Получи документы

Рабочая программа «Развитие психомоторики и сенсорных процессов у дошкольников с ООП»

Нина Васильевна Шефер
Рабочая программа «Развитие психомоторики и сенсорных процессов у дошкольников с ООП»

Рабочая программа

«Развитие психомоторики и сенсорных процессов у детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями»

1. Цель программы

Данная программа нацелена на коррекцию (ослабление или исправление) имеющихся отклонений в развитии ребенка.

Публикация «Рабочая программа „Развитие психомоторики и сенсорных процессов у дошкольников с ООП“» размещена в разделах

Программа построена с учетом специфических особенностей познавательной и эмоционально-волевой сферы деятельности дошкольников с ООП, их потенциальных возможностей.

Курс занятий имеет коррекционную направленность, которая реализуется через организацию предметно-практической, музыкально-ритмической, изобразительной деятельности, конструирование, различного рода упражнений и игр, данные занятия предназначены исключительно для тех детей, которые имеют недостаточное развития перцептивной (сенсорной) сферы.

Программой предусматриваются разные формы проведения занятий: индивидуально или в небольших подгруппах (два — четыре ребенка) сменного состава.

Задачи программы

В процессе занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов необходимо добиваться решения конкретных задач:

- Развивать на основе всех органов чувств восприятие явлений и объектов окружающей действительности;

- Развивать полноценное восприятие формы, конструкции, величины, цвета, их положение в пространстве;

- Развивать пространственно-временных ориентировок;

- Развивать слухоголосовых координаций;

- Развивать способности эстетически воспринимать окружающий мир в своем многообразии свойств и признаков его объектов;

- Развивать сенсорно-перцептивную деятельность;

-Развивать соответствующую терминологию через обогащение словарного запаса;

- Развивать моторику через зрительно-двигательную координацию;

- Развивать целенаправленность движения и действий;

- Развивать языковые средства общения для приобретения новых знаний, умений и навыков;

- Развивать положительное отношение ребенка к занятиям;

- Развивать собственную активность;

- Развивать устойчивость мотивации к выполнению заданий;

- Развивать планирование и контроль деятельности;

- Развивать способность применять полученные знания для решения новых аналогичных задач.

- Развивать зрительное восприятие;

- Развивать зрительное и слуховое внимание;

- Развивать вербальные и невербальные коммуникативные навыки.

Основные формы коррекционного обучения:

- практическая работа

- ролевые игры

- дидактические игры

Обучающиеся должны знать и уметь:

- Сохранять равновесие в течение не менее 6-8 секунд.

- Выполнять поочередно каждой ногой движения по словесной инструкции.

- Выполнять поочередно каждой рукой движения по словесной инструкции.

- Срисовывать простые геометрические фигуры, пересекающиеся линии, буквы, цифры,

- Узнавать знакомые предметы на ощупь (расческа, зубная щетка, ластик, ложка, ключ).

- Узнавать на ощупь объемных (шар, куб) и плоскостных (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник) геометрических фигур.

- Раскладывать в ряд 7 карточек одного цвета, но разных оттенков: от самого темного до самого светлого.

- Называть и показывать все цвета спектра, называть не менее 3-х оттенков цвета.

- Группировать геометрические фигуры с учетом формы.

- Раскладывать в порядке убывающей (возрастающей) величины 10 палочек.

- Узнавать и называть реалистичные изображения (10 изображений).

- Узнавать контурные изображения (5 изображений).

- Узнавать зашумленные и наложенные изображения (5изображений).

- Выделять буквы и цифры (10, написанных разным шрифтом, перевернутых.

- Воспроизводить несложные ритмические рисунки.

- Определять на слух реальные шумы и звуки: шуршание газеты, плач ребенка, звуки падающей воды из крана, стук молотка и т. д.

- Показывать и называть предметы, которые на таблице изображены слева, справа, внизу, вверху, в центре, в правом верхнем углу и т. д.

- Определять расположения предметов в пространстве (над - под, на – за, перед – возле, сверху – снизу, выше – ниже)

- Выкладывать по образцу из 10 счетных палочек.

- Знать части суток, дни недели, месяц, время года.

Тематический план.

№ Название темы Общее количество занятий

Развитие моторики, графомоторных навыков

1. Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий 2

2. Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (бросание в цель) 1

3. Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (повороты, перестроения) 1

4. Формирование чувств равновесия («дорожка следов») 1

5. Развитие согласованности действий и движений разных частей тела (повороты с движением рук, ходьба с изменением направления и т. д.) 2

6. Развитие мелкой моторики пальцев рук. Пальчиковая гимнастика 2

7. Развитие навыков владения письменными принадлежностями (карандашом, ручкой) 2

8. Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему) и штриховка 2

9. Развитие координации движений руки и глаза (завязывание шнурков, нанизывание бус) 1

10. Работа в технике рваной аппликации. 1

11. Сгибание бумаги. Вырезание ножницами прямых полос. 1

Тактильно-двигательное восприятие

12. Определение на ощупь величины предмета (большой – маленький – самый маленький) Дидактическая игра «Чудесный мешочек». 1

13. Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов. 1

14. Упражнения в раскатывании пластилина. Лепка «Угощение». 1

15. Игры с крупной мозаикой. 1

Кинестетическое и кинетическое развитие

16. Формирование ощущений от различных поз тела, вербализация собственных ощущений. Дидактическая игра «Море волнуется». 1

17. Движения и позы верхних и нижних конечностей (сенсорная тропа для ног, «акробаты», имитация ветра) 1

18. Движения и позы головы по показу, вербализация собственных ощущений. 1

19. Выразительность движений. Имитация движений (оркестр, повадки зверей) 1

Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов

20. Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) 2

21. Выделение формы предмета, обозначение формы предмета словом. 2

22. Группировка предметов и их изображений по форме (по показу: круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные) 1

23. Дидактическая игра «К каждой фигуре подбери предметы, похожие по форме» 1

24. Восприятие формы: «Составление целого из частей» (на разрезном материале) 2

25. Определение направления звука в пространстве:

Дидактическая игра «Догадайся, откуда звук?» (справа, слева, сзади, спереди) 1

26. Нахождение отличий на наглядном материале (сравнение двух картинок) 1

27. Ориентировка на листе бумаги (выделение всех углов) 1

28. Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Что изменилось?» 1

29 Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции) 1

30 Определение направления звука в пространстве (справа, слева, спереди, сзади) Д/И «Догадайся, откуда звук» 1

31 Ориентировка в пространстве (в помещении и на улице, вербализация пространственных отношений с использованием предлогов 1

32 Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений 1

33 Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение двух картинок) Тренировка зрительной памяти. Д/И «Что изменилось» 2

34 Тактильно-двигательное восприятие: Игры с сюжетной мозаикой 1

35 Движения и позы верхних и нижних конечностей (упражнения по инструкции педагога) 1

36 Узнавание предмета по его отдельным частям. Дорисовывание незаконченных изображений знакомых предметов. 1

37 Восприятие формы: «Составление целого из частей» (на разрезном материале) 2

38 Игры с мелкой мозаикой 1

39 Развитие слухомоторной координации. Д/И «Запрещенный звук» 1

4о Ориентировка на листе бумаги (выделение всех углов) 2

41 Составление предмета или целостной конструкции из мелких деталей (пазлы, настольный лего) 2

Контроль

за уровнем овладения учебным материалом отслеживается по таблице, содержащей следующие критерии

Критерии:

0 - учебная мотивация не сформирована;

1 - учебные навыки сформированы частично;

2 - учебные навыки в основном сформированы, но необходима помощь;

а) организующая;

б) направляющая;

в) разъясняющая;

г) стимулирующая

д) все виды помощи.

3 – учебные навыки сформированы до уровня самостоятельного выполнения задания.

Учебно – методическое обеспечение: Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова Развитие сенсорной сферы детей. М. «Просвещение» 2009год

Публикации по теме:

Из опыта работы по теме «Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством дидактических игр»Из опыта работы по теме «Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством дидактических игр» Дидактическая игра - одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Дидактические игры способствуют формированию у детей.

Консультация для педагогов «Развитие фонематических процессов у детей со стертой дизартрией»Консультация для педагогов «Развитие фонематических процессов у детей со стертой дизартрией» Цель: познакомить педагогов с понятием «фонематические процессы» у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Педагогов, родителей.

Рабочая программа по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» подготовительная группа 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» является компонентом содержательного.

Рабочая программа по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» вторая младшая группа Рабочая программа 2 младшей группы по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» на 2018-2019 учебный год (на основе.

Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие» вторая младшая группа Рабочая программа 2 младшей группы по образовательной области «Познавательное развитие» на 2018-2019 учебный год (на основе комплексной.

Рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие» для второй младшей группы Рабочая программа 2 младшей группы по образовательной области «Речевое развитие» на 2018-2019 учебный год (на основе комплексной образовательной.

Рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе Содержание раздела «Речевое развитие» 1 Пояснительная записка 2 Тематический план 3 Требования к результатам освоения рабочей программы.

Рабочая программа по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Рабочая программа 2 младшей группы по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» на 2018-2019 учебный год (на основе комплексной.

Рабочая программа воспитателя по формированию основ безопасности у дошкольников 3–5 лет «Моя безопасность» Пояснительная записка • дошкольной образовательной организации обязательная и первоочередная задача взрослых (педагогов и родителей) состоит.

Рабочая программа второй младшей группы по образовательной области «Речевое развитие» Рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие» является компонентом содержательного раздела основной общеобразовательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа «Развитие психомоторики и сенсорных процессов у дошкольников с ООП»
Опубликовано: 23 декабря 2019 в 16:30
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД