно-развивающую работу с детьми с о. в. з.
Программа коррекционной работы должна быть направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с о. в. з. и оказание помощи детям этой категории в освоении основной общеобразовательной программы.
Программа коррекционной работы содержит :
• перечень, содержание и план реализации индивидуально-ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с о. в. з., их интеграцию в образовательном учреждении и освоение ими основной образовательной программы.
• систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с о. в. з. в условиях образовательного процесса, включающего
-психолого-медико-педагогическое обследование детей с целью выявления их особых потребностей,
- мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении программы,
- корректировку коррекционных мероприятий.
• описание специальных условий, программ и методов обучения и воспитания детей с о. в. з., в том числе
-создание безбарьерной среды их жизнедеятельности,
-использование специальных образовательных программ,
- использование специальных методов воспитания и обучения,
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий.
• механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий, который должен обеспечиваться в единстве воспитательно-образовательного процесса в учреждении и вне его,
• планируемые результаты коррекционной работы.
Программа коррекционной работы обеспечивает :
• выявление особых образовательных потребностей детей с о. в. з. ,
• осуществление индивидуального ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с о. в. з. ,
• возможность освоения детьми с о. в. з. основной образовательной программы и их интеграции в образовательном учреждении.
Психологическое сопровождение должно включать :
• содействие построению развивающего и коррекционного образования,
• психологический анализ образовательного процесса,
• мониторинг результатов освоения детьми образовательной программы.
Грамотно выстроенная деятельность психолога, сочетающая все направления работы, позволит оптимизировать образовательный процесс и реализовать образовательную программу на высоком уровне.