Получи документы

Рабочая программа кружка изобразительной деятельности «Акварелька»

Ирина Харченко
Рабочая программа кружка изобразительной деятельности «Акварелька»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №1 ст. Копанская

муниципального образования Ейский район

Рабочая программа

кружка «Акварелька»

(изобразительная деятельность)

Руководитель:

Харченко И. Г.

2012г.

Пояснительная записка

Публикация «Рабочая программа кружка изобразительной деятельности „Акварелька“» размещена в разделах

О значении искусства в жизни людей прекрасно сказал Н. К. Рерих в своем очерке «Врата в будущее» : «Искусство объединит человечество. Искусство едино и нераздельно, искусство имеет много ветвей, но корень один. Искусство для всех. Каждый чувствует истину красоты». Платон говорил, что: «…от красивых образов мы перейдем к красивым мыслям, от красивых мыслей мы перейдем к красивой жизни, от красивой жизни – к АБСОЛЮТНОЙ КРАСОТЕ».

Рисование помогает ребенку познавать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мышлению. Оно учит точности расчета, учит познавать красоту природы, мыслить и чувствовать, воспитывает чувство доброты, сопереживания и сочувствия к окружающим.

Занятия по изобразительному искусству предоставляют неиссякаемые возможности для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Встреча с искусством на каждом уровне, обучение детей видению прекрасного в жизни и искусстве, активная творческая деятельность каждого ребенка, радость от сознания красоты – все это воздействует на ум, душу, волю растущего человека, обогащает его духовный мир.

Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном беспредельном мире.

Целостность любого произведения изобразительного искусства заключается в отражении художником своего внутреннего мира, отношению к окружающей среде, в эмоциональности и экспрессивности. Чем раньше мы будем развивать эмоциональный и чувственный мир ребенка, тем ярче будет он сам и продукты его творчества.

Данная программа опирается на возрастные особенности детей, особенности их восприятия цвета, форы, объема. При этом особенно важно в каждом возрасте идти от интересов к возможностям каждого ребенка, реализации его, себя как творческой личности.

Новизна данной программы заключается в том, что занятия и игры соответствуют тематическому планированию детского сада, и рассматривает художественное – эстетическое развитие детей, которое является приоритетным направлением деятельности детского сада.

Актуальность

В наше время, когда на телевидении, в сказках, компьютерных играх и литературе преобладает жестокость и агрессия, дети зачастую либо замыкаются в себе, не желая общаться, либо наполнены отрицательными эмоциями. Содержание данной программы насыщенно, интересно, эмоционально значимо для дошкольников, разнообразно по видам деятельности и удовлетворяет потребности каждого ребенка в реализации своих художественных желаний и возможностей.

Цель программы – формирование эмоционально-чувственного внутреннего мира, развитие фантазии, воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста.

Задачи

Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.

Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов (живописью, дизайном) и жанров, учить понимать выразительные средства искусства.

Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического искусства, окружающих предметов, зданий, сооружений.

Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.

Формировать умение оценивать созданные изображения.

Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов.

Развивать творческие способности детей.

Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.

Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.

Программа составлена с учё том реализации связей по разделам:

Развитие речи - использование на занятиях художественного слова, рисование иллюстраций к потешкам, сказкам, к стихотворениям, развитие монологической речи при описании репродукции картин художников, собственных работ и работ своих товарищей.

«Ознакомление с окружающим» - парциальная программа по ознакомлению дошкольников с историко-культурным наследием. Расширение кругозора в процессе рассматривания картин местных художников, различных наблюдений, экскурсий, занятий по ознакомлению с окружающим (люди, природа, мир).

Программа выполнения плана

Первый этап – создание условий работы кружковой деятельности

Эстетическая развивающая среда создаё тся как фактор формирования в растущем человеке добра и красоты и включает:

- внутренне убранство группы, где живут и воспитываются дети;

- световой фон, произведения изобразительного искусства, детского творчества;

- соответствие возрастным психологическим особенностям детей.

Центр изобразительно искусства

Здесь размещаются материалы для знакомства детей с различными видами изобразительного искусства, предметами промыслов народов севера; кроме того, в этом центре находятся материалы и оборудования необходимые для детской изобразительной деятельности. При подборе учитываются половые различия детей – предоставляются материалы и оборудования для ручного труда интересные как для мальчиков, так и для девочек.

Второй этап

Организация работы кружка

Кружок «Акварелька» был организован в 2006 году на базе детского сада. Группа комплектуется детьми в возрасте от 6- 7 лет на основании результатов анкетирования родителей.

Содержание кружковой деятельности

Основными участниками воспитательно-образовательного процесса являются ребёнок, родители, педагоги – воспитатели.

Содержание кружковой деятельности реализуется программами :

1. «Цветные ладошки» И. А. Лыкова, Т. А.

2. Копцева «Природа и художник». М., 2001г. Тв. центр «Сфера»

Формы работы

Программа предполагает проведение одного мероприятия в неделю, во вторую половину дня в рамках работы кружка изодеятельности «Акварелька». Общее количество занятий в год – 36. Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей дошкольного возраста проводится 2 раза в год (вводный – в сентябре, итоговый – в мае). Приложение 1.

Учебно-тематический план

п/п Т Е М А

Общее

кол-во

часов В том числе

теория практика Индиви

дуальные

1. Вводная беседа 2 2

2. Диагностика детей. 1 1

3. Нетрадиционные методы рисования 15 11 4

4 Бумажная фантазия 17 16 1

5 Экзамен художника Тюбика 1 1

Итого 36 3 28 5

Реферативное описание тем

1. Вводные занятия.

На таких занятиях знакомим детей в общих чертах с содержанием изобрази-

тельного искусства способствовать воспитанию у них любви и интереса к изобразительной деятельности.

2. Диагностика.

Включает в себя игры и задания, способствующие познавательной активности детей, развития наблюдательности, памяти, коммуникативных способностей, воображения.

3. Нетрадиционные методы рисования.

В блоке нетрадиционные методы рисования знакомим ребят с новыми необычными видами рисования: рисование способом тычка, рисование по сырому, рисование пальцами и т. д. Этот вид рисования доставляет ребятам

наибольший интерес и развивает фантазию.

4. Бумажная фантазия.

Цель блока учить выполнять аппликацию в определенной последовательности, о которой необходимо всегда помнить и которую следует соблюдать. Воспитывать аккуратность.

5. Экзамен художника Тюбика.

Цель данной игры закрепить знания детей, полученные в учебном процессе.

Правила техники безопасности

• ножницы во время работы класть справа, кольцами к себе, чтобы не уколоться об их острые концы;

• лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты;

• ножницы должны быть только с тупыми концами;

• следить, чтобы ножницы не падали на пол, так как при падении они могут поранить тебя или твоего товарища;

• передавать ножницы кольцами вперёд с сомкнутыми лезвиями;

Принципы проведения мероприятий:

- системность подачи материала – взаимосвязь комплекса методов и приёмов во всех видах занятий, и на протяжении всего периода обучения по данной программе;

- наглядность в обучении - осуществляется на основе восприятия наглядного материала;

- доступность - комплекс занятий составлен с учётом возрастных особенностей дошкольников по принципу дидактики (от простого - к сложному);

- проблемность – активизирующие методы, направленные на поиск разрешения проблемных ситуаций;

- развивающий и воспитательный характер обучения – направлен на развитие эстетических чувств, познавательных процессов, на расширение кругозора.

ЧАСТЬ 1. Вводная

Целью вводной части занятия – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт с детьми.

Основные процедуры работы – чтение, игры по темам, например, игра «Волшебные картинки», «Оживающие букашки» слушание песенок, (о зиме, о пейзаже «Если видишь на картине…», о насекомых, слушание мелодии «Звуки природы», релаксация, беседы, рассматривание альбомов, произведений искусства, беседы о художниках.

ЧАСТЬ. 2. Продуктивная

На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В неё входят художественное слово, игры, объяснение материала, показ, рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций, репродукций, направленные на активизацию познавательной активности, развитие творческих способностей дошкольников.

Элементы занятий:

- игры на развитие мышления, воображения, памяти – Игры этого цикла включают в себя запоминание новых слов – понятий, фамилий, терминов (жанр, архитектура, скульптура, умения выделять существенные признаки предметов, синтезировать их в едином представлении, устанавливать смысловые связи. Они проводятся с целью закрепления пройденного материала («Составь узор», «Определи жанр», «Найди пару» и др.).

- рисование, аппликация, коллаж – применяются нетрадиционные и традиционные виды рисования, используя при этом большой ассортимент практического материала: природного, атрибуты для нетрадиционного рисования, бросового.

ЧАСТЬ 3. Завершающая

Цель этой части занятия закрепление полученных знаний посредством создания коллективных рисунков, совместных сюжетно – ролевых игр, викторин. А также закрепление положительных эмоций от работы на занятии. В конце занятия проводится анализ деятельности детей педагогом, старшие дошкольники могут сами оценить итог работы. На практических занятиях организуется мини-выставка творческих работ. На каждом занятии проводится физминутка. по теме занятия.

Методические приёмы

Познавательные беседы – проводятся с целью ознакомления детей с новым материалом.

Словесные, настольно-печатные игры – организуются с целью закрепления и как форма проведения занятия (ознакомление с окружающим, продуктивные виды деятельности).

Подвижные игры – проводятся для смены деятельности на занятиях, может и проводится в конце занятия.

Вопросы проблемного и исследовательского характера – используются для развития мышления, умения рассуждать, высказывать свои мысли, делать выводы, вести наблюдения.

Викторины – проводятся с целью закрепления пройденного материала.

Метод моделирования – используется для развития у детей умения работать по схемам.

Рисование: пейзажей, орнаментов - проводится с целью развития памяти, воображения, мышления, закрепления названий элементов орнаментов.

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Лыкова И. А. «Изобразительное творчество в детском саду Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре-самолете и в машине времени». Занятия в изостудии. – М. : Издательский дом «КАРАПУЗ»,2010г.

2. Новикова И. В. Квиллинг. Бумажные поделки в детском саду. Удивительные вещи своими руками. - Ярославль: ООО «Академия развития», 2012г.

3. С. К. Кожахина «Путешествие в мир искусства». М., Тв. центр «Сфера», 2002г

4. Т. А. Копцева «Природа и художник». М., 2001г. Тв. центр «Сфера»

5. Н. А. Курочкина «Детям о книжной графике» Издат. «Акцидент». С. -П, 1996г.

6. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. / Под ред. Р. Г. Казаковой – М. : ТЦ Сфера, 2005г.

КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Дата Тема мероприятия Программные задачи Теория Прак

тика Инд

ивид.

Плани

руемая Факти

ческая

6.09.2012г. Вводная беседа Активизировать знания детей об основных цветах, спектр радуги и получение из них дополнительных цветом. Вызвать положительные эмоции, взаимоотношения между детьми, чувство дружбы, соперничества и сочувствия. Приобщать детей к удивительному миру искусства, развивать у них фантазию, творчество, воображение 1

13.09.2012г. Правила рисования карандашом и кисточкой продолжать знакомить с изобразительным искусством (правилами работы с кисточкой и красками); развивать желание рисовать; формировать интерес к занятиям;

прививать бережное отношение к материалам. 0,5 0,5

20.09.2012г. Критерии оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества Выяснить первоначальные знания и умения детей в изобразительной деятельности 1

27.09.2012г. Осеннее дерево Познакомить детей с новым видом нетрадиционной техники рисования «кляксография», закреплять умение пользоваться знакомыми видами техники, для создания изображения, развивать цветовосприятие, чувство композиции, умение делать выводы, развивать дыхательную систему, развивать воображение и мышление. 1

4.10.2012г. Золотая осень Продолжать знакомить детей, с приемами рисования по сырому;

развивать образное восприятие красоты природы и способность ее передачи в рисунке с помощью цвета, формы, композиции;

формировать у детей уверенность в себе и в своих возможностях;

развивать воображение, эстетическое, художественное и эмоциональное восприятие; развивать умение давать эстетические оценки, соотносить по настроению образы живописи, музыки, поэзии; обогащать словарь детей эмоционально -оценочной лексикой, эстетическими и искусствоведческими терминами. 1

11.10.2012г. Из истории квиллинга Познакомить с историей возникновения искусства

бумагокручения. Примерными формами квиллинга, которые используются в работе. 1

18.10.2012г. Ветка винограда Развивать навык работы с бумагой в технике квиллинга; рассказать о пользе винограда; воспитывать в детях любовь к прекрасному. 1

25.10.2012г. Смородина Способствовать развитию творческих способностей, мелкой моторике рук, развивать фантазию, эстетический и художественный вкуса, развивать художественно-образное мышление на основе наблюдательности и фантазии, собственной творческой деятельности. Сформировать новые навыки работы с бумагой в технике квиллинг обучить детей скручивать бумагу, придавать ей разнообразные формы

воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе

воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца. 1

1.11.2012г Что – что рядом с нами растет Воспитывать и интерес к рисованию комнатных растений с натуры. Формировать умение обследовать натуру и планировать работу. Развивать эстетическое восприятие, зрительную память, чувство формы. Воспитывать интерес к познанию природы и отражению представлений в изодеятельности. 1

8.11.2012г. Красивые салфетки для кафе Учить замечать художественные элементы, определяющие специфику золотой хохломы. Учить рисовать на бумаге узоры из растительных элементов. Развивать технические умения – умело пользоваться кистью. Воспитывать эстетическое отношение к бытовой культуре и предметам искусства 1

15.11.2012г. Ветка рябины Учить анализировать, выделять все признаки и особенности. Закрепить умение рисовать пальчиками, прием примакивания (для листьев). Развивать чувство композиции, цветовосприятия. 1

22.11.2012г. Снегири Учить детей срезать углы у прямоугольников и квадратов, округляя их. Учить детей выполнять аппликацию способом скручивания салфетки. Закреплять умение детей пользоваться ножницами. Развивать мелкую моторику. Развивать умение детей передавать образ птиц с помощью геометрических фигур формировать творческое воображение 1

29.11.2012г. Жираф Развивать воображение, мышление, творческие возможности каждого ребёнка; развивать интерес к предмету; развивать у учащихся навыки и умения работы с бумагой, глазомер, мелкую моторику рук. Воспитывать у учащихся качества аккуратности и собранности при выполнении приёмов труда, трудолюбие, умение слушать; коммуникабельность, аккуратность, активность, культуру труда, умение работать в коллективе. 1

6.12.2012г. Я рисую море – голубые дали Вызвать интерес к созданию образа моря различными нетрадиционными техниками. Создать условия для экспериментирования с разными художественными материалами и инструментами. Развивать воображение, чувство ритма и композиции: создать условия для творческого применения освоенных умений. 1

13.12.2012г. Фантастические цветы Вызвать интерес к рисованию фантазийных цветов по мотивам экзотических растений. Показать приемы видоизменения и декорирования лепестков с целью создания оригинальных образов. Развивать творческое воображение, чувство цвета и композиции. 1

20.12.2012г.

27.12.2012г Снежинка Закрепление у обучающихся навыков выполнения элементов в технике «Квиллинг»; содействовать развитию у обучающихся: внимания; воображения; познавательной активности; образного и логического мышления. 2

10.01.2013г.

17.01.2013г Весёлый зоопарк продолжать знакомить детей с приемами работы в технике квиллинг; развивать творческое воображение; познакомить с новым материалом – гофрокартоном; учить создавать объёмные фигуры, используя разные приемы техники квиллинг; учить соединять большое количество элементов между собой; развивать мелкую моторику рук; • продолжать развивать интерес к технике квиллинг; совершенствовать технические навыки в работе с бумагой в технике квиллинг. 2

24.01.2013г. Зимние узоры Продолжать знакомить с нетрадиционными приемами рисования,

развивать образное мышление, на примере стихотворения воспитывать в детях чувство ответственности за свои поступки, знакомить со свойствами воды (экспериментальная деятельность). 1

31.01.2013г. Рыбки играют, рыбки сверкают Продолжать учить детей самостоятельно и творчески отражать свои представления о природе разными изобразительно-выразительными средствами. Познакомить с нетрадиционной техникой декоративного рисования (отпечатки ватными палочками или пальчиками). Развивать графические навыки и способности к формообразованию. Воспитывать эстетические отношения к природе. 1

7.02.2013г. Валентинка с ромашкой Обучить детей скручивать бумагу, придавать ей разнообразные форм; способствовать развитию творческих способностей, мелкой моторике рук; развивать фантазию, эстетический и художественный вкус; способствовать формированию художественной культуры, как неотъемлемой части культуры духовной 1

17.02.2013г. Мышонок Выявить уровень развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста при создании сюжетной композиции в технике квиллинг. Посмотреть, какими приёмами владеют дети, насколько точно их применение. 1

21.02.2013г. По морям, по волнам Учить детей создавать из бумаги разные кораблики, самостоятельно комбинируя освоенные приемы силуэтной и рельефной аппликации. Развивать композиционные умения. 1

28.02.2013г. Пир на весь мир Учить детей рисовать посуду по мотивам гжели, дополнять изображения сказочных яств. Развивать чувство формы и композиции. Воспитывать интерес к народному искусству. 1

7.03.2013г. Для милой мамочки Обучить детей скручивать бумагу, придавать ей разнообразные форм; способствовать развитию творческих способностей, мелкой моторике рук; развивать фантазию, эстетический и художественный вкус; способствовать формированию художественной культуры, как неотъемлемой части культуры духовной 1

14.03.2013г. Узор на разделочной доске Закрепить знания детей о городецкой росписи, ее колорите, элементах. Учить украшать разделочную доску простым узором. Развивать чувство композиции. 1

21.03.2013г. Мимоза Обучить детей скручивать бумагу, придавать ей разнообразные формы; способствовать развитию творческих способностей, мелкой моторике рук; развивать фантазию, эстетический и художественный вкус; способствовать формированию художественной культуры 1

28.03.2013г. Крошки - осьминожки Создать условия для экспериментирования с отпечатками ладошек. Учить создавать выразительные образы морских существ с помощью волнистых линий. Развивать восприятие, чувство формы и ритма. Воспитывать любознательность, самостоятельность, инициативность. 1

4.04.2013г. Заря алая разливается Рисование восхода солнца акварелью. Совершенствование техники рисования «по мокрому». 1

11.04.2013г. Звездное небо Учить создавать образ звездного неба, используя смешивание красок, набрызг по трафарету. Упражнять в рисовании с помощью данных техник. Развивать цветовосприятие 1

18.04.2013г. Нарядный желтый цветок Обучить детей скручивать бумагу, придавать ей разнообразные формы; обучить экономному отношению к используемым материалам, к оборудованию; способствовать развитию творческих способностей, мелкой моторике рук; развивать фантазию, эстетический и художественный вкус; способствовать формированию художественной культуры, как неотъемлемой части культуры духовной 1

25.04.2013г. Ландыш Обучить детей скручивать бумагу, придавать ей разнообразные формы; обучить экономному отношению к используемым материалам, к оборудованию; способствовать развитию творческих способностей, мелкой моторике рук; развивать фантазию, эстетический и художественный вкус; способствовать формированию художественной культуры, как неотъемлемой части культуры духовной. 1

2.05.2013г. Букет нарциссов Учить выполнять цветы на основе представления о внешнем виде растения (венчик, стебель, листья); учить скручивать полоски бумаги, придавать им овальную форму; развивать мелкую моторику рук; совершенствовать технические навыки в работе с бумагой в технике квиллинг. 1

16.05.2013г. В мире цветов. Ромашка Уточнить представления детей о жанрах живописи "натюрморт"

Познакомить детей с нетрадиционными способами изобразительной деятельности-рисование ластиком. Воспитывать экологическую культуру и интерес детей к объетам природы, формировать способность детей одухотворять природу;закрепить представления о разновидностях весенних цветов;Способствовать развитию социально-коммуникативной компетентности. Упражнять детей в словообразовании с использованием существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами.

Развивать у детей песенное и танцевальное творчество. 1

23.05.2013г. Экзамен художника Тюбика Продолжить приобщать детей к удивительному миру искусства

Закрепить и систематизировать знания детей о цветоведении живописи и материалах, необходимых художнику для работы. Развивать у детей фантазию, творчество, воображение. 1

Приложение 1

Критерии уровня сформированности навыков и умений к разделу «Бумажная фантазия»

1.

Умение

составлять из частей целое, наклеивать изображение. Выше среднего: Ребёнок умеет составлять изображение из нескольких частей, которые располагает точно, совмещая по смыслу, соблюдая пропорции. Изображение наклеивает на середину листа, самостоятельно дополняя его мелкими деталями по логике содержания работы.

Средний: Ребёнок умеет составлять изображение, но при выполнении имеются незначительные искажения, смещения; изображаемый предмет располагается в основном в середине листа. Мелкими деталями свою работу дополняет после напоминания взрослого.

Ниже среднего: Изображение составляет после того, как несколько раз проговорили инструкцию (что сначала, что потом). Необходимо раза два три повторить с ребёнком последовательность выполнения работы (но в дальнейшем делает сам). Изображение имеет существенные искажения в пропорциях частей и их форме.

Низкий: Изображение без помощи взрослого из частей составить самостоятельно не может. Не запоминает последовательность наклеивания деталей. На листе бумаги ориентируется плохо, не видит середину, верх, низ, лево, право.

2.

Умение

работать с клеем. Выше среднего: Имеет навык работы с клеем. Аккуратно набирает его на кисть, убирает лишнее о край розетки. Намазывает всю форму, промакивает лишний клей, оставшийся на работе, салфеткой.

Средний: Умеет работать с клеем. Правильно держит кисть. Набирая клей, почти никогда не забывает убирать лишний о край розетки. Намазывает форму на клеёнке. Форма промазывается практически вся, но порой остаются сухие места, которые подмазывает уже на самой работе (или наоборот, форма в некоторых местах очень сильно промазана клеем). Салфеткой пользуется, но иногда необходимо напоминание взрослого. В ходе работы забывает ставить кисть на подставку, в результате она лежит на столе и марает рабочее место.

Ниже среднего: Умение работать с кистью закреплено слабо, необходимо периодически напоминать о том, что лишний клей необходимо убирать о край розетки. Клеёнкой пользуется не регулярно. Форму намазывает, оставляя сухие места или наоборот, большое количество клея. Салфетку в работе использует, однако не промакивает, а вытирает или растирает место, где наклеено. Кисть во время работы редко ставит на подставку.

Низкий: Держит кисть не правильно, набирая клей, не обращает внимание на то, сколько остаётся на кисточке. Хаотично намазывает форму, не видит её границ, не пользуется клеёнкой (только после напоминания взрослого). Забывает использовать салфетку для промакивания наклеенной детали. Работа получается грязная, вся в клею или детали плохо наклеены и отлетают о основы.

3.

Умение

пользоваться ножницами.

Выше среднего: Выработан навык пользования ножницами. Умеет правильно их держать и пользоваться. Соблюдает технику безопасности (ножницы держит от себя, заканчивая работу, кладёт их на поднос).

Средний: Умеет пользоваться ножницами. В основном правильно их держит, но иногда бывают ошибки, требуется напоминание («Возьми ножницы правильно»). Случаются незначительные нарушения техники безопасности работы с ножницами (оставляет их на столе после работы, при напоминании исправляется.

Ниже среднего: Умение работать с ножницами развито слабо (плохо развита мелкая мускулатура пальцев, но ребёнок старается и при напоминании, показе исправляет ошибки (напоминать приходится часто, редко берёт ножницы правильно).

Низкий: Взрослому приходится самостоятельно ставить пальцы ребёнка в кольца ножниц, так как самостоятельно он этого при показе сделать не может (слабые мышцы пальцев кистей рук).

4.

^ Умение

работать с бумагой,

изготовлять поделки в технике квилинг, оригами.

Выше среднего: Ребёнок умеет сгибать лист пополам, вчетверо, в разных направлениях, при этом аккуратно и точно совмещает углы и стороны (где это необходимо по инструкции, вся работа выполняется на столе. Чётко ориентируется на листе бумаги (правая сторона, левая, верхний правый угол и т. д.). Знает понятие «линия сгиба», без напоминания проглаживает её. Мелкая моторика развита хорошо. Понимает инструкцию взрослого без дополнительных повторений. Полученную в результате складывания форму самостоятельно украшает соответствующими по смыслу элементами аппликации, подбирая цвета и оттенки. Проявляет творчество и фантазию.

Средний: Ребёнок умеет сгибать предложенную форму пополам, вчетверо, в разных направлениях, но с незначительными погрешностями (один край листа чуть-чуть выглядывает из–под другого, углы немного расходятся, вся работа в основном выполняется на столе. Ориентируется на листе бумаги (правая сторона, левая, верхний правый угол и т. д., но иногда бывают ошибки, которые он сам же и исправляет после дополнительной инструкции. Знает понятие «линия сгиба», может показать, проглаживает её, редко, но может забыть об этом в спешке или по невниманию. Мелкая моторика развита не плохо. Слушает инструкцию взрослого внимательно, понимает, но все действия выполняет медленно, не всегда уверен в своих силах, порой переспрашивает. Полученную в результате складывания форму украшает элементами аппликации, опираясь на предложенный образец взрослого. Творчество и фантазию проявляет редко.

Ниже среднего: Ребёнок очень старается складывать лист пополам, вчетверо, в разных направлениях, но получается не всегда точно. Приходится по несколько раз исправлять ошибки под контролем взрослого. В основном умеет ориентироваться на листе бумаги (показывает названные углы и стороны, но при непосредственном выполнении указаний по изготовлению поделки часто испытывает затруднения. Линию сгиба показать может, но во время работы, получив указание: - «Возьмите деталь за линию сгиба», путается, требуется соответствующая корректировка взрослого. Словесные инструкции по изготовлению поделок для него требуется повторить (или показать) несколько раз, чтобы он понял и сделал. Мелкая моторика развита не достаточно. Основу заполняет аппликацией после напоминания

Низкий: Сложить лист бумаги пополам, вчетверо или в заданном направлении у ребёнка вызывает трудности. Он не понимает инструкции. Лист сгибает беспорядочно. Трудно даётся понятие «линия сгиба», проглаживает в воздухе, а не на столе (из-за чего бумага иногда рвётся или надрывается). Требуется постоянная помощь взрослого. Мелкая моторика развита слабо.

Критерии уровня сформированности навыков и умений к разделу «Рисование с использованием нетрадиционных технологий»

1.

Умение

использовать нетрадиционные техники в рисовании.

Выше среднего: Ребёнок заинтересован в усвоении новых способов изображения и хочет научиться им. При показе и рассказе о новом способе изображения внимательно слушает взрослого и по необходимости переспрашивает с целью уяснить непонятные ему детали данной техники изображения. В силу хорошо развитой мелкой мускулатуры пальцев рук, изображения получаются достаточно удачно. Цветовые пятна, выполненные руками, печатками, штампами или другими материалами, расположены в разных направлениях, в соответствии с логикой изображаемого предмета, явления природы или узора. Самостоятельно подбирает цветовое решение своей работы, если занятие имеет соответствующие задачи. Ребёнок применяет полученные знания в самостоятельной творческой деятельности.

Средний: Ребенок охотно интересуется новыми способами изображения предметов и явлений окружающего мира. Инструкцию воспитателя в основном понимает, но для большей ясности требуется дополнительный повтор, уточнение, показ способа изображения, так как он (ребёнок) не совсем уверенно владеет ориентацией в пространстве и на плоскости (затрудняется в расположении кистей рук, пальцев при рисовании руками, штампами и т. д.). цветовое решение в основном идёт по подражанию образцу взрослого, инициативу в выборе цвета проявляет не часто. Пытается применять полученные знания в самостоятельной творческой деятельности.

Ниже среднего: Ребёнок охотно слушает и наблюдает за показом новых, нетрадиционных способов изображения, которые демонстрирует воспитатель. Однако, повторить показанное приёмы самостоятельно затрудняется (плохо развито умение ориентироваться, мелкая и общая моторика). Плохо понимает инструкцию. Изобразительные навыки и умения с использованием нетрадиционных технологий требуют дальнейшего закрепления. В работе почти не проявляют самостоятельности, подражают в основном образцу и показу взрослого, это касается и цветового решения рисунка. Творчество проявляют редко.

Низкий: Несмотря на то, что ребёнок проявляет интерес к окружающему его миру, отразить это в рисунке предлагаемыми нетрадиционными способами изображения, он не может. Не понимает инструкцию. При изображении движения хаотичны, не скоординированы, поэтому взрослому приходится манипулировать руками ребёнка, чтобы на листе бумаги получился определённый результат, изображение. Творчества ребёнок никакого не проявляет.

2.

Навыки ритмичного повторения

однородных движений. Выше среднего: При рисовании декоративных узоров ритмично повторяет однородные движения, внимательно следит за последовательностью элементов, их чередованием, как по цвету, так и по форме. Ошибок не допускает.

Средний: При рисовании, как декоративных узоров, так и другого рода изображений (например, чешуи у рыбы, печатание листьями), требующих ритмично повторяющихся движений, этот ритм в основном соблюдает (не зависимо от количества различных элементов в одном узоре). Однако в рисунке имеются частичные искажения или перемена местами элементов узора.

Ниже среднего: Допускает большое количество ошибок при повторении однородных движений, но старается и при повторном разборе и объяснении со стороны взрослого выполнить задание правильно. Путается, если необходимо повторить узор или рисунок, состоящий из нескольких различных элементов. А когда идёт чередование однородных элементов, ребёнок справляется легче.

Низкий: Не понимает предложенного задания. Ритм рисунка или узора ему не ясен. Порой справляется только с однородно чередующимися элементами, и то не всегда выстраивая их в один ряд.

3.

Умение

рисовать по представлению. Выше среднего: Ребенок проявляет устойчивый и постоянный интерес и потребность общаться с прекрасным в окружающей действительности. Испытывает удовольствие и радость от встречи с ним. Самостоятельно может придумать сюжетную композицию на предложенную тему. Изображение располагается на всей плоскости листа, соблюдается пропорциональность между изображаемыми предметами. Цветовое решение соответствует замыслу рисунка, богатая цветовая гамма.

Средний: ребёнок проявляет устойчивый интерес и потребность в общении с прекрасным в окружающем мире. Испытывает радость от встречи с ним. Сюжет и тема рисунка предварительно обговаривается с воспитателем. Изображение чаще всего располагается на одной полосе внизу листа, но может быть и по всей его поверхности. По величине предметы изображаются в основном точно, но имеются незначительные искажения.

Ниже среднего: Ребёнок проявляет интерес и желание общаться с прекрасным в окружающем мире, не всегда замечают общие видовые и характерные признаки предметов, живых объектов и явлений. Затрудняется в выборе сюжета своего рисунка, приходится наводящими вопросами подводить ребёнка к выполнению работы. Изображение располагается на линии внизу листа. Ребёнок путается в передаче соотношения предметов по величине (дерево и цветок могут быть одинаковыми по величине). Используемая цветовая гамма однообразна, отсутствуют оттенки цветов.

Низкий: Сюжет для изображения выбрать самостоятельно не может. Расположение изображаемых предметов носит случайный характер. Пропорциональность реальных предметов передаётся не верно. У ребёнка полное безразличие к цвету, изображение может быть выполнено полностью одним цветом или случайно взятыми красками.

Приложение 2

Диагностика

Незавершенные фигуры

Инструкция:

Дорисуйте предложенные фигуры до целой картинки и придумайте и напишите к ним названия. Если хочется, можно рисовать несколько картинок по каждой фигуре. После работы с отдельными фигурами при желании можно создать общую картину, включающую в качестве отдельных ее частей все незавершенные фигуры и, конечно, что-то еще.

Примерные уровни выполнения задания

Определяется оригинальность ответов. В случае наличия у испытуемого дополнительных картинок он получает дополнительные 2 балла за каждую такую картинку.

Высокий - более 1 оригинальной фигуры.

Средний - 1 оригинальная фигура.

Низкий - 0 оригинальных фигур.

ДИАГНОСТИКА ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Вариант № 1.

Изучение гибкости построения графического образа (Е. П. Торренс; 5-9 лет)

Каждому ребенку даю

стандартный лист бумаги формата А4 с нарисованными двумя рядами одинаковых контурных изображений (по 8 штук в ряду).

Это могут быть капли, круги, зигзаги.

Инструкция ребенку. «Используя нарисованные изображения, постарайся придумать и изобразить как можно больше различных предметов и вещей. Можно дорисовать к фигуркам любые детали и объединить их в один рисунок.»

Дается время 15-20 мин. Количество идей (тем) зависит от способностей ребенка.

Уровень развития Способностей 6 лет 8 лет 10 лет

Высокий 5 и более

Средний 3-4

Низкий 1-2

Вариант № 2

На стандартном листе бумаги формата А4 нарисованы круги в два рядя по 3 штуки в каждом.

Ребенку предлагается дополнить круги разными деталями или объединить их в один рисунок.

Время выполнения задания

индивидуально для- каждого ребенка. У тех детей, которые смогли объединить два или три круга в один рисунок, высокий уровень креативности. Учитываются необычность и оригинальность трактовки кругов. Посредственными рисунками являются изображения рожиц, солнышка, снеговика, а также изображений только внутри круга.

Вариант № 3

Содержимым данного пакета являются фотографии или ксерокопии примерно одного размера с изображением чего-либо необычного, что трудно охарактеризовать с первого взгляда. Копилка экспертного материала собирается в течение всей деятельности педагога. Это могут быть изображения неожиданных ракурсов обычных вещей, сильно увеличенное или микроскопическое изображение, часть предмета и т. п.

Необходимые требования. Каждый ребенок работает индивидуально с педагогом, а педагог все время фиксирует (протоколирует) сказанное ребенком. Испытуемому предлагается одна картинка, и его просят:

1. Сказать, что изображено на картинке,

2. Задать любые вопросы.

За одну встречу используем 3-5 картинок. Благодарим и хвалим ребенка за работу, а далее интерпретируем результат.

Творчески мыслящий ребенок:

предлагает несколько версий изображений на картинке;

— ставит вопросы непосредственно по рисунку;

— задает вопросы относительно деталей или всего рисунка в целом, в том числе аналитические и вопросы-гипотезы;

— выстраивает предположения по рисунку;

— сочиняет оригинальную, необычную историю;

— быстро выполняет задания.

По результатам отслеживания уровня креативности деятельности, а также диагностики творческого мышления педагог проектирует, внося необходимые изменения, дальнейший процесс взаимодействия с ребенком.

Контрольный лист «Юный художник».

Рисование с натуры по памяти или по представлению осеннего букета.

Рассмотрите букеты из астр, георгинов и других живых цветов (в школе, дома, на картинах художников). Обратите внимание, как в них хорошо сочетаются крупные и мелкие формы цветов, их яркие и мягкие краски.

Нарисуйте красками букет осенних цветов.

Как надо располагать его на листе?

С чего целесообразно начинать этот рисунок?

Применяйте правило рисования: рисуя отдельные цветы, не забывайте о целом букете. Сравнивайте размеры, форму и расположение цветов.

В рисунке, как и в жизни, букет должен быть пышный и красивый. Кроме цветов, в нем много зелени, она хорошо сочетается с цветами. Сравните букеты на рис. 1 и на рис. 2.

Подумайте: чем отличается изображение цветов в том и в другом букете?

Уровни выполнения задания

Высокий – композиция (выполнена компоновка изображения на листе). Передана красками объемная форма, изменение локального цвета предметов на свету, в полутени и тени. Соблюдены соотношения теплого, холодного цвета.

Средний – слабая композиция. Выдержана цветовая гамма. Недостаточно передано изменение локального цвета предметов на свету, в полутени и тени.

Низкий – композиции нет. Не передана форма предметов. Цветовая гамма отсутствует

Публикации по теме:

Семейный экологический проект «Идем по плану» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №1 ст. Копанская муниципального образования Ейский.

Рабочая программа, образовательная область музыка На Ваш суд, уважаемые коллеги хочу выложить свою рабочую программу по реализации образовательной области «Музыка» разработана с учетом основных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа кружка изобразительной деятельности «Акварелька»
Опубликовано: 21 марта 2013 в 20:36
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД