наталья сергеева
Рабочая программа по русскому языку в 5 классе к учебнику Т. А. Ладыженской
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа по русскому языку для 5 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Русский язык» под редакцией М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шаинского, 10-е издание, Москва, «Просвещение» 2009. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Публикация «Рабочая программа по русскому языку в 5 классе к учебнику Т, А, Ладыженской» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Русский язык, 5 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Средняя школа, 5 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Общая характеристика учебного предмета.
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Цель программы состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, сформировать умения и навыки грамотного письма.
Одна из основных задач – организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями.
Специальной задачей преподавания русского языка является формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.
Программа предусматривает поурочное усвоение материала, для чего значительное место отводится повторению.
Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении различных видов разбора.
Программа содержит :
- отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, а также сведения о языке как развивающемся явлении и т. д; речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся;
-формирование коммуникативных умений и навыков;
- сведения об орфографии и пунктуации;
Кроме перечисленных знаний о языке и речи, программа включает перечень орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся.
Изучение каждого раздела, каждой темы содействует развитию логического мышления и речи учащихся. Развитие речи учащихся на уроках русского предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, слушания, чтения и письма).
В конце изучения каждой темы предусматриваются зачетные уроки, тестирование, творческие и контрольные работы.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН(204 ч + 34 ч РАЗВИТИЕ РЕЧИ)
1)Язык и человек 1
2)Общение устное и письменное 1
3)Язык и его единицы 1
4)Стили речи 1
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
(25 ч + 4 рр)
5)Состав слова 1
6)Орфограмма 1
7)Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова 3
8)Правописание проверяемых согласных в корне слова 2
9)Правописание непроизносимых согласных в корне слова 1
10)Буквы и, у, а после шипящих 1
11)Разделительные ъ и ь 1
12)Раздельное написание предлогов с другими словами 1
13)Закрепление материала 1
14)Текст 1
15)Обучающее изложение 2 РР. Обучающее изложение «Хитрый заяц»
16)Части речи 1
17)Глагол 1
18)-Тся и -ться в глаголах 1
19)Тема текста 1
20)Личные окончания глаголов 1
21)Не с глаголами 1
22)Имя существительное 2
23)Имя прилагательное 1
24)Устное сочинение по картине А. А. Пластова «Летом»
25)Местоимение 1
26)Основная мысль текста 1
27)Контрольный диктант 2
СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ (39 ч + 6 рр)
28)Синтаксис 1
29)Пунктуация 1
30)Словосочетание 4
31)Разбор словосочетания 1
32)Предложение. Грамматическая основа 2
33)Сжатое изложение 1
34)Виды предложений по цели высказывания. Вопросительные предложения
35)Восклицательные предложения 1
36)Сочинение «Памятный день» 2
37)Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее 1
38)Сказуемое 1
39)Тире между подлежащим и сказуемым 1
40)Нераспространенные и распространенные предложения. Второстепенные члены предложения 1
41)Дополнение 1
42)Определение 1
43)Обстоятельство 2
44)Предложения с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами 1
45)Обобщающие слова при однородных членах предложения 1
46)Предложения с обращениями 2
47)Письмо 1
48)Синтаксический разбор простого предложения 1
49)Основная мысль высказывания. Описание картины Ф. П. Решетникова «Опять двойка» (Р) 2
50)Пунктуационный разбор простого предложения 1
51)Простые и сложные предложения 6
52)Прямая речь 2
53)Прямая речь. Знакомство с косвенной речью 1
54)Диалог 1
55)Закрепление изученного по теме 1
56)Контрольный диктант 2
ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ. (16 ч + 4 рр)
57)Фонетика. Гласные звуки 1
58)Согласные звуки 1
59)Позиционные чередования гласных и согласных 1
60)Согласные твердые и мягкие 1
61)Повествование 1 РР. Изложение –повествование по рассказу К. Г. Паустовского
62)Согласные звонкие и глухие 1
63)Графика. Алфавит 1
64)Описание предмета 1 РР. «Моя любимая игрушка»
65)Обозначение мягкости согласных с помощью ь 2
66)Двойная роль букв е, ё, ю, я 2
67)Орфоэпия 1
68)Фонетический разбор слова 1
69)Повторение 2
70)Описание предметов, изображенных на картине И. И. Машкова «Клубника и белый кувшин» (Р) 2
71)Контрольный диктант 2
ЛЕКСИКА (11 ч + 2 рр)
72)Слово и его лексическое значение 2
73)Однозначные и многозначные слова 2
74)Прямое и переносное значение слов 1
75)Омонимы 1
76)Синонимы 2
77)Сочинение по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь»
78)Антонимы 1
79)Повторение 1
80)Изложение «Первый снег» 1
81)Контрольный диктант 1
МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ (24 ч + 4 рр)
82)Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов 1
83)Окончание 1
84)Основа 1
85)Сочинение «Один из удачно проведенных вечеров…»
86)Корень слова 2
87)Рассуждение (рр) 1
88)Суффикс 3
89)Приставка 1
90)Закрепление пройденного 1
91)Выборочное изложение «Последний лист орешника» (рр) 1
92)Чередование звуков 1
93)Беглые гласные 1
94)Варианты морфем 1
95)Морфемный разбор слова 1
96)Правописание гласных и согласных в приставках 1
97)Буквы з и с на конце приставок 2
98)Буквы о – а в корне -лаг- – -лож- 1
99)Буквы о – а в корне -раст- – -рос- 1
100)Буквы ё – о после шипящих в корне 1
101)Буквы и – ы после ц 1
102)Повторение 1 Свободный диктант.
103)Сочинение. Описание картины Н. П. Кончаловского «Сирень» 1 РР. сочинение-описание по картине П. П. Кончаловского «Сирень».
104)Контрольный диктант 2
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ.
105)Самостоятельные и служебные части речи 1
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (24 ч + 4 рр)
106)Имя существительное как часть речи 2
107)Доказательства в рассуждении 1 РР. Сочинение. Тема на выбор
108)Имена существительные одушевленные и неодушевленные 1
109)Имена существительные собственные и нарицательные 1
110)Сжатое изложение 1 РР. Сжатое изложение «Перо и чернильница»
111)Морфологический разбор имени существительного 1
112)Род имен существительных 1 Словарный диктант
113)Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа 1
114)Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа 1
115)Три склонения имен существительных 1
116)Падеж имен существительных 1
117)Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе 3
118)Изложение 1 РР. Изложение
119)Множественное число имен существительных 3
120)Правописание о – е после шипящих и ц в окончаниях существительных 1
121)Написание о – е в существительных после шипящих и ц 1
122)Повторение пройденного 1
123)Сочинение по картине Г. Г. Нисского «Февраль. Подмосковье». (Элементы рассуждения в написании) 1 РР. Сочинение по картине Г. Г. Нисского «Февраль. Подмосковье»
124)Систематизация и обобщение знаний по теме «Имя существительное» 3 Тест «Имя существительное»
125)Контрольный диктант 2 «О ПОЧТЕ»
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (13 ч + 3 рр)
126)Имя прилагательное как часть речи 4
127)Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных 3
128)Окончания имен прилагательных после шипящих
и ц 1
129)Описание животного. Изложение 1 РР. изложение по рассказу А. И. Куприна «Ю-ю»
130)Полная и краткая форма имен прилагательных 2
131)Сочинение-описание животного по картине А. Н. Комарова «Заяц на дереве» 1 РР. Сочинение-описание животного по картине А. Н. Комарова «Заяц на дереве»
132)Морфологический разбор имени прилагательного 1
133)Обобщение изученного по теме 1 Тест «Имя прилагательное»
134)Сочинение-описание животного на основе личных впечатлений 1 РР. Сочинение-описание животного на основе личных впечатлений
135)Контрольный диктант 1
ГЛАГОЛ (37 ч + 4 рр)
136)Глагол как часть речи 1
137)Не с глаголами 2
138)Устный рассказ по сюжету датского художника Х. Бидструпа»(рр)1
139)Неопределенная форма глагола 3
140)Правописание -тся и -ться в глаголах 3
141)Контрольный диктант 2
142)Виды глагола 2
143)Буквы е – и в корнях с чередованием 2
144)Невыдуманный рассказ (о себе) (рр) 2
145)Время глагола 1
146)Прошедшее время 1
147)Настоящее время 1
148)Будущее время 1
149)Спряжение глагола. Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием 2
150)Правописание безударных личных окончаний глаголов 4
151)Морфологический разбор глагола 1
152)Правописание ь в глаголах 2-го лица единственного числа 2
153)Употребление времен 1
154)Закрепление изученного по теме 2 Тест-опрос по теме «Глагол».
155)Сочинение-рассказ по рисунку О. В. Попович «Не взяли на рыбалку» (рр) 2
156)Закрепление изученного по теме 3 Тест «Глагол»
157)Урок-зачет по теме «Глагол»
158)Контрольный диктант 2
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО (11 ч + 2 рр)
169)Разделы науки о языке 1
160)Орфограммы в приставках и корнях слов 1
161)Орфограммы в окончаниях слов 2
162)Употребление букв ъ и ь. Раздельные написания 2
163)Знаки препинания в простом и сложном предложении 2
164)Сжатое изложение 2 РР «Весна»
165)Контрольный диктант 2
166)Резервный урок 1 Итоговый тест
Перечень учебно-методического обеспечения
1. программа общеобразовательных учреждений «Русский язык» под редакцией М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шаинского, 10-е издание, Москва, «Просвещение» 2009.
2. Русский язык. 5 класс : Учеб. для общеобразоват. учреждений/ (Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др).- 37-е изд. - М. : Просвещение, 2010.- 317с.
3. Русский язык. 5 класс : поурочные планы по учебнику Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др. авт. -сост. И. В. Карасева
4. Тестовые задания по проверке знаний учащихся по русскому языку : 5 класс. - 2-е изд., испр. -М. : ТЦ «Сфера», 1998.-96с.
5. Дидактические материалы по русскому языку : 5 кл. : кн. для учителя/ Л. А. Тростенцова, М. М. Стракевич. - 4-е изд. – М. : Просвещение, 2008.- 128с.