Приложение МААМ

Путешествие к Волшебнице речи. Конспект педагогического мероприятия по развитию речи.

Елена Кудерова
Путешествие к Волшебнице речи. Конспект педагогического мероприятия по развитию речи.
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект педагогического мероприятия по развитию речи.

Ведущая область: коммуникация

Тема: «Путешествие к Волшебнице речи»

Задачи:

1. формировать представление детей о многообразии слов в русском языке;

познакомить детей со словами – синонимами и словами – омонимами, учить различать их в речи; упражнять детей в умении строить сложные предложения с союзом потому что;

обогащать словарь детей словами родник, ключ, стужа;

2. развивать смекалку, внимание;

3. воспитывать любовь и интерес к родному языку.

Ход занятия.

Воспитатель приветствует детей.

Публикация «Путешествие к Волшебнице речи, Конспект педагогического мероприятия по развитию речи,» размещена в разделах

Воспитатель: Ребята, я сегодня у дверей нашла эту коробочку. В ней лежало приглашение. Как вы думаете от кого это приглашение? (Предположения детей) Нас в гости приглашает Волшебница Речь. Жители ее страны расшалились и разлетелись в разные стороны. А кто жители страны Волшебницы Речи? (Звуки, слова) А что мы знаем о словах и звуках? Они невидимки, но мы можем их слышать и произносить. Какие бывают слова? Длинные и короткие. Какие ещё бывают слова? Вежливые. Назовите вежливые слова. Здравствуйте, пожалуйста. . Еще слова бывают ласковые. Назовите ласковые слова (сыночек, доченька, солнышко и т. д.) Волшебница Речь приглашает нас в гости и просит все слова, которые мы будем встречать в пути собирать и складывать в эту коробочку. Вы согласны отправиться в путешествие? Тогда в путь! Становитесь друг за другом.

Солнечным погожим днем

В гости к Речи мы идем

Вот цветущий лужок

Отдохнуть пора дружок.

Дети садятся на диванчики.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это лежит под кустиком? Достает из под куста ключи: гаечный, скрипичный, дверной.

- Что это?

- Ключ.

-Какой?

-Скрипичный.

-Это что?

-Ключ.

-Какой?

-Гаечный и т. д. Ребята, вы заметили, слова которые называют эти предметы, звучат одинаково – Ключ.

Много разных есть ключей:

Ключ – родник среди камней,

Ключ скрипичный, завитой,

И обычный, ключ дверной.

- Как вы думаете, а значение у них одно и тоже? Ответы детей.

-Этот ключ – гаечный.

-Зачем он нужен?

- Ремонтировать машину, велосипед.

- Значит гаечный ключ – это инструмент для ремонта машины.

- А зачем нужен дверной ключ?

- Открывать дверь.

- Значит дверной ключ – это предмет для открывания дверей.

- А что обозначает скрипичный ключ?

- Это музыкальный символ.

- Посмотрите, как интересно получается: слова по звучанию одинаковы, как близнецы, а значение у них разное. Такие слова в русском языке называют слова – близнецы. Эти слова мы с вами будем обозначать вот таким символом. Вывешивает на мольберт картинку с изображением близнецов.

- Здесь под кустиком еще что – то лежит. Достает карточки. На этих карточках нарисованы разные предметы. Найдите на карточке предметы, названия которых похожи друг на друга, например:лист бумажный – лист с дерева. Соедините эти предметы ниточкой и докажите что это слова - близнецы: это слова – близнецы, потому что звучат они одинаково, а значение разное.

Дети каждый на своей карточке находят слова – близнецы, дают объяснение и выставляют карточку на мольберт под символом.

- Кран, лист, корзина, вилка, лук, труба, ручка, ключ, коса – это слова – близнецы. Вот, что они про себя рассказывают:

Мы слова из русской речи

Из родного языка

Одинаково нас слышат,

Одинаково нас пишут.

Вот какие хитрецы

Мы слова – близнецы.

- Можем мы слова – близнецы положить в нашу коробочку?

Снимает с мольберта символ и кладет в коробочку.

- Продолжим наше путешествие? Тогда в путь.

Физминутка:

Отправляемся в дорогу

Ждет нас там открытий много(ходьба друг за другом)

Руки к солнцу. Потянулись (руки вверх, потянуться)

И друг другу улыбнулись.

Дальше по лесу шагаем (ходьба друг за другом)

И медведя мы встречаем (ходьба по – медвежьи: на внешней стороне стоп)

Мы шагаем друг за другом (ходьба друг за другом)

Лесом и зеленым лугом.

Крылья пестрые мелькают

В поле бабочки летают (дети кружатся и машут руками)

Дышим ровно, глубоко (упражнение на восстановление дыхания)

Видишь, как идти легко!

Мостик в стороны качался,

А под ним ручей смеялся.

На носочках мы пойдем,

На тот берег попадем.

Воспитатель: Куда мы с вами пришли?

- В лес, к ручейку.

- Давайте посмотрим, откуда берет начало наш ручеёк. Присаживайтесь. У каждого ручейка, у каждой речки есть начало. Наш ручеёк берёт своё начало из родника. А что такое родник? Ответы детей. Родник – это водный источник, текущий из глубины земли. Родник находится в лесной глуши, в нем всегда чистая, холодная, студеная вода. Родник по другому можно назвать ключ. Посмотрите, что получается – слова родник, ключ звучат одинаково?

- Нет.

- А обозначают одно и то же. В русском языке такие слова называют «слова – друзья». Обозначать их будем вот таким символом.

Вывешивает на мольберт картинку с изображением детей, держащихся за руки.

Воспитатель: Таких слов у Волшебницы Речи много. Мы попробуем их найти. Я буду загадывать загадки, если вы их отгадаете, то слово отгадка появится на этом мольберте.

1.Кто в дни болезней

Всех полезней

И лечит нас

От всех болезней (доктор)

- Доктор. А как можно сказать по другому? Врач.

2.Дали братьям теплый дом,

Чтобы жили впятером.

Брат большой не согласился

И отдельно поселился (варежки)

- А по другому? Рукавицы.

3. Их видно повсюду,

Их видно из окон –

По улице движутся

Быстрым потоком,

Они перевозят

Различные грузы –

Кирпич и железо.

Зерно и арбузы.

За эту работу

Мы их полюбили

Они называются (автомобили)

- По другому слово автомобиль можно сказать….? Машина.

Воспитатель: Машина – автомобиль, рукавицы – варежки, доктор – врач – это слова друзья.

- Слова друзья любят играть в прятки. Они прячутся в стихотворных строках:

1. Зимою стужа, холод и мороз.

Как думаешь, кто это нам принес?

- Какие слова друзья спрятались в этих стихотворных строках?

2. Пришел к нам доктор, лекарь, врач,

А заболела птица грач.

3. Самолеты водят летчики, пилоты

Очень нравятся им эти самолеты.

4. Была у нас тайна, секрет

Но больше секретов нет.

5. Обман, неправда и ложь –

Ты этим не проживешь.

6. В театрах актеры, артисты.

А где же тогда футболисты?

7. Учим мы азбуку, наш алфавит –

Перед глазами он так и стоит.

8. Машина и автомобиль

Из сказки превратились в быль.

Воспитатель: Молодцы ребята, нашли все слова – друзья. Можем мы положить их в нашу коробочку?

Снимает с мольберта символ и кладет в коробочку.

Воспитатель: Наше путешествие сегодня заканчивается. Посмотрим, какие слова Волшебницы Речи мы собрали в волшебную коробочку.

Воспитатель достает из коробочки символы. Дети называют: слова – близнецы, слова – друзья, короткие и длинные слова.

- Наше путешествие не заканчивается. У Волшебницы Речи еще много разных слов, с которыми нам предстоит познакомиться.

Публикации по теме:

Анкета «О развитии речи вашего ребенка» Анкета «О развитии речи вашего ребенка» 1. Как вы считаете, уровень развития речи связан с интеллектуальным развитием ребенка? 2. По каким.

В мире слов. Многозначные слова.В мире слов. Многозначные слова. Несколько лет я работала по теме "Формирование содержательной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР".Цель моей работы:.

Автор публикации:
Путешествие к Волшебнице речи. Конспект педагогического мероприятия по развитию речи.
Опубликовано: 8 июля 2012 в 07:54
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Путешествие к Волшебнице речи. Конспект педагогического мероприятия по развитию речи.» (включая файлы) размещена пользователем Елена Кудерова (УИ 7877) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД