Светлана Собылинская
Путешествие капельки
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: Закрепить знания детей о состоянии
воды в разное время года в трёх агрегатных состояниях (жидкое, твёрдое, газообразное); расширять познавательную деятельность путём включения их в мыслительные действия через опыты с водой, используя наглядные средства. Дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе. Пополнять и активизировать словарный запас детей: «круговорот воды», «испарение», «экономить», «пресная вода», «водопроводные трубы». Побуждать и поддерживать у детей инициативу, самостоятельность, сообразительность. Закрепить умение детей вырезать снежинки из бумаги, сложенной несколько раз. Создать благоприятный психо-эмоциональный фон для занятия. Воспитывать у детей бережное отношение к природным ресурсам.
Публикация «Путешествие капельки» размещена в разделах
Оборудование и материалы: Глобус, пластмассовые подносы, большой поднос, 2 стакана из-под йогурта, блюдце, цветная бумага, монетка, игрушечная посуда, колба, десертная ложка, сахар, соль в спичечных коробках, стакан стеклянный. Картинки (все времена года, изображение весёлой Капельки., изображение разных природных явлений (снежинка, дождь, сосулька и т. д., изображения для сказки (озеро, капли, облако, туча, дождь).
Предварительная работа: наблюдение на прогулке за тучами, за дождём, за состоянием воды.
Ход ЗАНЯТИЯ:
Воспитатель: Ребята, сегодня наше занятие будет необычным. Мы будем заниматься в лаборатории. Дети, а что такое лаборатория?
Дети: В лабораториях ставят различные опыты, в них работают учёные.
Воспитатель: Хорошо. Вы готовы? (Дети подходят к большому столу, на котором расставлено оборудование для опытов).
Воспитатель: Дети, а что это? (Показываю на глобус, дети стоят около глобуса).
Дети: Это глобус.
Воспитатель: А что такое глобус?
Дети: Глобус-модель нашей Земли, нашего общего дома.
Воспитатель: Какую форму имеет глобус?
Дети: Форму шара.
Воспитатель: Что обозначается зелёным и коричневым цветом?
Дети: Суша.
Воспитатель: Как вы думаете, что обозначает голубой цвет?
Дети: Цвет воды.
Воспитатель: Посмотрите, какого цвета больше на глобусе?
Дети: Голубого.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Дети: Воды больше, чем суши.
Воспитатель: Обратите внимание, на модели Земли есть большие и маленькие овалы, есть ещё голубые тонкие линии, похожие на нити. Что они обозначают?
Дети: Маленькие овалы - моря, большие - океаны, синие линии -реки.
Воспитатель: А где ещё находится вода на земле?
Дети: Ручейки, озёра, болота, пруды, водохранилища.
Воспитатель: Ребята, о том, где ещё мы можем встретиться с водой, вы узнаете из стихотворения Н. Рыжовой «Волшебница вода».
(Во время стихотворения звучит шум воды, выставлять картинки, где встречается вода).
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, океане,
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает.
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае,
Мы её не замечаем.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить,
Без неё нам не прожить.
Вы в пруду её найдете,
И в сыром лесном болоте!
Путешествует всегда
Наша спутница вода!
(Появляется игровой персонаж - «Капелька»).
Капелька : Здравствуйте, мои друзья.
Воспитатель: Кто ты?
Капелька : Меня зовут Капелька. Я услышала, что ребята начали рассказывать о воде, водоёмах, морях, океанах - а ведь это мои старшие братья. Мне так интересно.
Дети: Останься с нами на занятии.
Воспитатель: Конечно, мы гостям всегда рады. А теперь пора занять свои места в лаборатории. Кто вы теперь?
Дети: Мы - экспериментаторы, исследователи, лаборанты. И ты, Капелька, тоже.
Воспитатель: Итак, давайте поговорим о свойствах воды и проверим их на опытах. А ты, Капелька, будешь тоже с нами проводить опыты.
1-й опыт.
Воспитатель: Ребята, возьмите свои стаканы с водой и немножко выльете из него в блюдце. (Дети выполняют). Что произошло?
Дети: Вода разлилась.
Воспитатель: Какое свойство вы можете назвать после этого опыта?
Дети: На ровной поверхности вода льётся, растекается.
Воспитатель: Почему?
Дети: Вода жидкая.
Капелька : Ой, как интересно!
2-й опыт.
Воспитатель: Дети, какого цвета вода?
Дети: Нет цвета.
Воспитатель: Проверим. Посмотрите на стакан с водой и стакан молока, сока. Какого цвета молоко? Сок?
Дети: Белого, жёлтого.
Воспитатель: Тогда, какого цвета будет вода?
Дети: Бесцветная.
3-й опыт.
Воспитатель: Проведём ещё один опыт. Положите цветную бумагу под стакан с водой. Вы видите, какого цвета бумага?
Дети: Красного (жёлтого, зелёного и т. д.)
Воспитатель: Опустите монетку в стакан (выполняют действия). Что мы видим?
Дети: Монетку в стакане.
Воспитатель: Ребята, если мы видим все предметы сквозь воду, какое её свойство можем назвать?
Дети: Вода прозрачная. Сквозь неё видны предметы.
Воспитатель: Правильно. Ребята, теперь посмотрите вокруг и скажите мне: какой предмет в группе доказывает, что вода прозрачная?
Дети: Аквариум.
Воспитатель: Что же вы видите в аквариуме?
Дети: Рыбок, водоросли, камешки.
Капелька : Вот это да!
4-й опыт.
Воспитатель: Есть ли форма у воды? (предположения детей).
Проверим на следующем опыте. Посмотрите на эту колбу с водой, и скажите мне: какую форму имеет вода?
Дети: Форму колбы.
Воспитатель: Саша, перелей воду в стакан. А сейчас? (переливает воду в стакан).
Дети: Стакана.
Воспитатель: Алеся, перелей воду в чашку. Сейчас? (переливает воду в чашку).
Дети: Чашки.
Воспитатель: Если вода постоянно меняет свою форму, какой
вывод можно сделать?
Дети: Вода не имеет формы, принимает форму того предмета, в котором она находится.
5-й опыт.
Воспитатель: Молодцы. Ребята, возьмите стакан с чистой водой. Понюхайте её. Имеет ли она запах?
Дети: Нет.
Воспитатель: Попробуйте её на вкус. Какая она?
Дети: Без вкуса.
Воспитатель: Возьмите ложку и насыпьте содержимое из коробочки в стакан. Перемешайте. Пробуйте на вкус. (Дети пробуют из стаканов). Какая вода? (Выясняют, что в стакане одних детей вода солёная, у других - сладкая).
Воспитатель: Ребята, чистая вода не имеет вкуса и запаха. Только когда очень хочется пить, вода кажется вкусной. Она безвкусная.
Вода может менять вкус и запах; поэтому из неё варят борщи, кисели, компоты. Поэтому мы говорим, что кисель вкусный, или –
борщ хорошо пахнет.
Ребята, в пищу, мы используем пресную воду, она поступает к нам через водопроводные трубы из озёр и рек.
Чистая пресная вода – это большая ценность. Её на нашей планете осталось очень мало. Мы должны расходовать воду экономно, т. е. беречь её. Как это сделать?
Дети: Следить за краном, чтобы всегда был закрыт. Не засорять реки и озёра.
Воспитатель: Что может произойти, если не будет воды на Земле?
Дети: Не сможем умыться, попить, приготовить кушать. Растения без воды засохнут, погибнут животные и т. д.
Капелька : Молодцы, ребята. Как вы думаете, из чего состоит вода? (покапать из пипетки).
Дети: Из маленьких капелек.
Капелька : Да, таких же, как я.
Воспитатель: Когда мы видим капельки дождя?
Дети: Во время дождя.
Воспитатель: Давайте представим, что пошёл дождь.
Физминутка.
Капля раз, капля два (поочерёдно поднимают руки).
Капля медленно сперва ( плавно опускают руки вниз:)
Кап, кап, кап (хлопают в ладоши).
Стали капли поспевать
Капля каплю догонять (ходят по кругу) :
Кап, кап, кап (хлопки).
Зонтик поскорей раскроем,
От дождя себя укроем (имитация с зонтом).
Кап, кап, кап (хлопки).
Воспитатель: Ребята, капельки - великие путешественницы. Вместе с нашей Капелькой мы отправимся в путешествие по временам года, (воспитатель выставляет изображение весёлой Капельки и картинки 4-х времён года на фланелеграф).
Воспитатель: Отгадав загадки, вы узнаете, где можно встретиться с капелькой воды в разное время года.
Крупно, дробно зачастило
И всю землю напоило.
(дождь)
Пляшет дождик по дороге,
Чтоб мочили люди ноги.
Оставляет он следы -
Мелководные пруды.
(лужи)
Воспитатель: Хорошо (дети находят ответ на картинках и выставляют на фланелеграф).
Что за звёздочки сквозные
На платке и рукаве
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь - вода в руке. (снежинка)
Без дел мне не сидится,
Я пошутить люблю,
Вам брови и ресницы
Я мигом набелю. (иней)
Удивительный художник
На окошке побывал;
Удивительный художник
Нам окно разрисовал.
Пальмы, папоротники, клёны, -
На окошках лес густой.
Только белый, не зелёный
Лес чудесный, расписной.
(морозные узоры)
Прозрачен, как стекло,
Но не вставить в окно. (лёд)
С крыши белый гвоздь торчит,
Солнце взойдёт - и гвоздик упадёт.
(сосулька)
Воспитатель: Дети, теперь вы сами убедились, что Капелька любит превращаться то в капельку тумана или росы, в большую градину или иголочку инея, то в морозный узор на окне или в прозрачную холодную сосульку.
Капелька : Сейчас, ребята, я хочу рассказать о своих путешествиях.
Я - Капелька, жила в голубом озере (выставление картинок на фланелеграф). Выглянуло ласковое солнышко и стало пригревать. Я стала подниматься вверх - испаряться. Все капельки превратились в невидимый прозрачный пар. Этот тёплый пар поднимался всё выше над Землёй. А там, на высоте очень холодно. Тёплый пар встретился с холодным воздухом и снова превратился в маленькие капельки воды, которые собрались в большое облако, таких облаков очень много.
Ветер подхватил облака и разнёс их по свету. Случается так, что в тучу собирается очень много капелек, и нам становится тяжело и
тесно, и тогда выпадает весной, летом, осенью дождь. Такое явление называется «круговорот воды в природе».
А как образуются снежные тучи - я расскажу в другой сказке.
Психогимнастика.
Капелька : Давайте мы с вами представим, что каждый из вас капелька. Маленькая, слабая капелька. И сейчас все капельки соберутся в одну большую тучку (дети собираются).
Покажите, как капельки дружны! Соберитесь теснее, обнимите друг друга. Тучка стала тяжёлой потому, что все капельки собрались, прижались тесно друг к другу. Капелькам стало тесно, и пошёл из тучки дождик (покапали).
Снова выглянуло солнышко, и капельки испаряются, превращаясь в пар. Поднимаются и снова собираются в большую, дружную тучку.
Воспитатель: Ребята, а хотите сами попробовать «создать» дождь? На подносе лежат губки (чуть влажные). Дети, на что похожи эти губки?
Дети: На облака.
Воспитатель: Ребята, губка - пушистое легкое облако. Попробуйте сжать её. Что произошло? Почему из «облака» не идёт дождь?
Дети: В ней мало воды.
Воспитатель: А теперь добавьте в неё воды. Сожмите. Что произошло?
Дети: Пошёл дождь.
Воспитатель: Ребята, в разное время года идёт разный дождь. Какой он? Сильный и …., тихий и …., тёплый и … .
Воспитатель: Вот и подходит к концу наше занятие. Что мы сегодня узнали нового?
Дети:
- свойства воды: вода жидкая, бесцветная, прозрачная, не имеет формы, вкуса и запаха;
- состояние воды по временам года разное;
- круговорот воды в природе;
- как образуется дождь.
Воспитатель: Молодцы. А сейчас предлагаю нашей гостье сделать подарок. Согласны?
Подойдите к столу. Давайте вспомним, во что превращается капелька зимой?
Дети: Снежинку.
Воспитатель: Ребята, снежинку мы вырежем из салфеток (повторить приёмы вырезания, после этого дети дарят Капельке снежинки).
Капелька : Большое вам спасибо. Какие они красивые, с разными узорами. От меня вам тоже угощение.
Воспитатель: Спасибо тебе, Капелька, за угощение, за то, что пришла к нам в гости, приходи к нам ещё.
Капелька : Обязательно. Мне было очень интересно.