Анна Павлей
Открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие по Грамотейке»
▼ Скачать + Заказать документы
Моя тема по самообразованию "Подготовка детей к обучению грамоте". В течение трех лет я разработала Программу для детей подготовительной к школе группы, в которую вошло 36 занятий с практическими заданиями, перечнем игр и упражнений. Кроме того составлен перспективный план к данной программе и дан дополнительный перечень источников, которые помогут воспитателям в работе по данному разделу. Эта Программа прошла апробацию в нашем детском саду и результат при выпуске детей в школу был выше, чем в тех группах, где работали по другим программам. Одно из занятий этого цикла было показано педагогам ДОУ.
Публикация «Открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе „Путешествие по Грамотейке“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Путешествие по Грамотейке
(коммуникация)
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, игровая
Цели: 1. Уточнить представления детей о частях слова – слогах, закрепить умение детей делить слова на слоги.
2. Формировать умение определять звук в начале, в середине и в конце слова.
3. Упражнять в составлении звуковых цепочек – выделять первый и последний звук.
4. Учить давать характеристику звукам: называть гласный и согласный звуки, определять твердость и мягкость согласного звука.
Предварительная работа: Работа с пособием «Звуковые часы», упражнения по нахождению определенных звуков в словах, подбор слов с заданным звуком, звуковой и слоговый анализ слов.
Планируемый результат: Составление звуковых цепочек, подбор слов с заданным звуком, умение давать характеристику звукам (гласным и согласным).
Оборудование и материалы: Наборное полотно-поезд с вагончиками, на которых изображены слоговые схемы, полоски схемы звукового анализа, предметные картинки для игр и упражнений, картинка Карлслон, картинки: свиристель, соловей, синица; карточки для игры «Звуковые цепочки», карточки для индивидуального практического задания.
Содержание организационной деятельности детей
Организационный момент
Воспитатель загадывает загадку: Смешной человечек на крыше живет,
Смешной человечек ириски жует,
Смешной человечек скучать не привык,
Смешной человечек большой озорник.
Восп. : Кто же этот смешной человечек?
Дети отгадывают загадку.
Восп. : Сегодня у нашего друга Карлсона праздник. Он приглашает к себе друзей. А наша с вами задача помочь его гостям добраться до места назначения. Ехать нашим гостям придется на поезде. Но поедут они на необычном поезде. Все вагоны поезда пронумерованы, но не цифрами а прямоугольниками, обозначающими количество слогов-частей в слове. Давайте пока вспомним, что такое слог, и как можно узнать, сколько слогов в слове.
Упражнение «Сколько хлопков, столько слогов».
Восп. : Итак, мы с вами разобрались с маркировкой вагонов в нашем поезде.
Дети из предложенных картинок выбирают животных и птиц и рассаживают их в вагончики поезда таким образом, чтобы в первом вагоне оказались гости, в названии которых один слог (еж, лев, жук, волк, слон, во втором – два слога (утка, медведь, лиса, белка, в третьем – три слога (курица, корова, крокодил, в четвертом – четыре слога (черепаха).
Молодцы, ребята всех гостей рассадили в вагоны. Поезд тронулся.
Восп. : А мы с вами поиграем в игру «Слово можно прошагать»
Разделимся на команды и выберем себе картинки.
Дети строятся друг за другом. Последний ребенок становится перед первым и делает столько шагов, сколько слогов в названии его карточки. Затем первым становится следующий последний и «шагает» свое слово. Другая команда выполняет эти же действия. Выигрывает та команда, которая оказалась впереди.
Восп. : А сейчас посмотрим, что же происходит у наших друзей. К ним на концерт прилетели необычные артисты.
На доске появляются картинки с изображением синицы, свиристели, соловья.
Восп. : Что же объединяет этих артистов, что у них общего?
Дети: Все артисты – птицы, все названия птиц начинаются на звук С.
Восп. Верно. А пока идет концерт, мы с вами поиграем в игру «Звуковые цепочки» (подгруппами)
Восп. : Праздник окончен. Наверное нам нужно поблагодарить артистов и подарить им подарки и угощение. Они очень хотят получить такие угощения и подарки, в названии которых есть звук К. Как вы думаете, почему?
Ответы детей.
Воспитатель обобщает высказывания детей и поясняет, наверное потому, что в названии птиц нет звука К, а им очень хочется с ним подружиться.
Дети называют слова, в названии которых есть звук К, на доске картинки-подсказки, а среди них: торт, банан, горох и др, где этот звук не встречается.
Воспитатель предлагает изменить эти слова так, чтобы звук К появился.
Восп. : А теперь вернемся к гостям Карлсона. Праздник окончен, и гости хотят уехать домой. Нам нужно помочь им и рассадить в вагоны. Обратите внимание на наш поезд. У его вагонов теперь другая маркировка. Кто знает, что обозначают эти кружки.
Ответы детей. Если затрудняются, провести упражнение «Найди место звука в слове»
Восп. : Разместить их нужно так, чтобы в первом вагоне ехали те, в чьем названии звук находится в начале слова, во втором – те – у кого звук находится в середине слова, а в третьем вагончике те – у которых звук находится в конце слова.
Первый состав гости в названии которых есть звук Л: лиса, лев, лошадь, волчонок, крокодил.
Второй состав – гости в названии которых есть звук Т: Кот, пеТушок, бегемоТ
Воспитатель с Карлсоном: Молодцы ребята помогли мне и моим гостям. А теперь вас тоже ждут маленькие подарки-эмблемы. Однако, получив, их нужно рассказать о первом звуке названия того предмета, который там изображен. Например: (воспитатель помогает) Гриб – Звук Г, согласный, твердый. Я ответила правильно, картинка моя.
Дети называют картинку-эмблему, определяют первый звук, определяют гласный он или согласный, и если согласный – твердый или мягкий.
Если остается время в конце занятия, детям предлагается практическое задание для работы за столами. В предложенных картах нужно разложить продукты в сумки разного размера таким образом, чтобы короткие названия оказались в маленькой сумке, средние – в средней сумке, длинные названия в большой сумке.