Антинг Валентина Германовна
Консультация «Идея школы, которая учит придумывать идеи»
▼ Скачать + Заказать документы
ИДЕЯ ШКОЛЫ, КОТОРАЯ УЧИТ ПРИДУМЫВАТЬ ИДЕИ
Антинг Валентина Германовна,
учитель начальных классов
МБОУ «Нижнесуэтукская СШ»
РФ, Ермаковский район
E-mail : Antingvalia1995@gmail.com
На сегодняшний день в нашем обществе очень стремительно происходят изменения, которые, в свою очередь, создают предпосылки для преобразований и в системе российского образования.
Публицистическая статья
Публикация «Консультация „Идея школы, которая учит придумывать идеи“» размещена в разделах
Главной целью развития образования является повышение интеллектуального и культурного потенциала целой страны. Образование всегда будет являться источником развития общества, а общество постоянно будет оказывать влияние на образование.
Одна из заявленных целей государственного образования заключается в предоставлении всем учащимся, независимо от социального статуса и материального положения, шанса процветать, преуспевать и стать активными и неравнодушными гражданами своей страны.
Больше всего меня тревожит тот факт, что многие из этих преобразований обусловлены отнюдь не пониманием того, как в реальности учатся люди и как работают по-настоящему школы, а другими интересами.
Правительство всё активнее берёт бразды правления государственным образованием в свои руки и всё чаще указывает школам, чему и как учить детей.
Сегодня главной задачей образования становится не примитивная передача знаний, умений и навыков, а развитие личности, творческих способностей человека, его умение самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Другими словами, одной из задач образования является формирование у ученика умения учиться, придумывать новые идеи.
Человек начинает познание мира с самого рождения. Он, в отличие от животных, не обладает при рождении никакими способностями. Все способности человеком усваиваются в процессе его воспитания. И то, что усвоит человек, в большей степени зависит от тех людей, от тех личностей, которые окружают его.
Школа является самым основным этапом образования и воспитания человека. Через обучение и воспитание в школе проходит каждый.
Школа – это место, в котором дети проводят большую часть дня. Признайтесь себе, что мы не так часто задаё мся вопросами: «А интересно ли им в школе? Действительно ли нашим детям нравятся занятия и учителя? Хочется ли им возвращаться туда снова и снова?» Будьте честны перед собой, что мы не так часто задумываемся об этом, а может, и вовсе и не думаем, считая школу «обязанностью» детей.
Кен Робинсон – один из самых авторитетных специалистов в образовании – в своей книге «Школа будущего» рассказывает о самых интересных и нестандартных подходах в обучении, которые очень нравятся детям. Возможно, именно в таких школах хотят учиться наши дети?
В настоящее время, когда жизнь становится разнообразнее и сложнее, требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению различных проблем, очень важно не упустить благоприятный период для развития способностей к творчеству. Какие бы новые веяния, рожденные требованиями времени, не проникали в школу, как бы не менялись программы и учебники, одной из приоритетных развивающих, общеобразовательных и воспитательных задач всегда было и остается развитие креативного мышления учащихся. Творческий человек может успешно адаптироваться в социуме, противостоять негативным обстоятельствам, находить позитивные выходы из сложных ситуаций, он способен к самореализации своих возможностей.
Творческий человек – значит креативный. Что же такое креативность?
Креативность – это способность порождать необычные идеи, отклонение от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации.
П. Торренс под креативностью понимает «… копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, нырять в глубину, беседовать с кошкой, проходить сквозь стену, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее».
Каждому педагогу, работающему в современной начальной школе, необходимо задуматься о том, как построить уроки и занятия по внеурочной деятельности, чтобы в результате у детей постоянно происходило развитие творческого мышления и творческой деятельности, причём такой системой методов и приёмов, которая бы соответствовала младшему школьному возрасту.
Что же способствует такому творческому, креативному мышлению? Это, конечно, творческие задания на уроках, конкурсы, викторины, проектные работы, сочинения, наблюдения и эксперименты, защита исследовательских работ.
Главная цель для меня, как учителя начальных классов, научить учащихся мыслить. Дети всегда должны находиться в поиске, каждый раз открывать для себя что-то новое. В творческой обстановке всегда рождаются новые идеи, замыслы, возникает атмосфера сотрудничества, которая в свою очередь рождает вкус к творчеству.
В первую очередь, в новой школе необходимо создать такую творческую обстановку. …Класс оборудован разными формами и цветами парт (круглая, квадратная, треугольная; красная, жёлтая, голубая, для различных видов деятельности.
Развитие креативного мышления младших школьников наиболее ярко проявляется в поисково-исследовательской деятельности. Это их проектные работы. Проектная деятельность заставляет ребенка увидеть проблему, поставить перед собой цели и задачи, выдвинуть гипотезу, продумать ход исследования, представить продукт своей поисковой деятельности и сделать определенные выводы.
Мы с вами привыкли проводить проекты на уроках окружающего мира. Я же предлагаю в новой школе начать поисково-исследовательскую деятельность на уроках обучения грамоте при изучении букв. Каждая буква изучается с помощью мини-проекта. Дети могут разбиться на группы и на протяжении букварного периода изучать буквы в разных направлениях. Мини-проекты (буквы) образуют один большой проект (алфавит). Пусть дети сами выберут, как они назовут свой проект и в каком ключе начнут изучение и исследование букв. Например, «Фруктовая азбука», «Овощная азбука», «Город букв», «Зоопарк», «Зелёный мир». Процесс обучения основан на сотрудничестве: сотрудничестве между учителем и группой, между отдельными участниками группами. Младший школьник почувствует удивление и любопытство, тем самым у него будет развиваться творческое мышление.
Детское творчество неисчерпаемо. Дети - это тайна, которую так хочется разгадать любому творчески работающему учителю. Главный стимул творчества - неисчерпаемая радость, которую оно дает и ученику, и учителю.
Все дети по-своему талантливы. Раскрыть этот талант может и должен современный учитель, тогда задача социализации учащихся будет решена. Для этого и необходим новый ФГОС!
Я согласна с высказыванием Михаила Александровича Дудина: «Ученик непременно должен превзойти своего учителя, в этом и есть самая высшая заслуга учителя, его продолжение, его радость, его право, пусть даже призрачное, на бессмертие.».