Елена Разинова
Путешествие новгородского купца Садко по торговым городам Поволжья
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи.
Социально-коммуникативное развитие: развивать у детей интерес к истории своей страны на примере знакомства с путешественником и купцом Садко, прививать ценностное отношение прошлому Родины; поддерживать стремление к содержательному общению со сверстниками и взрослыми; формировать систему элементарных представлений о финансах.
Познавательное развитие: способствовать формированию представлений об Отечестве, представлений о социокультурных ценностях и традициях нашего народа, первичных финансовых представлении, способствовать становлению любознательности и познавательной мотивации детей, развитию воображения и творческой активности.
Публикация «Путешествие новгородского купца Садко по торговым городам Поволжья» размещена в разделах
Речевое развитие: создавать условия для развития связной, грамматически правильной диалогической речи, побуждать отражать в речи элементарные финансовые представления «купец», «торговля», «заработал» и т. п.
Художественно-эстетическое развитие: вызвать у детей эстетическое восприятие образа былинного героя, развивать чувство сопереживания персонажам художественных произведений, творческие проявления и фантазию при изображении сказочного персонажа.
Физическое развитие: активизировать умственную и физическую работоспособность, предупреждать утомление.
Ход образовательной деятельности
Дети входят в зал, здороваются с гостями.
Воспитатель: «Ребята, сегодня мы отправимся в необычное путешествие с былинным героем. А кто он вы будете угадывать сами. Сейчас вы послушаете музыкальную загадку, потом ответите на мои вопросы и мы вместе догадаемся, кто же наш спутник. Предлагаю вам сесть поудобнее и посмотреть на экран.
1 слайд (звучит отрывок из оперы Римского - Корсакова, на экране - кадры из музыкального фильма «Садко»)
Воспитатель: «Дети вам знакома эта музыка? А она какая по характеру (спокойная, плавная, напевная? Какие музыкальные инструменты звучат? А какой былинный персонаж играл на гуслях? (Садко). Да, верно вы сейчас слушали отрывок из оперы Римского-Корсакова «Садко».
Интересно, с какой целью к нам приплыл Садко, давайте узнаем».
2 слайд. С экрана обращается Садко : «Здравствуйте, дети. Вы верно узнали меня. Я Садко новгородский купец. Я успешно торговал по всем городам, что стоят на реке Волхов. Но все мои товары уже распроданы. Я хочу закупить новый товар в волжских городах. Предлагаю и вам со мной поплыть, чтобы помочь мне знакомиться с новыми городами и товар выгодно закупать.
Воспитатель: «Ну как дети мы же поможем Садко. Поплывем с ним по широкой матушке-реке Волге и будем Садко советовать какой товар лучше приобрести».
3 слайд. Изображение Волги, по которой движется курсор от Ульяновска до Самары. Звучит плеск воды.
Воспитатель: «Представим что мы уже на корабле…
Дружно всем нам нужно встать
Стало палубу качать
Ноги к палубе прижали,
Руки в стороны подняли.
Покачались на волнах
На раздутых парусах…
А теперь все дружно сели
На экран все посмотрели.
4 слад. На экране появляется надпись «Самара» и герб города.
Воспитатель выкатывает доску с надписью «Самара» и картинками с самарским фирменным товаром (конфеты фабрики «Россия», вяленая рыба, и космическая еда.) С обратной стороны на доске закреплён кошелёк с рублями.
Воспитатель: «Дети как вы думаете что будет пользоваться спросом у новгородцев (рыба есть своя из р. Волхов, космическая еда слишком непривычна для того времени, может ему приобрести знаменитые самарские конфеты ф. «Россия», ведь в Новгороде в прошлые времена ещё не знали о шоколаде) Скажи, Садко, а деньги ты не забыл взять с собой?
5 слайд. Появляется на экране изображение Садко : «Конечно, не забыл, вон они в укромном месте на корабле в мешочке лежат, мешочек этот мошной называется.»
Воспитатель берё т мешочек и показывает содержимое детям: «Ребята, скажите, а может ли Садко за такие деньги что-нибудь купить? (нет) Конечно, ведь это старинные новгородские рубли. Что же делать? А кому такие деньги нужны, как называется человек, который увлекается коллекционированием старинных денег. (Нумизмат)
Давайте поможем Садко осуществить сделку.»
Воспитатель зовёт 2-х детей к столу, один выполняет роль нумизмата, ему воспитатель даёт кошелёк с современными монетами.
Другой получает мешочек с новгородскими рублями.
Воспитатель: «Старинные деньги очень ценны, поэтому дорого стоят. И мы будем менять 1 новгородский рубль на 5 современных. Итак, …. отдавай нумизмату свою монету, а нумизмат тебе отсчитает 5 современных….Ну, сколько монет выручил Садко? Что мы с ними будем делать? (купим товар – конфеты)»
Воспитатель снимает с доски «Самара» картинку с конфетами, кладёт её на стол, а на доску прикрепляет деньги.
Воспитатель: «Ну, всё, дети, в Самаре мы товар закупили, до свидания Самара, поплыли мы дальше.» (Доска закатывается)
Воспитатель: Давайте, дети встанем опять на палубе как бывалые моряки.
6 слайд. Появляется анимация: карта с рекой Волгой, по которой продвигается красный курсор по направлению от Самары к Саратову
Над волнами чайки кружат
Полетим за ними дружно. (взмахи руками как крыльями)
Брызги пены, шум прибоя (машем себе в лицо кистями рук)
А над Волгой мы стобою! (показываем на себя и на всех детей)
А теперь все дружно сели
На экран все посмотрели.
7 слайд. Появляется название «Саратов» и герб города.
Воспитатель: «Прибыли мы теперь в какой город?
(Выкатывается доска с надписью «Саратов» и картинками: саратовский калач, ткань «сарпинка», балалайка.)
Что же можно закупить в этом городе, чтобы успешно торговать? (Выбираем ткань, такой нет в Новгороде, и она не испортиться в долгой дороге, кроме того, часть ткани можно продать метражом, а часть пустить в пошив и продать готовую одежду)
8 слайд: Садко : «Дети, а как же мне товар купить, ведь денег у меня нет»
Воспитатель: «Дети, как Садко поступить, как ещё можно приобрести товар, но не покупать? (Совершить обмен - бартер) Садко, а может у тебя на корабле что-нибудь есть, что ты взял из Новгорода в дальнюю дорогу?»
9 слайд. Садко : «Конечно, есть, на тот случай если вдруг кто-нибудь заболеет в пути я взял леваши. Вы знаете, что это?»
(Старинные сладости из сушеных и толченых ягод, которыми можно лечиться)
Воспитатель: «Так вот что, наверное, лежит под этим полотенцем» (открывает полотенце и достаёт леваши) Что мы с ними будем делать? Да, мы леваши обменяем на ткань-сарпинку и балалайки (с доски снимаем эти картинки, а леваши - прикрепляем)
Нам пора плыть дальше, до свидания, Саратов!» (Доска укатывается)
10 слайд. Опять появляется анимация: карта с рекой Волгой, по которой продвигается красный курсор по направлению от Саратова к Волгограду
Воспитатель: Дружно всем нам нужно встать
Стало палубу качать
Ноги к палубе прижали,
Руки в стороны подняли.
Покачались на волнах
На раздутых парусах…
А теперь все дружно сели
На экран все посмотрели.
11 слайд. Название города Волгоград и герб.
Воспитатель выкатывает доску с надписью Волгоград и картинками: горчичное мыло и масло из Сарепты, пуховый платок из Урюпинска, арбузный мёд. После беседы выясняют, что мыло, мёд и масло всегда пользуются спросом (гигиена, питание, лечение) и могут долго храниться, а вот пуховые платки уже не так будут пользоваться спросом, т. к. становится тепло и лучше их закупить осенью.
12 слайд. Садко : «Ребята, а как мне теперь быть, ведь и денег у меня уже нет и бартер нечем осуществить?»
Воспитатель: «Ребята, а где Садко взять деньги, как называется учреждение, где дают деньги на время, в долг? (надо взять ссуду в банке.) Да, только не забудь, Садко, что деньги - ссуду берут на определённое время и их нужно вернуть».
13 слайд. Садко : «Спасибо, дети, что разъяснили всё. Ссуду я возьму на полгода до осени, ведь осенью я снова приплыву в Волгоград, чтобы закупить пуховые платки, тогда и отдам деньги».
14 слайд. Картинка «Банк»
Воспитатель: «А пока Садко «ходит» в банк предлагаю поиграть в «Товар-не товар» (На стол с одного края кладётся большая карта, на которой нарисована тележка для покупок («товар», на другом краю карта, где тележка зачёркнута («не товар»); отдельно на столе лежат маленькие карточки с различными объектами; поочерёдно друг за другом дети берут маленькие карточки, объясняют свой выбор и кладут на свои большие карты)».
15 слайд. Садко : «Всё дети, я взял ссуду, деньги у меня на товар есть, берите мыло, масло и мёд.
Воспитатель: «Как много товара мы закупили с Садко. Долго путешествовали. Нам уже пора домой, в Ульяновск. Садко, вези нас, пожалуйста, обратно».
16 слайд. Появляется анимация: карта с рекой Волгой, по которой продвигается красный курсор по направлению от Волгограда до Ульяновска.
Воспитатель: «Опять нам нужно встать всем дружно
Над волнами чайки кружат
Полетим за ними дружно. (взмахи руками как крыльями)
Брызги пены, шум прибоя (машем себе в лицо кистями рук)
А над Волгой мы с тобою! (показываем на себя и на всех детей)
А теперь все дружно сели
На экран все посмотрели.
17 слайд Садко : «Ну вот вы и дома в Ульяновске, дети. Славно мы попутешествовали. Любой товар учёт любит, что и где мы приобрели, давайте подведём итог. (дети называют товар и из какого он города.)
18 слайд. Садко : «А какие финансовые сделки мы осуществляли?
(Продавали нумизмату новгородские рубли, бартер, брали ссуду)
Воспитатель: «Дети, а теперь нам нужно покинуть корабль Садко. Ведь он поплывёт дальше, а нам пора в группу».
19 слайд Садко : «Спасибо вам за помощь, ребята. Увидимся осенью, я приплыву к вам в Ульяновск. До свидания».
Воспитатель и дети прощаются с Садко и уходят из зала.