Приложение МААМ

Занятие по реализации национального компонента «Путешествие в страну народных умельцев»

Ольга Гавшина
Занятие по реализации национального компонента «Путешествие в страну народных умельцев»
▼ Скачать + Заказать документы

Занятие по реализации национального компонента

Виды детской деятельности: Познавательно - речевая, художественно-продуктивная, игровая, двигательная, музыкально – художественная.

Интеграция образовательных областей:

«Коммуникация», «Социализация», «Здоровье», «Труд», «Художественное творчество», «Музыка», «Познание».

Цели:

Публикация «Занятие по реализации национального компонента „Путешествие в страну народных умельцев“» размещена в разделах

1. Продолжать формировать интерес к культуре Якутии, знакомить детей с народно-прикладным искусством якутских мастеров; учить детей расписывать чорон элементами якутских узоров: кружок, зарубки, круг-солнце, спиралевидный элемент, арочный, зубчатый, ноготь-узор.

2. Создать ситуацию успеха, атмосферу радости и добра, создать чувства группового единства, толерантности.

3. Развивать речь, воображение, творческие способности.

4. Дать детям возможность испытать разнообразные мышечные нагрузки путем подражательного повторения движений и действий педагога.

5. Формировать чувство ритма, координацию движений.

6. Развивать артикуляционный аппарат и мелкую моторику рук.

7. Развивать интерес к искусству народов саха.

8. Знакомство с народными промыслами, обычаями.

9. Развивать и совершенствовать коммуникативные навыки.

10. Воспитывать любовь к родному краю.

11. Развивать умение слушать стихи и музыку якутских поэтов и композиторов.

12. Закреплять приемы рисования стекой по пластилину.

13. Воспитывать эстетическое восприятие предметов искусства якутских мастеров.

Методы:

Словесный

Игровой

Проблемный

Продуктивный

Предварительная работа:

1. Экскурсии в школьный музей.

2. Рисование «Шахматная мозаика», «Позвонок узор», «Спиралевидный орнамент»

3. Рисование «Платье для Сардааны», «Кукла в национальном костюме», «Сердцевидный орнамент»

4. Знакомство с якутскими пословицами и поговорками.

5. Разучивание пальчиковых игр.

6. Беседы о родном крае;

7. Рассматривание иллюстраций о жизни народных умельцев, орнаментов.

8. Знакомство с изделиями якутских мастеров, выполненные из дерева, бересты. Знакомство с народными промыслами, обычаями, народными одеждами и их украшениями.

9. Просмотр развивающих фильмов о жизни народов Якутии.

Планируемые результаты:

- знает орнаменты народов Якутии;

- интересуется искусством, промыслами и обычаями народов Якутии;

- умеет составлять рассказ, употребляя в речи названия народных изделий, сравнительные прилагательные и образные выражения;

- умеет рассуждать, сопоставлять, делать выводы; владеет навыком диалогической речи;

- эмоционально реагирует на музыкальные произведения якутских композиторов и игры разнообразного характера;

- оценивает ошибки в своей работе, имеет чувство самоуважения и уважения к людям другой национальности;

- умеет самостоятельно использовать элементы декоративного рисования, располагать на изделии в определённом порядке.

Материалы и оборудование:

Чороны, силуэт чоронов тонированный коричневым пластилином, стеки, салфетки;

На доске силуэты 2–3 чоронов, расписанных элементами якутских узоров.

Мольберт;

Записи мелодий якутских композиторов;

Музыкальный центр;

Якутские костюмы.

Словарная работа:

аях, балкхах, кытыя.

Содержание организованной деятельности детей:

(входят под музыку)

Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Давайте все вместе возьмемся за руки и громко скажем друг другу: “Доброе утро!” А теперь шепотом. Так мы передаём своё тепло друг другу.

Посмотрите вокруг, сколько радостных и счастливых лиц. Мы рады приветствовать дорогих гостей!

(здороваются на якутском языке) «Дорооболорун!»

Сегодня мы отправимся в страну народных умельцев Якутии.

Прежде чем нам отправится в страну народных умельцев, мы поприветствуем всё то, что нас окружает! «Игровое упражнение»

:

Вот на земле огромный дом

Под крышей голубой (сложить ладони домиком над головой)

Живут в нём солнце, дождь и гром (обводят обеими руками «шар», имитируют «дождь» прыжки на двух ногах, ритмические хлопки «гром»)

Лес и речной прибой (руки вверх, пальцы растопырены «лес», пальцы в «замке» двигаются)

Живут в нём птицы и цветы (руки сложены «крылья», пальцы рук растопырены «цветы»)

Весёлый звон ручья (одной рукой «волна»)

Живёшь в том доме светлом ты (сложить «домик»)

И все твои друзья (руки на плечи соседей)

(Садятся на ковёр).

Ребё нок читает стихотворения якутского поэта Алексея Михайлова:

Я - якут, он якутянин. Русский он. Я россиянин.

И одни мы песни с ним поем.

Породнила нас работа. Подружила нас охота.

Мы в одной республике живем.

Под седыми небесами мы раздуем дружбы пламя

И расширим круг своих друзей.

Пусть становится все краше, пусть восходит братство наше

Словно солнце над страной моей!

(музыка)

Воспитатель: Ребята, о какой республике говорится в этом стихотворении? (ответы детей). В стихотворении говорится о Якутии; о нашей стране; о нашей республике.

Воспитатель: Правильно. В нем говорится о нашем крае - Республике Саха - Якутии.

«Страной тысяч чудес» называют порой Якутию. Мы с вами знакомились с искусством якутских мастеров, рассматривали различные предметы из дерева, бересты, совершали путешествия в мир красоты, добра, в мир удивительных творений народных умельцев. Наша Якутия богата талантливыми людьми. Якутия славится народными мастерами-умельцами. В длинные вечера они любят шить, вышивать, вырезать из дерева, из бересты различные предметы–– Какие предметы мы с вами рассматривали? (Посуду, сувениры, обереги).

Что же это за предмет такой красивый, расписной? (показ детям деревянного чорона) (ответы детей)

Правильно, это чорон.

Воспитатель: Мастер, который его делал, пел песню, чтобы чорон из под его рук вышел радующий глаз.

Посмотрите как светло и ровно

Похож на задушевный разговор

По стенкам деревянного чорона

Бежит и не кончается узор.

Какие красивые слова написал поэт о чороне. А что вы мне расскажите об этом предмете?

(ответы детей).

Воспитатель: Чорон вырезают из дерева и украшают узорами мастер под ритм песни делает зарубки, точки, чёрточки, ещё чорон украшен шнуровидным орнаментом.

Воспитатель: – Какую якутскую посуду мы рассматривали? (Чороны, аях, балкхах, кытыйю)

Как называется разновидность якутских чоронов?

(ответы детей)– Аях и балкхах – это посуда для кумыса.

Воспитатель: А кто мне скажет, что такое кумыс?

(ответы детей) Кумыс это якутский национальный напиток, который изготавливают из кобыльего молока.

Воспитатель: Он полезен для здоровья, хорошо утоляет жажду в жаркую погоду.) . – Чем отличается аях и балкхах? (Аях – на одной ножке, а балкхах на трех ножках.)

– А кто мне скажет, для чего используется кытыя? (Для сметаны и сливок.)

– Чорон был любимым и незаменимым предметом в жизни якута, особенно необходимым на праздниках. Самый красивый чорон ставят перед уважаемым и дорогим гостем.

С чоронами встречают гостей, с ними танцуют приветственные танцы.

– Якутские мастера украшают посуду узорами. Какие виды якутских узоров вы знаете? (Кружок-туохахта, круг-солнце (кюною, зарубки –(кэрдиисою, гребенчатый – (тарах ою, зубчатый –(тиисою, ноготь – узор – тынгырахою, спиралевидный – (эриллэбэсою, елочка –(тангалайою, копытцевидный – (туйахою, шнуровидный, сердцевидный, спералевидный. Какие обереги изготавливают якутские мастера, из каких материалов, от чего оберегают?

(садятся за столы)

- Сегодня у нас своя народная мастерская.

– Ребята, представьте, что вы стали мастерами.

Воспитатель: Из покон веков мужчины охотились и расписывали чороны, а женщины в тихие вечера занимались рукоделием. (расходятся по центрам)

- Молодцы, вы соблюдаете якутские традиции.

Мальчикам нужно украсить чорон. Подумайте, какими элементами, вы будете украшать и в каком порядке расположите их. (Раздаю силуэты чоронов, тонированные коричневым пластилином и стеки для прорисовывания узоров). (Центр рисования).

А девочки будут изготавливать оберег. Подумайте, с чего вы начнёте работу. Какой орнамент будет у вас присутствовать, придумайте название вашему оберегу. (Раздаю заранее частично выполненные детьми заготовки для оберега, пайетки, бусины, и т. п., клей, клеёночки, салфетки). (Центр ручного труда).

– Приступайте к работе (звучит якутская национальная музыка). Во время рисования и ручного труда слежу за техникой выполнения работы. Индивидуальная работа с детьми. В процессе работы провожу пальчиковую игру.

Пальчиковая игра:

Мы сегодня рисовали, (потереть ладонь о ладонь)

Наши пальчики устали. (каждый пальчик касается друг друга)

Пусть немного отдохнут, (пружинка)

Снова рисовать начнут. (массаж каждого пальца)

Дружно локти отведем, (по тексту)

Снова рисовать начнем. (потереть ладонь о лодонь)

Рефлексия

Рассказать о своей работе, какие узоры использовали в украшении чорона. Какие материалы использовали в изготовлении оберега.

Обобщение.

С давних пор начало лета отмечается кумысным праздником ысыах. Зеленый наряд ожившей природы, звонкая трель жаворонка влекли к веселью, танцам, пению.

Сейчас мы с вами исполним якутский танец с чоронами.

(Звучит якутская национальная музыка. Дети исполняют танец с чоронами.)

Воспитатель: Ребята, давайте попрощаемся с гостями, скажем всем до свидания!

(Звучит музыка. Дети уходят в группу).

Публикации по теме:

Образец оформления конспекта НОД Работая с педагогами детского сада на практике столкнулась с проблемой при оформлении конспекта непосредственно организованной образовательной.

Режим реализации образовательных областей в средней группе Утверждаю: Заведующий МБДОУ Д/С 7 Н. Н. Любимова ___ Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по реализации национального компонента «Путешествие в страну народных умельцев»
Опубликовано: 29 октября 2014 в 08:06
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занятие по реализации национального компонента «Путешествие в страну народных умельцев»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Гавшина (УИ 262427) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД