Татьяна Калугина
Рабочая программа по развитию мелкой моторики у дошкольников подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель программы :
• Разработать систему упражнений для развития мелкой моторики, совершенствовать зрительное восприятие и зрительную память детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
• Развитие речи, увеличение словарного запаса дошкольников.
• Развитие умения производить точные движения карандашом, кистью и пальцами рук.
Публикация «Рабочая программа по развитию мелкой моторики у дошкольников подготовительной группы» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Подготовительная группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
• Развитие способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
• Развитие творческой активности, пространственного мышления, фантазии.
• Формирование навыков исполнительского мастерства.
• Формирование умения воплощать свои идеи в художественный образ.
• Воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду.
Содержание
I этап: диагностический
• диагностируется уровень развития мелкой моторики
II этап: коррекционный.
Программа предусматривает работу по четырем блокам :
• речь с движением;
• веселые игры;
• скоро в школу;
• диагностика.
1. Речь с движением.
Этот блок включает следующие темы:
- Весёлые пальчики.
-Игры с прищепками.
-Работа с бумагой в технике "Оригами".
2. Веселые игры.
Этот блок включает следующие темы:
- лепка;
- рисование (работа с трафаретами, штампами, нетрадиционное рисование);
-поделки из природного материала;
-игры со счетными палочками;
-игры с крупой, бусами, орехами, карандашом;
-игры с пуговицами;
-игры с песком.
3. Скоро в школу.
Этот блок включает следующие темы:
-Знакомство с тетрадью.
-Графические диктанты.
-Ориентировка в пространстве листа.
-Копирование (по точкам, на кальку, по образцу).
4. Диагностика.
Этот блок включает следующие темы:
1. Критерии оценки уровня подготовленности детей к овладению навыком письма.
2. Содержание и методика диагностик (методика "Домик", методика "Дорожки", монометрический тест, графический диктант).
Диагностика развития мелкой моторики проводится в начале и в конце каждого учебного года.
Результаты обследования фиксируются в картах. Исходя из результатов обследования, планируется дальнейшая коррекционная работа.
Работа с родителями.
Этот блок включает следующее:
1. Родительские собрания
2. Практические рекомендации
3. Анкетирование
4. Консультации, наглядная информация
5. Вечера досугов
6. Дни открытых дверей.
7. Мастер-классы.
Настоящая программа предусматривает обучение детей 6-7 лет. Срок реализации программы – 1 учебный год. Работа по данной программе предусмотрена в различных видах деятельности по тематическим неделям – ежедневно на занятиях по культуре речи, по развитию математических представлений, по изобразительному искусству, конструированию, в разных режимных моментах (утром, на прогулке, во вторую половину дня и т. д.). Занятия проводятся в группах (15 человек) и индивидуально.
Календарно – тематический план. (На первое полугодие)
В начале учебного года – МОНИТОРИНГ
Тема «Мой любимый детский сад»
Сентябрь 1-2 недели
1. Пальчиковая гимнастика: «Дружба» «Выучим названия пальчиков» «Встали пальчики».
2. «Фигурки из палочек» (качели).
3. Игра с горохом или бобами (выложить игрушку, кольцо, кубик).
4. Ласковая игра для пальчиков «Чудесный мешочек» (выбрать на ощупь из Зх игрушек одну нужную).
5. «Дорисуй узор» (Лабиринт, знакомство с клеткой, что лишнее).
Тема «Игры и игрушки»
Сентябрь 3 неделя
1. Пальчиковая гимнастика: «Игрушки в корзине», «Игрушки», «Шарик».
2. Игры с пуговицами.
3. Игра «Волшебный сундучок».
4. Игра с грецкими орехами «Не урони».
5. Дорисуй узор. (Штриховка, лабиринт).
Тема «Овощи»
Сентябрь 4 неделя
1. Пальчиковая гимнастика: «Засолка капусты», «Хозяйка», «Овощи».
2. Фигурки из палочек (машина везёт урожай с полей).
3. Игра с красной фасолью (выложить свеклу).
4. Игра с теннисным мячиком, удерживание между пальцами.
5. Дорисуй узор. (Найди и назови, Четвертый лишний).
Тема «Фруктовый рай»
Октябрь 1 неделя
1. Пальчиковая гимнастика: «Фрукты», «Апельсин», «В сад за сливами».
2. Фигурки из палочек.
3. Игра с чечевицей (сливы).
4. Ласковая игра для пальчиков «Чудесный мешочек, найти банан».
5. Лепка.
6. Дорисуй узор. (Нарисуй, Расскажи где)
Тема «В царстве грибов и ягод»
Октябрь 2 неделя
1. Пальчиковая гимнастика: «Ягоды», «Грибы», «Собираем ягоды»
2. Фигурки из палочек (выложить гриб и пенёк).
3. Игра с перловкой (грибы).
4. Ласковая игра для пальчиков «Чудесный мешочек, найти грибок среди других предметов».
5. Игы с прищепками.
6. Дорисуй узор. (Лабиринт, Назови соседей).
Тема «Осенние странички»
Октябрь 3 неделя
1. Пальчиковая гимнастика: «В школу», «Осень», «Осенний букет», «Вышел дождик погулять»
2. Фигурки из палочек
3. Обрывание (форма листьев различных деревьев)
4. Самомассаж с шариками.
5. Ниткография (осенние деревья).
6. Дорисуй узор.
Тема «Одежда, обувь, головные уборы»
Ноябрь 2 неделя
1. Пальчиковая гимнастика: «Рубашка», «Обувь», «Волшебные шапочки», «Не плачь куколка моя»
2. Работа с пуговицами, крючками, молнией, замками, резинками.
3. Плетение узора из разноцветных шнурков.
4. Работа с бросовым материалом (украсить одежду, обувь)
5. Оригами – гол. убор.
6. Дорисуй узор. (Четвертый лишний, Нарисуй)
Тема «Я человек»
Ноябрь 3 неделя
1. Пальчиковая гимнастика: «Мальчик - пальчик», «Детки».
2. Фигурки из геометрических фигур (человечек).
3. Аппликация из сухих листьев.
4. Самомассаж с шариками.
5. Игры с крышками.
6. Дорисуй узор. (2 одинаковых, дорисуй)
Тема «Моя семья – мое богатство»
Ноябрь 4 неделя
1. Пальчиковая гимнастика: «За работу», «Дом», «Моя семья», «Кто приехал»
2. Фигурки из палочек (рожица, очки).
3. Работа с манкой (кончиком пальцев на манке нарисовать весёлого человека.)
4. Бусы в подарок маме из комков бумаги.
5. Игра «Волшебный сундучок».
6. Дорисуй узор. (Раскрась, дорисуй)
Тема «Посмотри, как хорош, дом, в котором ты живешь»
Декабрь 1неделя
1. Пальчиковая гимнастика: «Часы», «Пылесос»
2. Фигурки из палочек (газовая плита, телевизор)
3. Игра с волчками (конкурс)
4. Попади в цель (скомкать газету, забрасывать в кольцо)
5. Наматывание клубочков от центра или края по часовой стрелке и против неё.
6. Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур.
Тема «Такая разная посуда»
Декабрь 2неделя
1. Пальчиковая гимнастика: «Помощники» «Мамина каша», «Братцы».
2. Фигурки из палочек: (конфетки, кастрюлька, коробка)
3. Ласковые пальчики «Чудесный мешочек»
4. Игра с крупой «Золушка»
5. Лепка «Посуда»
6. Дорисуй узор.
Тема «Пришла волшебница зима»
Декабрь 3неделя
1. Пальчиковая гимнастика: «Хлоп», «Андрюшка», «Мороз»
2. Игра: «Разложи льдинки по формочкам»
3. Работа с ватой (снежные сугробы)
4. «Снежинки». Вырезывание из бумажных салфеток.
5. Дорисуй узор.
Тема «Новый год у ворот»
Декабрь 4неделя
1. Пальчиковая гимнастика: «Подарки», «Ёлочка», «Наряжаем елочку».
2. Фигурки из палочек (Ёлочка)
3. Обрывание (игрушки для ёлочки)
4. Мозаика из ёлочных и сосновых иголок.
5. Дорисуй картинку.
Литература
1. Журнал «Дошкольное воспитание» архив номеров 2007г.
2. Лазаренко О. И. Артикуляционно-пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений 2012;Айрис-Пресс.
3. Новикова Л. В «Развитие мелкой моторики рук у дошкольников»;https://dohcolonoc.ru
4. Справочник старшего воспитателя. Журнал для работников ДОУ, архив номеров с 2010-2014г.
5. Федина О. В. Готовимся к обучению письму. Рисуем по образцу; 2010; Просвещение.