Вера Атаманова
Рабочая программа «Мир русской народной игрушки» для детей 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Актуальность проблемы использования народной игрушки как средства социализации дошкольников обусловлена современными тенденциями социокультурной ситуации в стране. Новая система образования характеризуется качественным изменением ценностных ориентаций, осознанием необходимости обращения к личности человека. В этой связи педагогическая наука ставит своей целью развитие самоактуализирующейся, интенсивно развивающейся личности. Эта цель может быть достигнута в процессе гуманизации отношений в системах «ребенок - ребенок» и «ребенок - взрослый». Изменение социокультурной ситуации предполагает организацию новых моделей воспитания, а, следовательно, и новое качество процесса социализации.
Публикация «Рабочая программа „Мир русской народной игрушки“ для детей 5–7 лет» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Дошкольное детство по праву рассматривается психологами как этап подготовки ребенка к «эре социальной зрелости» (А. В. Петровский). Социализация дошкольника наиболее полно осуществляется в игровой деятельности как «арифметике социальных отношений» (Д. Б. Эльконин). Взяв на себя роль в игре, ребенок приобретает опыт общения со сверстниками, который впоследствии проецируется на его поведение в социальном взаимодействии с окружающими его людьми. Учеными доказано, что средний и старший дошкольный возраст является оптимальным для усвоения азов социального опыта (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, Я. Л. Коломенский, В. С. Мухина, Д. И. Фельдштейн и др.).
Народы России располагают богатейшим арсеналом народных традиций. В своей экспериментальной работе я акцентирую внимание на русской народной игрушке, в которой народ наиболее полно воплотил духовные ценности, значимые для успешного вхождения ребенка в социум. Новые образовательные программы и педагогические технологии ориентируют на введение регионального компонента в творческую работу воспитателя. В то же время самобытная, уникальная русская народная игрушка, не в полной мере востребована дошкольной педагогикой.
Таким образом, существует противоречие между осознанием значимости этнических и общечеловеческих ценностей как предметно-содержательного и предметно-деятельностного контекста, формированием подрастающей личности, и отсутствием системы целенаправленного осознанного воздействия на личность ребенка средствами народной игрушки как одного из путей осуществления социализации.
Задачи
1. Ввести дошкольников в круг основных православных праздников, показать их тесную связь с жизнью народа, искусством и творчеством;
2. Освоение духовного содержания русской народной игрушки, воплощающей социальный опыт предшествующих поколений;
3. Обогащение социальных ролей и социального опыта в игровой деятельности детей с народной игрушкой;
4. Развитие интеллектуальных способностей каждого ребёнка, обогащение его духовного мира и способствовать расширению кругозора.
Особенности построения программы
Занятия программы предполагают использование
– русских народных игрушек
народных и авторских сказок,
– малых жанров фольклора: загадок, пословиц, поговорок,
– былин,
– познавательных рассказов из круга детского чтения.
В начале года берутся простые и несложные по изготовлению русские народные игрушки, во втором полугодии – используются игрушки более сложные, которые изготавливаются совместно с родителями и воспитателем.
Для содействия образному восприятию народных игрушек используются русские народные сказки и иллюстративный материал: книжные иллюстрации, репродукции картин В. М. Васнецова (они помогают детям ярче прочувствовать образы героев и события сказки, образные и дидактические игрушки, фотографии, открытки, произведения декоративно-прикладного искусства.
Важную роль в программе играет ее музыкальная часть. Музыка обладает эмоциональным воздействием огромной силы на психику ребёнка. Интерес к музыкальной терапии врачей и психологов, на основе практического опыта узнавших терапевтическую ценность музыки, постоянно растет.
Особенно важна роль классической музыки, которая еще далеко не в полном объеме используется для усовершенствования духовной структуры ребёнка.
Каждое занятие предполагает использование в практической части различных видов художественной деятельности: рисования, аппликации, лепки. Художественно-продуктивная деятельность развивает у детей мелкую моторику, способствует формированию эстетического вкуса, расширяет представления об окружающем мире.
Структура занятий
Каждое занятие включает в себя ряд этапов:
1. Слушание искусствоведческого рассказа о народной игрушке, времени её изготовления, символике.
2. Рассматривание технологической карты и обсуждение этапов её изготовления.
3. Организация художественно-продуктивной деятельности: ручной труд, рисование, лепка, аппликации.
Обычно занятие посвящено какой-то определенной народной игрушке, но в течение года проводится несколько проверочных занятий для закрепления усвоенного детьми этнографического и краеведческого материала. Детям предлагается изготовить любую народную игрушку по их усмотрению. В конце первого полугодия устраивается для детей и их родителей семейный новогодний праздник, а также проводится конкурс игрушек изготовленных детьми. В конце второго полугодия планируется семейное посещение музея игрушки (экспозиция которого размещается в стенах ДОУ). Эта экскурсия переносит детей и взрослых в мир народной игрушки, которая и в наше время является важным средством социализации дошкольников.
Содержание программы
Содержание программы включает четыре основных блока, представленных в таблице № 1. Структурной особенностью программы является блочно-тематическое планирование содержания занятий. Основные разделы программы группируются вокруг единой темы. Содержание каждого года основывается на четырё х тематических блоках: «Мир русских народных праздников», «Народное творчество», «Народная игрушка в русском крестьянском быту», «Основы изготовления народных игрушек». Темы внутри каждого блока могут быть переставлены, педагог может сам определить порядок их прохождения.
Блок 1-«Мир русских народных праздников»
Блок 2-«Народное творчество»
Блок 3-«Народная игрушка в русском крестьянском быту»
Блок 4- «Основы изготовления народных игрушек»
Первый тематический блок «Мир русских народных праздников»
Дошкольников знакомят с основными православными праздниками, показывая их тесную связь с жизнью народа, искусством и творчеством.
Второй тематический блок «Народное творчество»
Следует отметить, что второй блок включает в себя знакомство с народным декоративно-прикладным искусством (дымковские игрушки, филимоновские свистульки, городецкие игрушки, русская матрёшка, романовские игрушки, русская вышивка, русский народный костюм). Изображение различными художественными материалами (гуашь, акварель, восковые мелки, пастель, цветная бумага и т. п.) образов народных игрушек, элементов народной вышивки и костюма.
Третий тематический блок «Народная игрушка в русском крестьянском быту»
Освоение духовного содержания русской народной игрушки, воплощающей социальный опыт предшествующих поколений. Этот блок включает в себя сведения о символике игрушек (цвет и форма, простота и красота орнамента, насыщенность цвета, конкретность образов).
Четвёртый тематический блок «Основы изготовления народных игрушек»
Изучается анатомия тряпичной куклы, рассказывается об особенностях изготовления игровых и обережных кукол. Дети овладевают технологией изготовления («Куклы на выхвалку», «Узелковых кукл», «Зольной куклы», «Ккуклы Крупенечки», «Куклы- мамки»)
Критерии оценки ожидаемых результатов
Критерии и уровни сформированности игрового взаимодействия детей дошкольного возраста.
Особенности игрового взаимодействия детей среднего дошкольного возраста в процессе использования русской народной игрушки
Уровень
Характеристика уровня
Пассивный
Дети испытывают затруднения в установлении контакта друг с другом, не владеют способами воздействия на сверстника с целью использования русской игрушки в игре. В большинстве случаев они выполняют роль наблюдателя за игрой. Игровой опыт беден. Принимать и выполнять роли они не могут, хотя одиночные режиссерские игры имеют место. Обычно дети манипулируют игрушкой или развивают несложный сюжет с народной поморской игрушкой, особенно - с куклой - и деревянным конем. Данному уровню соответствуют дети первой половины пятого года жизни.
Ситуативный
Данный уровень характерен для большинства детей среднего дошкольного возраста. Дети разделяют предложения и позиции партнеров в игре, применяют для вступления в игру различные способы воздействия на сверстников, доминирующими из которых являются предметно-игровые (народные игрушки) и вербальные.
Достаточный
Дошкольники, относящиеся к данному уровню, вступают в ролевые отношения в совместной игре, ведут ролевой диалог. Партнер воспринимается как носитель ролевой позиции. Смена ролей меняет способы взаимодействия с детьми. Дети проявляют помощь в случае затруднений сверстников при выполнении своей роли. Однако ребенок может увлечься действиями с игрушками как ролевыми атрибутами и «выпасть» из сюжета игры.
Материально-техническое обеспечение программы
№ Перечень материалов для занятий Количество материала на 1 ребёнка на 1 год занятий Цена за одну единицу (руб.) Всего (руб.)
Кисти 2 шт. 15 30
Краски акриловые 1 набор 315 315
Ткань льняная 1 метр 150 150
Ткань ситцевая 1 метр 50 50
Тесьма 2 метра 20 40
Бумага 4 комплекта 20 80
Всего 645