нина щетинина
Рабочая программа дополнительного образования в рамках экологического кружка «Путешествие с комнатными растениями»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
1. Пояснительная записка…
2. Цель …
3. Задачи деятельности ….
4. Методы и приемы обучения….
5. Структура занятий….
6. Ожидаемые результаты….
7. Развивающая предметно – пространственная среда…
8. Форма работы с детьми….
9. Формы подведения итогов…
10. Кадровое условие…
11. Учебный план….
12. Календарно – тематический план…
13. Учебно - методическое обеспечение….
14. Приложение…
Публикация «Рабочая программа дополнительного образования в рамках экологического кружка „Путешествие с комнатными растениями“» размещена в разделах
- Комнатные растения. Все о растениях для детей
- Комнатные растения. Наблюдение и уход
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
1. Пояснительная записка
Цветы, как люди, на добро щедры, И, щедро нежность людям отдавая, Они цветут, сердца отогревая, Как маленькие теплые костры. К. Жанэ
Актуальность.
Цветы играют важную роль в жизни людей с древних времен. Свидетельства этого мы находим в мифах, фольклоре, разные религиозных текстах, искусстве. В наши дни все большее количество людей выращивает дома комнатные растения. Одни верят в предания и легенды, приобретая те цветы, которые, по их убеждению, принесут в их дом счастье. Другие хотят вырастить дома экзотический цветок, например, орхидею или кротон. Одни цветы используются как источник пищи, другие нашли свое широкое применение в медицине. Зимой, когда земля покрыта снегом, радуют глаз нежная зелень комнатных растений или распустившийся на подоконнике цветок. Комнатные растения улучшают жизненную среду, положительно влияют на состав воздуха в помещении: смягчает его сухость, создают свежесть и приятную прохладу, очищают воздух от пыли, обогащают воздух кислородом. Растения, обладающие фитонцидными свойствами, оздоравливают окружающую среду. Особая роль принадлежит растениям, поглощающим вредные вещества и газы, которые выделяют разнообразные синтетические материалы: пластмассовые изделия, ковровые покрытия, мебель из ДСП, линолеум и пр. Но самое важное применение цветов – это эстетическое наслаждение. Цветы обладают способностью вызывать эмоциональный отклик в человеческой душе, являясь источником красоты и положительных эмоций. Таким образом, комнатные растения выполняют важную средообразующую функцию в экологии человека.
Интерьерное озеленение приобретает в настоящее время все большее распространение и значение. Увлечение комнатным цветоводством – новое веяние современного мира. Трудно представить себе город без цветочных магазинов и киосков, или супермаркет без отдела по продаже комнатных растений. Экзотические цветы и растения украшают жилые помещения, школы, детские сады, общественные и административные здания. Почти на каждом окне стоят спатифиллумы - «женское счастье», антуриумы - «мужское счастье», орхидеи, замиакулькасы - «долларовое дерево». На подоконниках и лоджиях людей старшего поколения цветут герани, растут фикусы и алоэ…
В интерьере детских учреждений комнатные растения играют особую роль: они являются не только украшением помещения, но и действенным средством воспитания и образования детей, ценным дидактическим материалом. Трудно переоценить значение комнатных растений в решении основной задачи воспитания: формирование культурно-экологического сознания дошкольника, как базиса личностной культуры. Комнатные растения являются обязательными обитателями уголков природы детского сада и обеспечивают возможность для непрерывной круглогодичной систематической работы по ознакомлению детей с живыми объектами.
Теоретические исследования М. М. Марковской, С. А. Веретенниковой, М. В. Лучич и др. доказывают, что активное, систематическое знакомство с растениями развивает у детей познавательный интерес, наблюдательность и любознательность, закладывают основы реалистического понимания явлений природы, помогает формировать бережное отношение ко всему живому. В работах Р. Н. Мурсагуловой, И. А. Хайдуровой отражена роль комнатных растений в умственном воспитании детей. По мнению авторов, комнатные растения могут использоваться для развития интеллектуальных умений, так как представляют обширный материал для сравнения, установления причинно-следственных связей, применения знаний в новой ситуации. Детям старшего дошкольного возраста доступны знания о строении, внешних признаках растений, зависимости состояния растений от удовлетворения потребностей в свете, тепле, влаге и почвенном питании.
Обоснование выбора данной тематики.
В соответствии со статьей №64 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. «…дошкольное образование направлено на разностороннее развитие детей дошкольного возраста…», в том числе – познавательное.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования от 17.10.2013 г. «Познавательное развитие предполагает …формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях мира, … о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы…».
В соответствии с одной из основных образовательных задач примерной образовательной программы дошкольного образования Детство Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой (базовая программа МБДОУ №165 «Бемби») – «Воспитывать гуманно-ценностное отношение к миру на основе осознания ребенком некоторых связей и зависимостей в мире, места человека в нем».
В задачах примерной образовательной программы дошкольного образования Детство ставится задача о развитии представлений о жизни растений, о приспособлении их к разным климатическим условия, о размножении и развитии растений, как признаках
живого, о выявлении благоприятного и неблагоприятного состояния растений, подбор соответствующих способов помощи. Но в поставленных задачах отсутствует цель организации целостного, системного процесса экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста на основе ознакомления с комнатными растениями. Таким образом, наблюдается противоречие между объективно возросшими требованиями общества к экологическому воспитанию детей дошкольного возраста и недостаточным использованием комнатных растений в эколого-педагогической работе дошкольных учреждений, а также недостаточной теоретической разработанностью данного вопроса.
С учетом этого было разработано содержание работы экологического кружка по ознакомлению старших дошкольников с комнатными растениями. В рамках кружковой работы я предлагаю детям отправиться в путешествие вокруг света, чтобы поближе познакомиться с растениями и необходимыми для них условиями жизни. Путь наш будет лежать через раскалённые солнцем пустыни, где выносливые растения ведут удивительную жизнь почти без воды. Мы проникнем в сумрачные дебри влажных тропических лесов, где среди массы гигантских растений найдём своих знакомых – комнатные растения. Побываем в богатых цветами субтропиках, где живут растения, испытывающие в течение года то влажность, то сильную засуху. Мы объедем весь мир и попробуем узнать, как живут растения на их родине, в дикой природе, посмотрим, какую пользу они приносят местным жителям. Постараемся узнать, почему же одно растение может жить там, где жарко и сухо, а другое – где очень влажно? Какие природные ухищрения в устройстве корней, стеблей и листьев позволяют нашим зеленым друзьям приспособиться жить в местах, где они живут. Мы по-новому взглянем на растения, давно нам знакомые, и познакомимся с теми, о которых даже не слышали.
Это путешествие необыкновенное: оно будет мысленным. Нашими проводниками будут три игровых персонажа – Любознай, Воображай и Флорик. Любознай расскажет интересные и познавательные истории из жизни комнатных растений. Воображай поможет нам представить себя странствующими по далеким землям за горами, за морями. На остановках на подоконнике нас будет встречать Флорик. Он научит детей ухаживать за комнатными растениями и создавать им благоприятные условия для роста и развития. Мы будем путешествовать по географической карте, отмечать свой маршрут, составлять значки-символы для каждого растения и прикреплять их на карту в местах дикого произрастания растений. Отчет о наших «поездках» мы будем размещать в «Витрине путешествий». Вернувшись из путешествия, мы раскроем тайны жизни зелёных друзей и научимся создавать благоприятные условия для их роста и развития.
2. Цель.
Систематизировать знания и представления детей о комнатных растениях, раскрыть детям тайны жизни комнатных растений, научить управлять их ростом и развитием.
3. Задачи:
Образовательные:
- Формировать систему элементарных экологических знаний о растениях, в частности о комнатных растениях, показать, как разнообразны комнатные растения по внешнему виду, окраске, происхождению, требованию к теплу, влаге, почве.
- Помочь понять, как то или иное растение приспособлено к среде обитания, почему у него именно такой внешний вид.
- Сформировать понимание зависимости жизни растений от действий человека, в том числе и самого ребенка.
- Помочь раскрыть тайны происхождения и жизни комнатных растений для того, чтобы создать для них оптимальные условиях для роста, развивать умение управлять их жизнью.
- Вызвать познавательный интерес к комнатным растениям.
Развивающие:
- Развивать эмоциональную отзывчивость, гуманные чувства.
-Развивать эстетические чувства, способствовать отражению этих чувств в художественно-творческой деятельности.
- Развивать речь детей. Обогащать словарный запас.
Воспитательные:
- Воспитывать экологически грамотное поведение, любовь ко всему живому.
- Воспитывать внимание, целеустремлённость, творческую самореализацию.
4. Методы и приемы обучения
• Наглядные методы - наблюдения, обследование, рассматривание иллюстраций, демонстрация таблиц и фотографий на данную тему, мультимедийный показ, дидактические игры и пособия и др.
• Практические методы – уход за растениями в уголке природы, создание творческих работ: экологических газет, дидактических игр и пособий; организация фотовыставок, сбор материала в виде папок-накопителей; создание мини-библиотеки.
• Словесные методы – рассказы педагога, беседы, пояснения, чтение энциклопедической и художественной литературы, заучивание стихов и загадок о комнатных растениях, педагогическая драматизация.
5. Структура занятия
1. Заинтересовывающий момент (включает в себя сосредоточение внимания детей как к началу занятия, так и к его тематике, к сложившимся условиям)
2. Постановка цели занятия (создание проблемной ситуации)
3. Обсуждение этапов деятельности на данном занятии, планирование предстоящей деятельности.
4. Физкультминутка (пальчиковая гимнастика).
5. Сам процесс деятельности (основная часть занятия).
6. Оценка результатов деятельности детей
7. Итог занятия.
7.
Развивающая предметно – пространственная среда
• ТСО
• Стенд «Жизнь на планете Экодока»
• Дидактические игры, пособия, модели, коллекции
• Мини-библиотека
• Индивидуальные рабочие папки
• Игровые персонажи: Любознай, Воображай, Флорик
• Карта мира «Природные зоны»
• Информационный стенд «Витрина путешествий»
7. Предполагаемый результат:
• система элементарных экологических знаний о растениях;
• эмоциональная отзывчивость;
• экологически грамотное поведение в природе
8. Формы работы с детьми:
Занятия проводятся с группой детей 1 раз в неделю (во 2- й половине дня). Продолжительность занятий 30 минут. Курс занятий рассчитан на 9 месяцев
(с сентября по май).
9. Формы подведения итогов реализации рабочей программы:
• Выпуск экологической газеты
• Оформление индивидуальных папок с рисунками по тематике кружка
• Оформление дидактических игр и пособий.
• Создание коллекции комнатных растений
• Оформление тематической мини-библиотеки
• Творческий отчет воспитателя
10. Кадровое условие - педагогический работник с квалификационной категорией
.
11. Учебный план работы кружка на 2016- 2017 учебный год
Название кружка "Путешествие с комнатными растениями"
Количество занятий в неделю - 1.
Количество занятий в месяц - 3-4
Количество занятий в год - 33
Длительность занятий - 30мин.
Количество воспитанников -10
12. Календарно- тематический пл]ан
1. Путешествие по карте, чтобы узнать. почему Земля "подпоясалась"?
Программное содержание:
Сформировать понятие «природные зоны», показать разнообразие и особенности каждой природной зоны. Развивать умение работать с картой, анализировать, делать выводы.
2. Начало путешествия. Знакомство с Любознаем и Воображаем.
Программное содержание:
Сделать «путешествие с растениями» увлекательной игрой. Познакомить с куклами – Воображаем и Любознаем. Учить составлять значки-символы, отражающие название или внешние особенности комнатного растения. Развивать познавательный интерес к жизни растений.
3 Путешествие в тропический лес, где мы узнаем, кто такие эпифиты, и почему орхидею называют «квартиранткой» (2ч)
Программное содержание:
Показать своеобразие тропического леса, развивать познавательный интерес к жизни обитателей тропического леса.
4. Путешествие на берега Амазонки, где мы познакомимся с растением «плаксой» и узнаем, почему растения «плачут» (2ч)
Программное содержание:
Дать элементарное представление о приспособлении растений к условиям среды, в частности недостатку или избытку влаги.
Обогащать словарный запас: монстера, воздушный корень, лиана.
5. Остановка на подоконнике для знакомства с «родственниками» монстеры - семейством аронниковых
Программное содержание:
Вызвать интерес к жизни комнатных растений семейства аронниковых. Развивать наблюдательность, любознательность.
Активизировать словарный запас.
6. Путешествие в гости к Солнцу
Программное содержание:
Сравнить природные условия тропиков, субтропиков и пустыни. Учить составлять плоскостные модели природных зон.
Познакомить с комнатными растениями субтропиков.
7. Остановка на подоконнике для того, чтобы узнать, почему повял цветок? Программное содержание:
Сформировать у детей представление о дифференцированных потребностях комнатных растений во влаге.
Обогащать словарный запас: ксерофиты, гигрофиты.
8. Путешествие, которое поможет ответить на вопрос:«Растут ли деревья в пустыне?» (2ч)
Программное содержание:
Формировать представление о пустыне как природной зоне. Учить устанавливать причинно-следственные связи между образом жизни живых объектов, в частности растений, и условиями среды обитания.
Познакомить с комнатным растением - финиковой пальмой.
9. Остановка на подоконнике для проращивания финиковой косточки.
Программное содержание:
Вызвать у детей желание самим вырастить комнатную пальму.
10. Путешествие в гости к пальмовой родне.
Программное содержание:
Продолжать учить придумывать и рисовать эмблемы -символы комнатных растений, работать с картой, составлять паспорта, анализируя экологические условия мест произрастания растений в дикой природе.
11. Путешествие на родину «зеленых ежиков»
Программное содержание:
Развивать познавательный интерес к жизни кактусов.
Вызвать интерес и желание создать ландшафт пустыни.
12. Путешествие в тропический лес к родственникам колючего семейства (2ч)
Программное содержание:
Познакомить детей с новыми комнатными растениями, имеющим не типичное строение: отсутствие листьев. Учить сравнивать растения.
Воспитывать интерес к комнатным растениям.
13. Остановка на подоконнике, чтобы устроить детский сад из кактусят
Программное содержание:
Дать знания о способах размножения кактусов в комнатных условиях.
Развивать интерес к экспериментальной деятельности.
14. Остановка на фиалковой полянке (2ч)
Программное содержание:
Познакомить с комнатным растением узамбарской фиалкой, с условиями произрастания растения в дикой природе. Учить составлять и рисовать эмблему - символ растения, отмечая характерные морфологические признаки.
Развивать познавательный интерес к жизни комнатных растений.
15. Остановка на подоконнике, чтобы узнать, бывает ли у растений простуда
Программное содержание:
Помочь осознать, что растения – живые объекты, они нуждаются в заботе и уходе. Учить размещать растения в зависимости от их экологических требований к теплу.
16. Путешествие, чтобы узнать, почему у фикуса кожаные листья?
Программное содержание:
Познакомить с экологическими требованиями комнатных растений семейства тутовых. Учить находить у растений признаки приспособления к условиям среды обитания. Воспитывать познавательный интерес к жизни растений
17. Игра «Мы Айболиты». Наблюдение-обследование.
Программное содержание:
Учить определять признаки неблагополучия растения по внешнему виду, ставить «диагноз», выбирать оборудование по уходу за растениями и оказать необходимую помощь:
- торчат корни из отверстия – тесный горшок требуется пересадка;
- подсохшие кончики листьев – сухой воздух, надо увлажнить воздух вокруг растения (поставить широкий сосуд с водой или влажным мхом);
- подсохшие края листьев – нарушение режима полива;
- земля в горшке сухая, твердая – истощение почвы, требуется замена;
- листья бледные, растет плохо – голодание, требуется подкормка.
18. Остановка на подоконнике, чтобы устроить «банный день»
Программное содержание:
Учить оценивать состояние комнатных растений, находить способ создания условий, благоприятных для роста и развития (в частности, содержание в чистоте).
Воспитывать любовь и экологически грамотное отношение к растениям.
19. Остановка на подоконнике, чтобы выяснить, почему у самых разных растений листья одного цвета – зеленого, и чтобы присутствовать на балу в стране зеленого листа
Инсценировка по рассказу Я. Марголина
«На балу в стране зеленого листа»
Закрепить знания детей о хлорофилле, помочь осознать роль листьев в жизни растения через театрализованную деятельность.
20. Остановка на подоконнике, чтобы узнать, что такое «земляная кухня»
Программное содержание:
Закрепить знания о потребностях комнатных растений в определенных условиях, необходимых для нормальной жизнедеятельности (в частности потребность в питании).
21. Путешествие, чтобы узнать, где растет «журавлиный нос»
Программное содержание:
Воспитывать познавательный интерес к жизни комнатного растения – пеларгонии.
22. Фотовыставка «Мой зеленый друг»
Программное содержание:
Помочь детям выразить свое отношение к комнатным растениям через художественное творчество
23. Остановка на подоконнике, чтобы помочь зеленым друзьям разместиться.
Программное содержание:
Развивать эстетический вкус, вызвать эмоционально положительное настроение от общения с комнатными растениями.
24. Остановка, чтобы узнать, живут ли доктора на подоконнике
Программное содержание:
Формировать знания о значении комнатных растений.
Познакомить с фитонцидными и лекарственными свойствами растений. Развивать любознательность, наблюдательность
Обогащать словарный запас: алоэ, каланхоэ
25. Познавательная игра-викторина «Цветы в доме»Программное содержание:
Систематизировать знания детей о комнатных растениях
26 Цветочная азбука (оформление дидактического пособия)
Программное содержание:
Учить узнавать комнатные растения по характерным морфологическим признакам. Пополнить активный словарный запас названиями комнатных растений.
27. Выпуск газеты «Соседи с подоконника» (2ч)
Программное содержание:
Познакомить детей с общей схемой исследовательской деятельности, с правилами оформления экологической газеты. Учить использовать собранную информацию на практике и создавать совместный проект.
13.
Учебно - методическое обеспечение
[/b]
1. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой, М., 1973 г.
2. Верзилин Н. Путешествие с домашними растениями, М, 1985.
3. Дрязгунова В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями, М., 1981г.
4. Дыбина О. В. и другие Неизведанное рядом, М., 2001 г.
5. Как знакомить дошкольников с природой. Под ред. Саморуковой П. Г, М. Просвещение, 1992 год.
6. Марголин Я. Где у растения дом, М, Детская литература, 1981.
7. Методика ознакомления детей с природой в детском саду, Под ред. Саморуковой П. Г, М. Просвещение, 1992 год.
8. Марковская М. М. Уголок природы в детском саду, М, 1989.
9. Николаева С. Н. Юный эколог программа, М., 1999 г.
10. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников, М., 1999 г.
11. Примерная образовательная программа дошкольного образования Детство/Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014г.
12. Рыжова Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений, М., 2003 г.
13. Серпухова В. И. Комнатные растения, М., 1991 г.
14. Фомина Ю. А. Красивое комнатное цветоводство для начинающих и мастеров, М, Эксмо, 2010.
15. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10
16. Хессайон Д. Г. Все о комнатных растениях. Издательство: «Кладезь- Букс», 2007