Аноним
«Волшебная мозаика». Рабочая программа дополнительного образования детей по курсу сенсорного развития
▼ Скачать + Заказать документы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПО КУРСУ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК
ДЛЯ ДЕТЕЙ ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ
«ВОЛШЕБНАЯ МОЗАИКА»
автор: Халиуллина О. В.
Возраст детей : 1,5-3 года
Срок реализации программы -8 месяцев
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Публикация «„Волшебная мозаика“, Рабочая программа дополнительного образования детей по курсу сенсорного развития» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2014
Актуальность. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.
Практическая значимость. Программа предназначена для воспитателей ДОУ. Подобное учебно-тематическое планирование, а также наличие готовых конспектов занятий по сенсорному воспитанию помогут педагогам свободно внедрять программу в своих дошкольных учреждениях.
Инновационная направленность. Программа «Волшебная мозаика»- первая программа по сенсорному воспитанию, направлена в первую очередь на ознакомление детей с сенсорными эталонами. При знакомстве с основными образцами дети сопоставляют разные эталоны между собой, подбирают одинаковые, запоминают их названия. Затем происходит более тонкая дифференциация усваиваемых эталонов: знакомства с оттенками цветовых тонов, вариантами геометрических форм, различающимися по пропорциям, отдельными параметрами величины. Появляются четкие представления о разновидностях каждого свойства. Все это дает возможность усвоить системные связи и зависимости между разновидностями свойств: расположение цветов в спектре, результаты их смешения, последовательность светлотных оттенков, последовательность нарастания и убывания величины, группировку геометрических форм.
Усвоив представления о разновидностях каждого свойства, дети начинают пользоваться этими представлениями для анализа и выделения свойств разных предметов. Иначе говоря, усвоив сенсорные эталоны, они используют их в качестве "единиц измерения" при оценке свойств вещей.
Что касается названий свойств и их разновидностей, то они постоянно употребляются взрослыми, но только к самому концу года можно рассчитывать на их полное понимание и, тем более, активное использование самими детьми. Поэтому цель данной программы — способствовать усвоению основных сенсорных эталонов, системных связей и зависимости между разновидностями свойств предметов.
Задачи программы :
1. Формирование у детей широкой ориентировки в предметном окружении, т. е. не только традиционное ознакомление с цветом, формой и величиной предметов, но и совершенствование звукового анализа речи, формирование музыкального слуха, развитие мышечного чувства и т. д., с учетом той важной роли, которую играют эти процессы в осуществлении музыкальной, изобразительной деятельности, речевого общения, простейших трудовых операций.
2. Обогащать чувственный опыт детей в разных видах деятельности.
3. Учить обследовать предмет, выделяя форму, цвет, величину.
4. Упражнять в умении устанавливать сходство и различие между предметами.
5. Формировать умение называть свойства предметов
6. Развитие мелкой моторики рук.
Срок прохождения программы -8 месяцев
Периодичность: 2 занятия в неделю, 8 в месяц. Итого 64.
Ожидаемые результаты: процессе моей работы над развитием предметной деятельности по воспитанию сенсорных способностей я предполагаю, что у детей сформируются следующие интегративные качества:
Интегративное качество: «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками».
Проявляет желание играть в подвижные игры с простым содержанием, с несложными движениями.
Самостоятельно или при небольшой помощи взрослого выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, владеет доступные возрасту навыками самообслуживания.
Интегративное качество: «Любознательный, активный».
Принимает участие в играх (подвижных, театрализованных, сюжетно-ролевых, проявляет интерес к игровым действиям сверстников.
Проявляет интерес к окружающему миру природы.
Принимает активное участие в продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование).
С интересом слушает сказки, рассказы воспитателя; рассматривает картинки, иллюстрации.
Проявляет активность при подпевании и пении, выполняет простейшие танцевальные движения.
Интегративное качество: «Эмоционально отзывчивый».
Проявляет положительные эмоции в процессе самостоятельной двигательной деятельности.
Проявляет эмоциональную отзывчивость на доступные возрасту литературно-художественные произведения (потешки, песенки, сказки, стихи).
Эмоционально и заинтересованно следит за развитием действия в играх-драматизациях и кукольных спектаклях, созданных силами взрослых и старших детей.
Проявляет эмоциональную отзывчивость на произведения изобразительного искусства, на красоту окружающих предметов (игрушки) и объектов природы (растения, животные).
Проявляет эмоциональную отзывчивость на доступные возрасту музыкальные произведения, различает весёлые и грустные мелодии.
Интегративное качество: «Овладевший средствами общения и способами в заимодействия со взрослыми и сверстниками».
Уметь играть рядом со сверстниками, не мешая им. Проявлять интерес к совместным играм небольшими группами.
Может по просьбе взрослого или по собственной инициативе рассказать об изображенном на картинке, об игрушке, о событии из личного опыта.
Речь становится полноценным средством общения с другими детьми.
Интегративное качество «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.»
Самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания.
Имеет первичные представления об элементарных правилах поведения в детском саду, дома, на улице (не бегать, не кричать, выполнять просьбы взрослого) и соблюдает их.
Соблюдает правила элементарной вежливости. Самостоятельно или по напоминанию говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, в группе).
Проявляет отрицательное отношение к грубости, жадности.
Интегративное качество «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту».
Проявляет желание самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игры, использовать предметы-заместители.
Сооружает элементарные постройки по образцу, проявляет желание строить самостоятельно.
Ориентируется в помещении группы и участка детского сада.
Интегративное качество «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе».
Имеет первичные представления о себе: знает своё имя, свой пол, имена членов своей семьи.
Интегративное качество «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности».
Умеет по словесному указанию взрослого находить предметы по названию, цвету, размеру.
Отвечает на простейшие вопросы («кто?», «что?», «что делает?»).
Выполняет простейшие поручения взрослого.
Проявляет интерес к книгам.
Интегративное качество «Овладевший необходимыми умениями и навыками».
У ребёнка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
Последовательность проведения занятий по сенсорному воспитанию
1. Спрячь мышку (цвет)
2. В царстве фигурок-человечков (форма)
3. Игра с мячами (величина)
4. Спрячь мышку (повторно)
5. Аппликация "Платочки для фигурок-человечков" (форма)
6. Куклы и медведи (величина)
7. Разноцветные комнаты (цвет)
8. Аппликация "Салфеточки для фигурок-человечков" (форма)
9. Три квадрата (величина)
10. Лото "Цвет"
И. Кто где спит (форма)
12. Построим башню (величина)
13. Разноцветные комнаты (повторно)
14. Гости (форма)
15. Построим башню (величина) 18. Гости (повторно)
17. Разложим мишкам мисочки (величина)
18. Окраска воды (цвет)
19. Аппликация "Кроватки" (форма)
20. Накорми мишек (величина)
21. Окраска воды (цвет)
22. Аппликация "Елочка" (величина)
23. Окраска воды (цвет)
24. Найди предмет такой же формы (форма)
25. Кто выше (величине)
26. Лото "Цвет" (повторно)
27. Дидактическая игра "Магазин" (форма)
28. Лесенка (величина)
29. В царстве царя-Разноцвета (цвет)
30. Аппликация "Орнамент" (форма)
31. Достроим домики (величина)
32. Подбери предметы похожего цвет» (цвет)
33. Аппликация "Орнамент" (повторно)
34. Разбитые тарелки (величин»)
35. Дидактическая игра "Магазин" (цвет)
36. Построим домики для фигур (форма)
37. Кто скорей свернет ленту? (величина)
38. Аппликация "Радуга" (цвет)
39. Построим домики для фигур (форма)
40. Завяжем мишкам банты (величина)
41. Рисование орнамента (цвет)
42. Найди предмет такой же формы (повторно)
43. Путешествие на лесную поляну (величина)
44. Три воздушных шарика (цвет)
45. Закрой дверь в домиках (величина)
46. Геометрическое лото (форма)
47. Пирамидка (цвет)
48. В гости к мишке (величина)
49. Вышиваем ковер (цвет)
50. Дидактическая игра "Магазин" (форма, повторно)
51. Игра с мячом (величина)
52. Подбери предметы похожего цвета (повторно)
53. Чудесный мешочек (форма)
54. Дидактическая игра "Что изменилось?" (величина)
55. Пирамидка (цвет)
56. Новогодние елочки (величина)
57. Составные картинки (форма)
58. 'Столкни мяч в корзину (величина)
59. Какой формы предметы в нашей группе? (форма)
60. Дидактическая игра "Магазин" (величина)
Комплексные занятия
61. Лото "Цвет и форма"
62. Дидактическая игра "Магазин"
63. Диагностика.
64. Итоговое нетрадиционное занятие по выбору педагога (желательно комплексное).