Папки-передвижки

Путешествие по земле ямальской. Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы

Ольга Василихина
Путешествие по земле ямальской. Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы с использованием мультимедийной технологии.

Познавательно- речевое направление «Путешествие по земле ямальской»

Авторы разработки: старший воспитатель Ольга Анатольевна Василихина,

воспитатель Лидия Васильевна Тарасова.

Задачи:

образовательные :

Публикация «Путешествие по земле ямальской, Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы» размещена в разделах

- познакомить детей с особенностями природных условий Крайнего Севера в осенний период;

- закрепить с детьми названия осенних месяцев;

- продолжать учить детей осваивать слова, обозначающие более тонкое дифференцирование цвета (золотистые, бурые, багряные) и размера осенних листьев;

- закрепить представления детей об осеннем небе,

- ввести в активный словарь детей слова : пурпурные листья, сонное небо, лоскутное одеяло, черешок листа, нарты;

- закрепить представления детей о птицах, обитающих на Ямале, формировать элементарные представления о взаимосвязях живых организмов со средой обитания, о путях приспособления к ней живых существ;

развивающие:

- развивать умение связно рассказывать о наблюдаемых объектах природы, используя опорные карты- схемы;

- умение замечать и осознавать противоречия в суждениях путем проведения опыта и эвристических рассуждений;

- анализировать и формулировать выводы, делать маленькие «открытия»;

- использование здоровьесберегающие технологии;

воспитательные:

- воспитывать любовь к родному краю;

- умение внимательно слушать ответы других детей;

Предварительная работа: экскурсия в парк: наблюдение деревьями и сбор осенних листьев для создания гербария; наблюдение за природными явлениями

Материал: гербарий из осенних листьев (березы, рябины, американского клена, ивы, кукла в национальном ненецком костюме - Хомани; географический глобус; нарты, мате-риал для проведения опыта (емкость с водой, бумажные салфетки, детский крем, пласт-массовые шары.

Проведение образовательной деятельности.

Психологический настрой детей на занятие и установление зрительного контакта воспитателя с детьми: приветствие воспитателя: - Руки, ноги, голова – полюбуйтесь это Я! Какие дети вы красивые и приветливые! А про каких людей говорят «этот человек любознательный»? Кого из вас можно назвать «любознательным»? (воспитатель выслушивает рассуждения детей).

Воспитатель: - Я с вами согласна – мы с вами очень любознательные, постоянно что-то узнаем и испытываем. А сегодня мы с вами совершим «путешествие по земле ямальской». Послушайте стихотворение Ивана Бунина «Листопад».(cлайд № 2)

Лес, точно терем расписной

Лиловый, золотой, багряный.

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки елочки темнеют. (слайд № 3)

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной,

Просветы в небо, что оконца…

Лес, точно терем расписной

Лиловый, золотой, багряный.

Воспитатель: - О каком времени года говориться в этом стихотворении?

- Вспомните и назовите осенние месяца (сентябрь, октябрь, ноябрь). (слайд № 4)

Воспитатель: Осень очень красивое время года на Ямале. Красота осени создается нарядом деревьев! (слайд № 5)

- Скажите какого цвета листья на деревьях? (желтые, зеленые, оранжевые, багряные, пурпурные). (слайд № 6)

- Какой формы бывают листья (круглой, овальной, резной). (слайд № 7)

- Что можно сказать о размере листьев (крупные, мелкие, маленькие).

- Кто из вас может объяснить значение слова «листопад»? (слайд № 8) – воспитатель выслушивает рассуждения детей

Воспитатель: - Итак, сделаем вывод: почему листья опадают с ветвей деревьев? (используя опорные схемы, дети делают умозаключения, что становится короче день, часто льют дожди, холодно, ветер дует сильнее и чаще).

Воспитатель: - Ребята, посмотрите на гербарий, который мы создали из листьев деревьев растущих у нас в парке «Дружбы». Изменили ли листья цвет?

Воспитатель:- Листья стали очень хрупкими. Брать их надо за черешок. Ребята, давайте поиграем с нашими листочками? Игра называется «Найти и назови правильно». Обратите внимание на слайде контуры листьев. Вам необходимо выбрать листочек, найти его контур на слайде, называть первый и последний звук в названии. (Дети выбирают лист из гербария и соотносят с контуром на слайде). (слайд № 9)

( Справка :У большинства растений листья имеют зеленую окраску и состоят из листовой пластинки и черешка, с помощью которого они прикрепляются к стеблю. У некоторых растений черешков нет. Бесчерешковые листья называют сидячими. Такие листья у столетника, льна, агавы и многих других растений. Листья с черешками — черешковые — имеются почти у всех наших деревьев: березы, дуба, клена, липы, ясеня и многих других. Иногда при основании черешка листа развиваются прилистники.)

Воспитатель: - Ребята, подумайте как еще можно использовать листья нашего гербария? (выслушивает предложения детей).

Воспитатель: - Вы такие фантазёры! Действительно, можно делать и аппликации, букет составить или отнести малышам и рассказать им про листья ямальских деревьев. Я при-думала веселую гимнастику для глаз. Давайте её проведем. Смотрим за стрелкой и путешествуем от листочка к листочку вместе с ней! (слайд № 10)

Воспитатель: - Опавшие листья укрывают землю разноцветным ковром как лоскутным одеялом. (слайд № 11)

- Солнце появляется на небе меньше и совсем не греет. Холода приходят очень рано, а снег может выпасть уже в октябре. Что вы можете рассказать о небе? (низкое, грустное, серое, темное, дождливое, сонное). (слайд №12)

- Дети, какие изменения происходит с реками и озерами осенью? (вода темнее, покрывается тонким льдом). (слайд № 13)

- В ноябре земля покрывается снегом. А какой снег? (белый, пушистый, холодный, скрепящий).

- Народ придумал про ноябрь месяц много пословицы и поговорки. Вот, например, про ноябрь говорят «ворота в зимушку-зиму». Интересно есть ли пословицы и поговорки по сентябрь и октябрь. Где мы можем узнать? (воспитатель выслушивает предложения воспитанников). Подберите вечером, вместе с родителями, в энциклопедиях и в сети интернет народные высказывания о месяцах осени. А мы запишем их в нашей «Умной книге».

Воспитатель обращает внимание детей на стук в дверь, выходит и вносит куклу в национальном ненецком костюме. Дети «здороваются» с ненецкой девочкой Хомани. Она приглашает их в гости к своим пернатым друзьям на северный полюс. Дети на глобусе находят северный полюс.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете почему северный полюс на глобусе окрашен в белый цвет? (всегда лежит снег, лед, там холодно).

Воспитатель: - Правильно, это ледяная пустыня. Океан покрыт толстым льдом, толщина достигает высоту многоэтажного дома. К зиме на северном полюсе дни становятся короче, а ночи длиннее. Наступает полярная ночь. Нам с вами надо отправиться туда до наступления полярной ночи. Давайте по рассуждаем и выберем транспорт, на котором можно отправиться по снегу на полюс (рассуждая, дети приходят к выводу, что оленья упряжка по снежному покрову пройдет всех лучше). (слайд № 14)

Воспитатель: - Отправляясь в путь нужно потеплее одеться.

(Имитация процесса одевания. Дети «усаживаются» на сани упряжки и «отправляются» в путь). (слайд № 15)

Воспитатель: - Во время поездки давайте проведем дыхательные гимнастику «Ветер».

Неизвестно, где живёт,

Налетит деревья гнет.

Засвистит по речке дрожь.

Озорник и не уймёшь.

(1 фаза – медленный вдох: живот выпячивается, ребра грудной клетки раздвигаются;

2 фаза – пауза;

3 фаза – полный выдох через рот, втягиваем живот, сжимаем грудную клетку- «Дует ветер»). Повторить 3 – 4 раза.

Воспитатель: - Посмотрите, дети, какая красивая тундра. (слайд № 16)

У Хомани много друзей птиц. Рассмотрите внимательно на пернатых друзей Хомани и расскажите, используя схему, о ком – нибудь. А мы с детьми отгадаем о ком будет ваш рассказ. Используйте для рассказа схему. (Заслушиваются рассказы детей о птицах).

(слайд № 17)

Воспитатель: - Хомани очень любит играть со своими друзьями. Давайте поиграем в игру «Совушка - сова». (Дети становятся в круг. В центр круга выходит ведущий, выбранный считалкой, которому завязываются глаза. Дети произносят слова:

Совушка – сова, большая голова,

На суку сидит и на нас глядит.

После окончания слов «сова» ищет детей. Дети привлекают внимание ведедущего подражания голосам птиц. Пойманный становится ведущим. Игра повторяется 3 раза).

Воспитатель и дети садятся в импровизированные нарты, путешествие продолжается.

(слайд № 18)

Воспитатель: Ребята, посмотрите это водоплавающие птицы! Они не улетаю в теплые страны. Они остаются зимовать на Крайнем Севере – это гуси, утки, чайки. А живут они на скалистых берегах и прячутся в снегу. Питаются рыбой - для них это самый главный продукт. Им не холодно. Их согревают перышки. А почему перья в воде не намокают? Давайте выясним, почему они выходят из воды сухими, не тонут и что им помогает плавать. Действительно, искупается гусь, крыльями взмахнёт и сухой. "Как с гуся вода" - есть такая поговорка. Сегодня мы раскроем птичий секрет. Для этого мы проведём опыт. Представьте, что кисть руки – это перышко. Смазываем внешнюю сторону кисти кремом и опускаем в емкость с водой, вынимаем и стряхиваем.

- Что произошло? (Вода превратилась в шарики-капельки) - Как вода стекает с рук? (Она скатывается) То же самое происходит с водой на перьях птиц. Перья покрыты тонким слоем жира, поэтому вода легко скатывается.

(Детям предлагается убрать остатки крема бумажной салфеткой).

- А почему они не тонут, это ещё один секрет. Посмотрите, у нас в тазу с водой плавают шарики. Почему они не тонут? (В них воздух). Как вы думаете, воздух легче воды или тяжелее? (Легче). Оказывается, вот такие маленькие воздушные мешочки есть под кожей у водоплавающих птиц. Они их и удерживают на воде.

-А что им помогает плавать? (Выслушать ответы детей) Да, правильно, лапки у них с перепонками (обращает внимание на слайд). Они, как вёсла у лодки помогают птицам отталкиваться в воде. Учёные назвали такое строение лап веслоногим.

- Давайте поиграем. Игра называется «Узнай по силуэту». Я загадаю загадку, а вы назови-те птицу и найдите на слайде её силуэт. (слайд № 19)

Гордая птица плывет по волне,

Ярко солнце сияет в крыле.

Кто это дети? (Лебеди.)

По лужку он важно ходит,

Из воды сухим выходит,

Носит красные ботинки,

Дарит мягкие перинки. (Гусь.)

Под кустиком под зелененьким

Сама вперевалочку я хожу

И детишек своих вожу.

А коль плавать пойду и детишек поведу. (Утка.)

Воспитатель: - Вот и заканчивается наше путешествие. Нам пора возвращаться в группу. За что мы бы хотели поблагодарить Хомани (выслушивается мнение детей о занятии).

(слайд № 20)

- Спасибо, Хомани, приходи к нам в гости и мы тебе расскажем как мы живем в детском саду.

Дети прощаются с Хомани и «возвращаются» в группу дошкольного учреждения.

(слайд № 21)

Литература: Комарова Т. С. ,Комарова И. И., Туликов А. В. Информационно – коммуникационные технологии в дошкольном образовании. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, М., 124с; Островский С. Л., Усенков Д. Ю. Как сделать презентацию к уроку. Первое сентября, 2011- 26.; Журавель Н. Краеведение Ямало-Ненецкого округа : Пособие для учащихся. - Новый Уренгой, 1996; Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. Творческий центр «Сфера», М. ,2003 -54 с. ; Грехова Л. И. В союзе с природой. Учебно-методическое пособие. Издательства «Сервисшкола», М., 2007 -284с. ; Реент Н. А. Система комплексных занятий в подготовительной группе. Изд-во «Учитель», Волгоград, 2011 -311 с.

Публикации по теме:

Поздравляем победителей конкурса «Лучший конспект занятия». Апрель 2012 Завершился апрельский конкурс на "Лучший конспект занятия". 128 конспектов принимало участие. 20 авторов получат сертификаты, 4 - денежные.

Проектная деятельность: «Путешествие вокруг света»Проектная деятельность: «Путешествие вокруг света» В настоящее время у нас в подготовительной группе реализуется информационно-творческий проект "Путешествие вокруг света". Все свои полученные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Путешествие по земле ямальской. Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы
Опубликовано: 8 сентября 2012 в 13:57
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Путешествие по земле ямальской. Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Василихина (УИ 13943) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД