Светлана Щеголькова
Рабочая программа театральной студии «Маленький актёр»
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа театральной студии
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Художественно – эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательно – образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является приоритетным направлением.
Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность – изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей.
Публикация «Рабочая программа театральной студии „Маленький актёр“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Театр. Кружковая работа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театральные студии и кружки для детей. Планы, программы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2014
Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность. В связи с этим, в ДОУ введены дополнительные занятия по театрализованной деятельности, которые проводит педагог дополнительного образовании.
Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 4-7 лет. Она разработана на основе обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности для ДОУ с учетом обновления содержания по различным программам.
Программа предполагает проведение двух занятий в неделю во вторую половину дня. Продолжительность занятия: 20 минут – средняя группа, 25 минут – старшая группа, 30 минут – подготовительная группа.
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам.
Ориентируясь на вышесказанное, можно отметить высокую степень значимости театральной деятельности для развития творческих способностей ребенка и утверждать необходимость и целесообразность создания программы деятельности с детьми.
Данная программа, является углубленной, так как обеспечивает разностороннее развитие и формирование теоретических знаний и практических навыков в области театрального искусства.
Главная задача работы театральной студии это - приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт : знания детей о театре, его истории, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.
Анализ существующих образовательных программ и методических пособий приводит нас к выводу, что театральная деятельность это наименее разработанный раздел в системе художественного воспитания детей, который характеризуется отсутствием целостной единой методики и образовательной технологии, отвечающим современным требованиям.
В основу программы положен опыт воспитания ребенка, как артиста, творца, исполнителя с позиции театральной “школы переживания”, созданной К. С. Станиславским, где учитываются личностный опыт ребенка и уровень психофизического развития.
Актуальность данной программы заключается в том,
Основной целью программы «Маленький актёр является обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития дошкольника, воспитание творческой индивидуальности ребенка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности, освоение детьми вокально-хоровых и музыкально-ритмических компонентов музыкально-сценической деятельности; включение детей в активную продуктивно-творческую деятельность, накопление определенного багажа образных действий, необходимого для первоначального выражения ребенком своего личностного отношения к музыке, пробуждение чувств сопереживания воплощаемому образу, воспитание культуры движений.
Цель будет достигнута при решении следующих задач -
1 год обучения:
• Усвоение разных способов образных действий, накопление определенного багажа образных действий.
• Создание условий для воспитания и творческой самореализации раскованного, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера во взаимодействии.
• Воспитание и развитие внутренней (воля, память, мышление, внимание, воображение, подлинность в ощущениях) и внешней (чувство ритма, темпа, чувство пространства и времени, вера в предлагаемые обстоятельства) техники актера в каждом ребенке.
2 год обучения:
• Совершенствование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, обучение орфоэпическим нормам современной русской сценической речи, эффективному общению и речевой выразительности.
• Знакомство с историей и развитием театрального искусства; развитие познавательных интересов дошкольников через расширение представлений о видах театрального искусства.
• Воспитание культуры музыкального восприятия, исполнительства и творческого самовыражения, пластической культуры и выразительности детских движений.
3 год обучения:
• Совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных спектаклей, игр–драматизаций, упражнений актерского тренинга.
• Создание творческого художественного пространства, которое способствует активизации эстетических переживаний, эмоционального воображения, ассоциативных представлений ребенка.
• Освоение основ исполнительской, зрительской и общей культуры.
• Улучшение психологической культуры между сверстниками, выход на новый уровень взаимодействия взаимоотношений между детьми и взрослыми.
Процесс театрального мастерства строится на общедидактических и специфических принципах: - принцип систематичности и последовательности: концентрическое усвоение программы; организация и последовательная подача материала («от легкого к трудному», «от простого к сложному») обучения.
Принципы отбора содержания и реализации программы :
В основу программы «Маленький актёр» положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:
Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в системе с другими. При таком подходе педагогическая система работы с одаренными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и предметно-развивающая среда.
Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельной и творческой сущности одаренного ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создания для этого соответствующих условий.
Деятельностный подход. Деятельность – основа, средства и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности одаренных детей. Это в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.
Полусубъектный подход вытекает из того, что сущность человека значительно богаче, разностороннее и сложнее, чем его деятельность. Личность рассматривается как система характерных для нее отношений, как носитель взаимоотношений и взаимодействий социальной группы, что требует особого внимания к личностной стороне педагогического взаимодействия с одаренными детьми.
Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Одаренный ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т. е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности.
Реализация этих принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.
Новизна программы, её отличительные особенности
Уровень программы по степени новизны : в комбинации элементов известных методик; усовершенствовании отдельных сторон педагогического труда; постановке и решении новых педагогических задач; использовании авторских разработок и регионального компонента. Программа «Маленький актёр» дополняет базовую наличием дополнительных образовательных задач.
Организационные условия реализации программы :
Возраст детей, участвующих в реализации программы : 4-5 лет (1 год обучения, 5–6 лет (2 год обучения, дети 6-7 лет (3 год обучения). Дополнительная образовательная программа «Маленький актёр» реализуется в течение до трёх лет.
Формы и режим занятий.
Основной формой работы с детьми является занятие, продолжительность которого соответствует возрастным нормам детей:
– 1-й год обучения (4-5 лет) – 2 раз в неделю по 20 минут;
– 2-й год обучения (5-6 лет) – 2 раза в неделю по 25 минут;
- 3-й год обучения (6-7 лет) – 2 раза в неделю по 30 минут;
В занятия включены физкультминутки, которые позволяют детям расслабиться, а педагогу разграничить занятие на структурно-смысловые части.
Итоговые занятия проводятся в конце года с присутствием родителей.
Ожидаемые результаты и способы их проверки. Для проверки результативности проводится диагностика, результаты которой позволяют определить степень усвоения ребенком программных требований, предъявляемых детям в каждой возрастной группе. Используются следующие методы: беседа, игра, игровые ситуации, а также применяются диагностические методики.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Основное содержание программы :
Программа состоит из блоков, в которые входят учебный план и учебно-тематический план. В учебный план входят следующие темы:
• Актерское мастерство
• Сценическая речь
• Сценическое движение
• Массовая работа
• Основы грима
• История театра
• Прикладное искусство
• Этикет
• Постановка спектакля
• Индивидуальная работа
Программа «Маленький актёр» предусматривает использование следующих методов и приё мов:
• Метод убеждения средствами театрального искусства (разъяснение темы, выразительные средства, организация целенаправленного внимания.)
• Метод приучения упражнений в практической действительности, предназначенный для преобразования окружающей театральной среды и выработке навыков культуры поведения.
• Метод проблемных ситуаций, побуждающий к творческим действиям.
• Метод побуждения к сопереживанию, формирующий эмоционально–положительное отношение к позитивному, прекрасному в жизни и искусстве.