МААМ-картинки

Рабочая программа «Приобщение к миру природы»

Нина Заблоцкая
Рабочая программа «Приобщение к миру природы»

Пояснительная записка

Основой для разработки рабочей программы «Приобщение к миру природы» стали:

Программа воспитания и обучения детей в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н. Е Вераксы. М. : Мозаика – Синтез, 2010г

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 .10.2013 г.

СанПиН 2.4.1.2660 – 13

Программа разработана для детей 3 -7лет

Публикация «Рабочая программа „Приобщение к миру природы“» размещена в разделах

Содержание программы направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, ознакомление с природой вообще и природой родного края; обучение приёмам работы в исследовательской деятельности; развитие индивидуальных возможностей и способностей каждого ребёнка.

Для реализации рабочей программы используются учебно - методический комплект, включающий в себя:

Программа воспитания и обучения детей в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н. Е Вераксы. М. : Мозаика – Синтез, 2010г;

О. А. Солменникова «Занятия по формированию экологических представлений»;

С. Н. Николаева «Ознакомление дошкольников с неживой природой»»

О. А. Скоролупова «Занятия с детьми дошкольного возраста по темам: «Зима», «Весна», «Осень»;

Конспекты занятий по ознакомлению с природой родного края;

Конспекты занятий с использованием исследовательской деятельности.

Количество занятий в каждой группе – 9, один раз в неделю. Во второй младшей группе продолжительность занятия – 15 минут, в средней 0 20 минут, в старшей группе – 25 минут, в подготовительной группе – 30 минут.

Цель рабочей программы

помощь ребенку в осознании себя как активного субъекта природы,формировать представление о взаимосвязи живой и неживой природы.

Задачи :

развивать познавательный интерес к природе, желание активно изучать природный мир;

обогащать представление детей о природе края, его природных зонах, многообразии природного мира, причинах природных явлений, особенностях животных и растений, о взаимодействии человека и природы;

воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, эстетические чувства, связанные с красотой природного мира.

Предлагаемая программа представляет собой цикл занятий по развитию экологических знаний у детей 3-7 лет и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы, об особенностях природы родного края.

Количество занятий по учебной программе составляет 1 занятие в месяц

Вторая младшая группа –продолжительность занятия 15 минут, средняя группа-20 минут, старшая группа – 25 минут, подготовительная группа – 30 минут согласно с нормами Сан Пин. Также программа включает в себя перспективный план наблюдений, экологических игр, труда в природе и исследовательской деятельности расписанный по временам года и диагностическое обследование детей по выявлению уровня ЗУН (знаний, умений, навыков) на начало и конец учебного года.

ПРИНЦИПЫ

1. Принцип систематичности и последовательности.

Предполагает усвоение материала в определённом порядке, системе: доступность и привлекательность необходимой информации. «Всё должно вестись в неразрывной последовательности так, чтобы всё сегодняшнее закрепляло вчерашнее и пролагало дорогу для завтрашнего» (Я. А. Коменский). Весь материал составляет систему в перспективном планировании и конспектах.

2.Принцип сочетания научности и доступности.

Сущность состоит в том, чтобы ребёнок усваивал реальные знания, правильно отражающие действительность. Тогда в дальнейшем они составят основу соответствующих научных понятий.

Через принцип научности раскрывается перед детьми картина развития мира, изменение изучаемых объектов. Обращается внимание на наиболее важные стороны процесса их развития, зависимость от внешних условий, места, времени.

3. Принцип интеграции – определяет глубину взаимосвязи и взаимопроникновения разных видов образовательных областей и деятельности детей.

Образовательная область «Познавательное развитие» в частности «Приобщение к миру природы» интегрируется со следующими :образовательными областями: физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.

4.Принцип природосообразности – учитывает возрастные и индивидуальные особенности, задатки, возможности обучающихся при включении их в разные виды деятельности.

Педагогический процесс организуется как процесс, поддерживающий и укрепляющий здоровье воспитанников, способствующий созданию здорового образа жизни. Строится соответственно возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников.

5.Принцип наглядности.

Просматривается при проведении наблюдений в природе, за трудом взрослых… Принцип наглядности реализуется с помощью пособий и развивающей среды. Он соответствует основным формам мышления дошкольника: наглядно-действенное; наглядно-образное.

Реальные предметы и наглядные образы способствуют правильной организации мыслительной деятельности ребёнка, обеспечивают понимание и прочное запоминание.

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ

Метод интерактивной игры.

Понятие «интерактивный» означает возможность взаимодействовать, вести беседу, диалог с кем-либо. Под интерактивной игрой мы понимаем не просто взаимодействие дошкольников друг с другом и педагогом, а совместно организованную деятельность познавательной направленности. В такой игре дети узнают новое, учатся понимать себя и других, приобретают собственный опыт.

Наглядный метод.

С помощью этого метода организована на занятиях познавательная и практическая деятельность. Это даёт возможность ребёнку всматриваться в явления окружающего мира, выделять в них существенное, основное, замечать происходящие изменения, устанавливать причины, делать выводы.

b]Словесные методы. [/b]

Словесные методы и приёмы позволяют в кратчайший срок передать детям информацию, поставить перед ними учебную задачу, указать пути её решения. Они сочетаются с наглядными, игровыми, практическими методами, делая последние более результативными.

Практические методы.

Практические методы придают практический характер познавательным занятиям. Они направлены на реальное преобразование вещей, в ходе которых ребёнок познаёт свойства, качества, признаки, связи, недоступные непосредственному восприятию.

Например, с помощью несложных опытов дети осознают свойства дерева, глины, бумаги, воды…

Упражнения, опыты, экспериментирование, проектная деятельность.

В системе познавательного развития детей входят опыты и экспериментирование. В ходе опытов и экспериментов ребёнок воздействует на объект с целью познания его свойств, связей и т. п.

Задачи области «Приобщение к миру природы» во второй младшей группе

Знакомство с комнатными растениями.

знакомство с некоторыми растениями данной местности: с деревьями, цветущими травянистыми растениями, животными, живущими на Кубани, а так же насекомыми.

развитие интереса к миру природы;

развитие умений правильно взаимодействовать с природой;

формирование представлений о причинно-следственных связях внутри

природного комплекса;

развитие эмоционально-доброжелательного отношения к живым объектам природы в процессе общения с ними

развитие осознанного отношения к себе, как к активному субъекту окружающего мира

формирование привычки рационально использовать природные ресурсы.

Расширение представлений детей о растениях, животных, птицах;

Развитие умения отличать и называть по внешнему виду: овощи, фрукты, ягоды;

Планируемые результаты

Имеет представления о домашних и некоторых диких животных. Знает, какую пользу домашние животные приносят человеку;

Различает и называет некоторые растения ближайшего окружения;

Знает и называет характерные признаки отдельных овощей и фруктов;

Имеет элементарные представления о свойствах воды, песка и глины;

Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе.

Знает названия некоторых растений данной местности, животных и насекомых.

Занятия длятся 15 мин.

1 раз в месяц

Всего 9 занятий в году

1ч. 35мин. в год.

Учебно-тематическое планирование

2 младшая

Сентябрь

1.«Овощи с огорода»

Учить детей различать по внешнему виду и вкусу и называть овощи. Расширять представления о выращивании овощных культур. Вызвать желание участвовать в инсценировке русской народной сказки «Репка»

О. А. Соломен-никова «Занятия по формированию элементарных экологических представлений во второй младшей группе»

Октябрь

2.«Домик за забором»

Познакомить детей со свойствами песка : сухой – сыплется, мокрый – лепится; из мокрого песка можно делать постройки. Учить лепить из песка забор. Конспект педагога.

Ноябрь

3.«Животные лесных зон Кубани»

Расширять представления о диких животных (3-4 вида, характерных для данной местности). Воспитывать любовь к природе родного края.

Конспект педагога

Декабрь

4. «В январе, в январе, много снега во дворе…»

Уточнять знания детей о зимних явлениях природы. Формировать эстетическое отношение к окружающей природе. Обогащать и активизировать словарный запас.

О. А. Соломен-никова «Занятия по формированию элементарных экологических представлений во второй младшей группе»

Январь

5.«Подкормим птиц зимой»

Закреплять знания детей о зимних явлениях природы. Показать детям кормушку для птиц. Формировать желание подкармливать птиц зимой.

О. А. Соломен-никова «Занятия по формированию элементарных экологических представлений во второй младшей группе»

Февраль

6.«Уход за комнатным растением»

Расширять представления детей о комнатных растениях. Закреплять умение поливать растения из лейки. Учить протирать листья влажной тряпкой. Поддерживать интерес к комнатным растениям и желание ухаживать за ними.

О. А. Соломен-никова «Занятия по формированию элементарных экологических представлений во второй младшей группе»

Март

7. Растения нашего города»»

Знакомить с некоторыми растениями данной местности: с деревьями, цветущими травянистыми растениями (2-3 вида)

Конспект педагога.

Апрель

8. «Прогулка по весеннему лесу»

Знакомить детей с характерными особенностями весенней погоды. Расширять представления о лесных растениях и животных. Формировать элементарные представления о простейших связях в природе.

О. А. Соломенникова

«Занятия по формированию элементарных экологических представлений во второй младшей группе»

Май

9. «Дорожка из камешков»

Познакомить детей со свойствами камня: тяжёлый, лёгкий; большой, маленький; стучит громко, тихо; камни твёрдые. Подвести детей к пониманию того, что из камней можно делать постройки.

Конспект педагога

Публикации по теме:

Компетенция в разработке программы педагогической деятельности и принятия педагогических решений Каковы основания Вашего выбора рабочей программы? На основании какой основной общеобразовательной программы ДОО и какого (-их) УМК она составлена?.

Реализация ФГОС дошкольного образования Уважаемые коллеги! В этом году я прошла курсы повышения квалификации и переподготовки работников образования по дополнительной профессиональной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа «Приобщение к миру природы»
Опубликовано: 24 февраля 2015 в 18:26
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД