Любовь Васильева
Консультация для педагогов «Развитие фонематических процессов у детей со стертой дизартрией»
Цель: познакомить педагогов с понятием «фонематические процессы» у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Педагогов, родителей часто волнует вопрос: «Почему ребенок, обладающий красивой, правильной речью, пишет с ошибками? Он, что, не слышит?» Спешу вас огорчить, что при нормальном физиологическом слухе у ребенка нарушены фонематические процессы.
Ребенок, который не обладает хорошим фонематическим слухом, будет делать ошибки. И мы, педагоги, заинтересованы в том, чтобы сделать ребенка счастливым и успешным, научив его слышать звуки, выделять их в потоке речи и правильно говорить и писать.
Публикация «Консультация для педагогов „Развитие фонематических процессов у детей со стертой дизартрией“» размещена в разделах
- Дизартрия
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2019
Что входит в понятие фонематические процессы?
Попробуем сделать экскурс в историю.
До 60-х годов XX века в методике обучения русского языка понятием звуковой анализ характеризовали два направления: наличие или отсутствие данного звука в слове, а так же понимали линейную последовательность звуков в слове. Но так как первое направление характеризовало устную речь, а второе – письменную, то в методике существовала путаница.
В 60-е годы Д. Б. Эльконин разграничил эти два понятия, первому дал название фонематический слух, а второму фонематическое восприятие.
Фонематический слух-умение слышать и различать звуки родного языка в потоке речи в различном линейном порядке (вдох – вход, сон – нос); в словах близких по звучанию, но разных по смыслу (мишка – миска, угол-уголь, коса-коза, мак-маг).
Фонематический слух, являясь частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами, которые хранятся в памяти человека упорядоченно – «в решётке фонем».
Фонематическое восприятие – искусственный звуковой анализ, который лежит в основе овладения процессом обучения грамоте.
Фонематические представления - это сохранившиеся в сознании образы звуковых оболочек слов, которые образовались на основе предшествовавших им ранее восприятий этих слов (И. М. Онищенко).
Уже в 1874 году Э. Вернике было установлено, что в коре головного мозга в левом полушарии, на границе височной и теменной долей, имеется зона сенсорной речи. При её поражении человек слышит слова, но не понимает их смысла, так как в ней хранятся звуковые образы слов. Фонематические процессы осуществляются за счет сложной аналитико-синтетической деятельности мозга.
Аспекты, на которые оказывает влияние фонематический слух:
1. Общеречевое развитие ребенка: усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции, дикции.
2. Выработка орфографических навыков.
3. Овладение операциями звукового анализа и синтеза.
4. Овладение чтением.
5. Успешность обучения грамоте.
Фонематическое развитие происходит бурно, постоянно опережая артикуляционные возможности ребёнка, что и служит основой совершенствования произношения. К концу второго года жизни, если ребенок понимает речь, то пользуется фонематическим слухом в полной мере и воспринимает все звуки родного языка.
Д. Б. Эльконин выделил три операции, характерные для фонематического восприятия:
• умение определять наличие или отсутствие звука в слове,
• умение определять место положения звука в слове,
• умение определять последовательность звуков и их количество.
Позже Д. Б. Эльконин выделил из фонематического восприятия фонемный анализ, включающий:
1. Выяснение порядка следования фонем в слове.
2. Установление различительной функции фонем.
3. Выделение основных фонематических противопоставлений, свойственных данному языку.
Именно этот ученый доказал, что прежде, чем обучать ребенка письменной речи, необходимо обучить его навыкам фонемного анализа.
Ошибки, возникающие из-за несформированности фонематического слуха:
1. Смешение звуков:
- звонкие- глухие (блакала – плакала, дом-том);
- свистящие – шипящие (чаши – часы);
- твердые – мягкие (ягоди – ягоды);
- сонорные (тли – три);
- аффрикаты (чветы – цветы).
2. Перестановка и включение отдельных звуков (наушинки – наушники, нулжа – лужа, мотацикл-мотанцикл-монтанцикл).
З. Пропуск гласных и согласных звуков, пропуск звуков при стечении нескольких согласных (день – днь, пень-пнь, межу – между, латочка – ласточка, мотацикл-моцикл).
4. Пропуск слогов, безударных частей слова, лишние слоги (метает – подметает, тишинына – тишина).
5. Замена звуков (табака, фабака – собака, Фириус-Сириус, идют – идёт, сяпка-шапка).
6. Недописывание слов (кошк – кошка).
7. Обозначение мягкости при помощи Ь (василки – васильки, уголки-угольки).
8. Ошибки при чтении:
- пропуск букв, слогов, предлогов;
- замена и перестановка букв, слогов;
- «застревание» на какой-либо букве, слоге, слове.
Восприятие звуков речи и их воспроизведение – это два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса. Чтобы овладеть правильным произношением, ребенок должен четко и правильно воспринимать звуки речи на слух, иметь достаточно подготовленный для их произнесения артикуляторный аппарат, в результате работы которого образуются единицы данной языковой системы. Реализация этого процесса у детей со стертой дизартрией имеет свои особенности.
По мнению Лопатиной, у дошкольников со стертой дизартрией существование нечетких артикуляторных образов приводит к стиранию граней между слуховыми дифференциальными признаками звуков.
Речедвигательный анализатор играет тормозящую роль в процессе восприятия устной речи, создавая вторичные осложнения в слуховой дифференциации звуков.
Отсутствие четкого слухового восприятия и контроля способствует стойкому сохранению звукопроизносительных дефектов в речи.
Одним из основных симптомов речевого дефекта при стертой дизартрии являются фонетические нарушения, которые часто сопровождаются недоразвитием лексико-грамматического строя речи.
С большим трудом нарушения фонетической стороны речи поддаются коррекции, отрицательно влияют на формирование фонематического, лексического и грамматического компонентов речевой функциональной системы, вызывая вторичные отклонения в их развитии.
Нарушение моторики органов артикуляции оказывает отрицательное влияние на формирование фонематического слуха. Нарушения этого первого звена препятствуют полноценному усвоению в процессе обучения умственных операций, составляющих фонематическое восприятие. В связи с этим не формируются фонематические представления, умения и навыки осуществлять фонематический анализ в умственном плане.
Нарушение взаимодействия между слуховым и речедвигательным аппаратом ведет к недостаточному овладению звуковым составом слова, а это, отрицательно сказывается на процессах овладения письмом и чтением.
Исправление недостатков звукопроизношения у детей заключается в постановке и автоматизации звуков и одновременном развитии фонематического восприятия.
Без полноценного восприятия фонем, без четкого их различения невозможно и их правильное произношение.
Работа по развитию фонематических процессов начинается с развития слухового внимания и слуховой памяти. Неумение слушать речь окружающих является одной из причин неправильного звукопроизношения. Ребенок должен приобрести умение сравнивать собственную речь с речью окружающих и контролировать свое произношение.
Дети дошкольного возраста со стертой дизартрией нуждаются в целенаправленных логопедических занятиях по формированию фонетического и лексико-грамматического строя речи. Такие занятия должны отличаться строгой систематичностью и проводиться не реже 2 раз в неделю. Постановка звуков, автоматизация и дифференциация осуществляется на индивидуальных занятиях.
Таким образом, основным симптомом речевого дефекта при стертой дизартрии являются фонетические нарушения, которые часто сопровождаются недоразвитием лексико-грамматического строя речи.
Нарушения фонетической стороны речи, отрицательно влияют на формирование фонематического, лексического и грамматического компонентов речи. Своевременная коррекция нарушений речевого развития является необходимым условием психологической готовности детей к усвоению школьных знаний.
Литература:
1. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей. - М. : АСТ: Астрель, 2007. - 331c.
2. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. - М. : Детство-Пресс, 1961. - 472с.
3. Горчакова А. М. Формирование фонематических процессов //Логопедия, №1-2, 2003, с. 28-30.