Елена Владимировна Коновалова
Опыт работы по теме «Развитие фонематических процессов, навыков звукового и слогового анализа и синтеза у детей 6–7 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Важным условием воспитания личности дошкольника и его социальной адаптации является развитие правильной речи. Чем правильнее и богаче речь детей, тем больше возможностей в познании окружающего, развитии свободного общения с взрослыми и детьми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Публикация «Опыт работы по теме „Развитие фонематических процессов, навыков звукового и слогового анализа и синтеза у детей 6–7 лет“» размещена в разделах
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Опыт работы, практика
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
Умение слышать каждый отдельный звук в слове, четко отделять его от стоящего рядом, знать из каких звуков состоит слово, то есть уметь анализировать звуковой состав слова, является главной предпосылкой при обучении грамоте. Обязательное условие успешного обучения грамоте и письму - формирование фонематического восприятия и развитие навыков звукового анализа.
Актуальность работы по развитию фонематических процессов, навыков звукового и слогового анализа и синтеза у старших дошкольников обусловлена федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, и входит в содержание образовательной области «Речевое развитие».
Кроме того одним из критериев социально – нормативных возрастных характеристик возможных достижений ребёнка на этапе завершения дошкольного образования является достаточно хорошее владение речью, построение речевого высказывания в ситуации общения, умение выделять звуки в словах. Анализ состояния работы в группе в данном направлении показал, что 15% детей испытывают трудности в дифференциации фонем, 23% дошкольников при проведении звукового анализа и синтеза.
Поэтому работе по развитию фонематического слуха и формированию звуковой аналитико-синтетической активности я отвожу особое внимание, так как она является одной из ведущих направлений в подготовке детей к обучению в школе, залогом успешного становления учебной деятельности.
Мною была определена цель и сформулированы задачи работы с дошкольниками.
Цель моей работы : создание и реализация комплекса психолого-педагогических условий, методов воздействия на личность ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей, направленных на развитие фонематических процессов у старших дошкольников.
Для достижения цели мною были определены задачи:
1. Определить педагогические условия развития фонематических процессов у старших дошкольников;
2. Пополнить предметно – пространственную развивающую среду дидактическими играми, упражнениями, способствующими развитию фонематического восприятия, фонематических процессов;
3. Организовать взаимодействие всех участников образовательных отношений (педагогов, детей, родителей);
4. Способствовать развитию фонематических процессов через использование заданий в форме игр, игровых упражнений.
Выстраивая систему работы в данном направлении, мною были определены основные направления деятельности:
- взаимодействие с детьми;
- взаимодействие со взрослыми (педагогами, родителями);
- организация предметно – пространственной развивающей среды;
- самостоятельная детская деятельность.
Основными формами работы с детьми являются занятия. Подготовка к занятию требует тщательного отбора содержания и подбора дидактического материала.
Учитывая, что игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, на занятиях по развитию фонематического анализа и синтеза использую различные игровые задания и упражнения. Это способствует поддержанию устойчивого интереса детей к занятию, гармоничному развитию у них психических процессов, личностных черт, интеллекта. Игровые упражнения делают занятия интересными, эмоциональными.
В рамках методического объединения воспитателей мною было подготовлено и проведено открытое занятие «Делу время – потехе час» (приложение 1).
Мною разработана и реализуется дополнительная образовательная программа «Учимся читать». Данная программа предусматривает подготовку к обучению чтению, знакомство с буквами как знаками известных им звуков, способствует развитию фонематического слуха, отчётливому и правильному произношению слов, слогов и звуков речи (приложение 2).
При организации индивидуальной работы с детьми использую рабочую тетрадь "Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников. ФГОС" Нищеева Н. В.
Данный вид деятельности предполагает работу по развитию фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников, что позволяет создать необходимые предпосылки для обучения детей грамоте и помогает предотвратить возможные нарушения при формировании в дальнейшем письменной речи.
При составлении загадок, обучению пересказу, рассказывании сказок я использую метод наглядного моделирования, который дает возможность ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст, научиться практическим действиям с ними). Модели артикуляции звуков облегчают усвоение сложного материала по фонетике, служат дополнительной опорой для автоматизации и дифференциации звуков (приложение 3).
Играя, ребёнок использует приобретённые ранее знания в новых обстоятельствах, решает разнообразные мыслительные задачи: даёт характеристику звукам речи; сравнивает их по акустико-артикуляционным признакам, делает звуковой анализ слов.
С целью привлечения педагогов к совместной работе по развитию фонематических процессов дошкольников мною был организован семинар –практикум, где я выступила с докладом «Использование игровых технологий в развитии фонематических процессов и навыков звукового анализа синтеза у старших дошкольников». Тематика семинара была направлена на повышение уровня не только теоретической, но в первую очередь практической подготовки воспитателей, совершенствование практических навыков, необходимых в работе по ознакомлению детей дошкольного возраста с операциями звукового анализа (приложение 4).
Совместная деятельность детей и взрослых включает в себя не только сотрудничество с педагогами, но также взаимодействие с родителями.
Работу с родителями организую в следующих формах:
-беседы;
-консультации на темы: «Развитие навыка звукового анализа слова», «Как обучают детей звуковому анализу слов»;
-дни открытых дверей, с целью ознакомления, с работой воспитателя по данной теме;
-совместные досуги и праздники (приложение 5)
Одним из эффективных методов при формировании у дошкольников фонематических процессов, является метод проектов. Совместно с родителями мы разработали и реализовали познавательно – исследовательский проект «Волшебный мир звуков» (Приложение 6).
Использование современных игровых образовательных технологий даёт возможность сделать этот процесс увлекательным и интересным.
Успешное осуществление вышеперечисленных форм работы с детьми невозможно без организации правильной и соответствующей возрастным особенностям предметно-пространственной развивающей среды.
Оснащение предметно-развивающей среды в целях раннего развития фонематических процессов, навыка слогового анализа и синтеза подразумевает :
-подбор стихотворений, чистоговорок, скороговорок;
-создание лэпбуков, картотеки словесных игр, артикуляционной гимнастики, пальчиковых игр;
- подбор и изготовление дидактических игр на развитие фонематических процессов.
В уголке речевого развития представлены пособия на развитие фонематического слуха и восприятия; развитие дыхания; артикуляционной моторики; правильного звукопроизношения; обогащение словаря; звукового анализа и синтеза слогов и слов (приложение 6).
-наборы и комплекты предметных картинок на автоматизацию и дифференциацию звуков в слогах, словах, предложениях;
-игрушки и тренажеры для развития дыхания;
-предметные и сюжетные картинки по лексическим темам;
-настольно-печатные дидактически игры «Кто кричит, что звучит», «Читаем сами», лото, домино по лексическим темам;
-картотека артикуляционных упражнений в картинках и сказках;
-картотека словесных игр
Огромное значение в организации работы по развитию фонематических процессов и навыков звукового анализа слова играет лэпбуки. Лэпбук - это не только интересное и полезное, но и универсальное пособие. В нем представлены игры и упражнения, нацеленные не только на автоматизацию звуков, но и задания для развития фонематического слуха, звукового анализа и синтеза, просодической стороны речи, грамматики. Вся работа с лэпбуком способствует обогащению словарного запаса, развитию мышления, зрительного восприятия, памяти, внимания, мелкой моторики. Более того работа с лэпбуком позволяет ребёнку находить информацию самостоятельно (приложение 7).
Таким образом, систематическая и планомерная работа по данной проблеме, а также использование разнообразных форм и методов, игровых педагогических технологий, проектной деятельности помогает развивать у дошкольников фонематические процессы и восприятие. Успешное обучение письму и чтению напрямую зависит от развития фонематических процессов.