Юлия Пояндаева
Путешествие в город мастеров
▼ Скачать + Заказать документы
Виды детской деятельности: познание, коммуникация, чтение художественной литературы, социализация, художественное творчество, музыка, безопасность.
Программное содержание:
Воспитывать интерес к русским народным традициям. Дать знания детей о народных игрушках, игрушках-забавах.
Развивать умение поддерживать беседу. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. Учить по плану рассказывать об игрушке.
Формировать умение детей изготавливать игрушки по готовым деталям.
Учить скреплять детали игрушки с помощью бросового материала: проволоки, закручивая.
Публикация «Путешествие в город мастеров» размещена в разделах
Закреплять умение раскрашивать одежду игрушки – неваляшки, выделяя ее образ.
Самостоятельно оценивать свою работу, с помощью фишек.
Воспитывать интерес к конструктивной деятельности усидчивость, выдержку, художественный вкус.
Дать знания о безопасном использовании проволоки.
Демонстрационный материал:
2 вывески: 1. «Художественная мастерская», 2 «Народные умельцы»; платки, полотенца, половики, самовар, коромысло, 2 ведерочка. Диапроектор, скамейки, колодец, «кукла на чайник»;
Раздаточный материал: фишки для оценки работ 4 и 5 баллов, проволоки 2 куска,
фломастеры, краски.
Ход занятия.
Воспитатель, одетая в русский народный костюм, встречает детей. У нее в руке кукла Машенька.
Восп. Здравствуйте, дети. Проходите, проходите, гостям я всегда рада. Вы обратили внимание, что я встречаю вас в необычном костюме. Кто-нибудь догадался, какой народ в старину носил такой костюм? (ответы детей). Верно, я вас встречаю сегодня в русском народном костюме, и не одна, а с Машенькой. А вы знаете, с давних времен на руси было принято гостей угощать вкусным чаем. А кто знает, как в старину готовили вкусный чай? (ответы детей).
Раньше водопровода не было, и люди ходили за водой к колодцу или к роднику. Брали коромысла с ведрами и шли, напевая песню. Давайте, мы свами тоже сходим за водой к колодцу (воспитатель берет коромысла с ведрами, она идет впереди, а дети за ней (восп. поет песню):
Ой, да схожу я за водою.
Ой, ли, ой да поставлю самовар.
Ой, да с колодезной водою,
Ой ли, ой да и заклубится пар.
Припев:
Ой, мой самовар, ты кипи, кипи, кипи.
Мой напев простой, ты лети, лети, лети.
Восп. А самовар был в каждой русской избе. Когда чай закипел, ставили на него вот такую куклу (воспитатель ставит на самовар куклу, показывает на «куклу на чайник») Посмотрите, какая у нее широкая плотная юбка, чтобы тепло сохранить да беседу продлить. А мы с вами беседу заведем, да рукам дело найдем.
А мы пришли с вами в русскую избу. (Воспитатель обращает внимание детей на украшение русской народной избы). Посмотрите, чем украшали русские люди свое жилище? (ответы детей: платками, полотенцами, игрушками, воспитатель обращает внимание детей на игрушки – забавы).
Верно, ребята, украшали платками, полотенцами, игрушками, ставили скамейки, и все это русский народ готовил своими руками.
Восп. Посмотрите, дети, а игрушки – то необычные, они деревяные, а какие забавные, правда, ребята. А вы сейчас играете такими игрушками? (ответы детей). А кто из вас расскажет про свою любимую игрушку. Как она называется, из чего она сделана, во что с ней играете? (рассказы детей о любимых игрушках). Кто знает, где сделаны ваши любимые игрушки? (ответы детей).
Восп. Игрушки, о которых вы мне рассказали, называются современными. Раньше, в древней руси, не было игрушечных заводов и фабрик. Среди людей были мастера, и они изготавливали игрушки для детей.
Вот я сегодня, приглашаю посидеть в русской избе на скамеечках и предлагаю посмотреть и послушать историю изготовления русской народной игрушки.
Показ презентации, сопровождающийся рассказом воспитателя.
Недалеко от Москвы есть старинное село Богородское. В нём издавна жили плотники и столяры. Они строили дома с резными наличниками, мастерили шкафы и стулья. А в свободное время топором да ножом из чурбачков да щепочек вырезали для детей деревянные игрушки. Игрушки из села Богородского не простые, а "живые". Богородские цыплята стучат клювиками и клюют зёрнышки, медведь с кузнецом по очереди стучат по наковальне своими молотами. Игрушки делают на раздвижных планках или с гирьками-противовесами, к которым подвязаны веревочки. Качается гирька, дёргается верёвочка - и фигурки движутся. Любят делать богородские мастера игрушечных медведей. Мишка у них добродушный да умный, зайчики весёлые, кузнецы работящие. Богородские мастера, работая простыми инструментами, создают из липы правдивые, реалистические образы людей и животных, сюжеты крестьянского быта и народных сказок.
Вот такие мастера живут в селе Богородском. Не только работали, но и умели отдыхать.
Давайте и мы с вами поиграем.
Русская народная игра «Плетень»
Ход игры: играющие делятся на две команды, которые подходят по очереди друг к другу. На звучание весёлой музыки (игра на ложках и бубне) все пляшут. После остановки в музыке каждая команда должна встать на прежнее место и, скрестив руки, заплести плетень. Побеждает команда, которая быстрее построится.
Поиграли-поиграли, но и дело на Руси не забывали!
Ручной труд
А вы хотите научиться сделать такую игрушку-забаву? Тогда отправляемся в мастерскую «Народные умельцы». Настоящие умельцы, как вы видели, игрушки делали из дерева, а я вам сейчас предлагаю смастерить её из картона. Рассмотрим, из каких деталей состоит игрушка: Воспитатель дергает игрушку-забаву. Выделяем детали:
Фигурка игрушки неваляшки обьемная или плоскостная?
С помощью каких деталей она движется? (ответы детей) Правильно мастера называли эти детали планками
Сколько всего планок?
Как расположены планочки на ножке, вертикально, или горизонтально? (горизонтально).
С помощью чего они скреплены с фигуркой игрушки? (с помощью проволоки).
Куда вставляются проволока? (в отверстия).
По сколько отверстий на каждой планке? (по 2)
Как вы думаете, проволока - это безопасный материал или опасный для человека, во время работы с ней? (опасный).
Восп. Когда будете работать, держите проволоку подальше от глаз соседа и своих.
Ребята, сегодня работать вы будете в двух мастерских: мастерская «Народных умельцев» - тут вы будете собирать игрушку из деталей, и в «Художественной мастерской» - будем расписывать игрушку.
Усаживайтесь поудобнее и начинайте собирать игрушку – забаву.
Кто соберет игрушку, прошу пройти в «Художественную мастерскую» и украсить свою игрушку (дети делают, воспитатель помогает).
Воспитатель читает стих. Ю. Кушака
Подарили нам игрушку
Ни за что не отгадать,
Ну такое, о котором,
Можно лишь во сне мечтать.
Подарили нам игрушку,
Ну, игрушку – хохотушку.
Дерни, если хочешь,
Сразу захохочешь.
Да, это русская народная игрушка – забава.
Вывод: Ну, чтож. Мы сегодня славно поработали, познакомились с историей русской народной игрушки. Сделали для себя игрушку – забаву. Вы и ваши игрушки – забавы мне все очень понравились.