Лучший педагог года

Консультация для воспитателей ДОУ «Этапы работы по развитию фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза»

Ирина Мосейчук
Консультация для воспитателей ДОУ «Этапы работы по развитию фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза»

Этапы работы по развитию фонематического восприятия и формированию навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста.

[/b]

Цели консультации:

• Выяснить что такое фонематический слух, фонематическое восприятие.

• Раскрыть роль фонематических процессов в коррекции звукопроизношения и подготовки к обучению грамоте.

Публикация «Консультация для воспитателей ДОУ „Этапы работы по развитию фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза“» размещена в разделах

• Познакомить воспитателей с играми по формированию навыков звукового анализа и синтеза.

Актуальность

У многих детей в силу разных объективных причин к 6 годам оказывается несформированным осознанное отношение к звуковой стороне языка. Поэтому работа по перемещению внимания ребёнка со смысла речи на её звуковой состав имеет важное значение.

Нас окружает мир, полный разных удивительных звуков. Всё, что мы слышим, и всё, что мы произносим,- это звуки. Очень важно, что бы ребёнок ориентировался в звуковом строе речи.

Это необходимо для:

Обучения чтению

При чтении детей, у которых не сформирован звуковой анализ и синтез, характерны:

-трудности слияния звуков в слоги и слова, взаимные замены фонетически или артикуляционно-близких согласных звуков: свистящих - шипящих, твердых – мягких, звонких – глухих (каска-кашка, помощь-помочь, жевать-зевать, мыл – мил, мел - мель);

-искажение слоговой структуры слов (поправился вместо переправился, операция вместо операционная, вынула вместо вытянула,

-побуквенное чтение (К,А,Ш,А,

-нарушение понимания прочитанного,

-слишком медленный темп чтения,

-«угадывающее чтение».

Обучения грамотному письму в школе.

При письме детей, у которых не сформирован звуковой анализ, характерны:

-замены – звуков: свистящих - шипящих, звонких – глухих, мягких – твердых, и пр. ;

- искажение слоговой структуры слов – перестановки, пропуски, добавления слогов, раздельное написание частей слова и слитное двух слов.

Изучения родного языка

Звуковой анализ – это:

Последовательное выделение отдельных звуков в слове;

Определение порядка звуков в слове;

Различение звуков по их качественным характеристикам

(гласный-согласный, твёрдый – мягкий. звонкий-глухой).

Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребенок воспринимает слово глобально, ориентируясь только на его смысловую сторону, и не воспринимает сторону фонетическую, то есть последовательность звуков его составляющих.

Работа по развитию фонематического восприятия начинается с воспитания слухового внимания. Эту работу можно проводить, используя простейшие для восприятия звуки - неречевые. Это звучание музыкальных инструментов, звуки, издаваемые игрушками, любые бытовые шумы и звуки. «Часовой» - ребенок с завязанными глазами определяет направление шума от передвижения детей. Услышав шорох, кричит: «Стой!». Часовой идет на звук и старается отыскать, кто шумел. «Жмурки с голосом». Водящему завязывают глаза. Он должен поймать кого-нибудь из бегающих детей. Дети лают, кричат петухом, кукушкой. Водящий, поймавший кого-нибудь, по голосу узнает, кого именно поймал он. «Тихо — громко». Педагог стучит в бубен тихо, потом громко, потом очень громко. Соответственно звучанию ребенок выполняет разные движения. Например, под тихий звук идет на носочках, под громкий — полным шагом, под более громкий — бежит. А теперь самое время поменяться ролями, верно?

«Продавец и покупатель». Для этой игры потребуются коробочки из-под киндер-сюрприза. Вначале две, затем больше. Содержимое — различные крупы. Можно взять горох, он перекатывается в коробке громко, и сахар, шуршащий тихо. Покупатель просит продать ему сахар, а продавец предлагает угадать, в какой из коробочек он находится. Коробочки не открываются, а просто встряхиваются.

«Узнай по звуку». Играющие становятся спиной к ведущему, который производит разные шумы: перелистывает книгу, рвет или мнет лист бумаги, ударяет предметом о предмет, подметает, режет. Играющие на слух определяют природу звука.

«Найди игрушку». Ребенок отворачивается, взрослый прячет игрушку. Малыш должен найти ее, ориентируясь на громкость хлопков взрослого: чем ближе к игрушке, тем сильнее хлопки. Соответственно, чем дальше от игрушки, тем тише хлопки взрослого.

Следующим этапом развития фонематического восприятия является развитие фонематического слуха.

Этапы формирования навыков звукового анализа:

Первый этап

Формирование звукового анализа с опорой на вспомогательные средства (картинки, схемы, фишки). Мы более подробно рассмотрим первый этап так как именно этот этап мы помогаем детям пройти успешно. У детей формируют умения:

o различать изученные звуки;

o знать гласные звуки первого ряда и звук И;

o знать изученные согласные звуки и их акустико-артикуляционные признаки (твердость – мягкость, звонкость – глухость);

o выделять любой из изученных звуков в составе односложных слов (рак, двусложных (лапа, трехсложных (малина);

o определять местоположение звука (в начале, в середине, в конце слова);

o определять линейную последовательность звуков в слове;

o определять количество звуков в слове.

Второй этап

Формирование звукового анализа в речевом плане (сначала с использованием картинки, затем без предъявления неё). Это уже конец подготовительной группы.

Третий этап

Формирование звукового анализа в умственном плане (не называя слова) Собственно письмо.

Как обучают детей звуковому анализу слов?

Обучение детей звуковому анализу в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами.

При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, определение места звука в слове (звуковую последовательность).

Детям предлагается собственноручно изображать кружками звуковой состав слога (позже - слово) под кружками. Для детей такой подход гораздо более эффективен, нежели манипулирование готовыми кружками и буквами разрезной азбуки (которая тем не менее используется для разнообразия методов выполнения одних и тех же заданий). Собственноручное написание слогов и слов дает ребенку дополнительные возможности увидеть и кинестетически ощутить графические изображения выделяемых звуков.

Формирование навыков звукового анализа и синтеза осуществляется в принятой в современной логопедии последовательности:

выделение в словах первого гласного звука; узнавание по беззвучной артикуляции гласных звуков. Гласный звук выделяем на основе звукоподражаний с использованием картинок, моделей артикуляции звуков. Например: девочка плачет: (а-о-о); волк воет (у-у-у); болит зуб (о-о-о). Обращаем внимание на положение губ (раскрыты, вытянуты кружочком, вытянуты трубочкой, растянуты в улыбку и т. д.). Сначала гласный звук в словах произносим с интонированием, затем с естественной артикуляцией и интонацией.

анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков;

определение последнего гласного звука в словах;

определение первого и последнего гласного звука в словах;

определение наличия либо отсутствия в словах звука;

определение первого согласного звука в словах;

определение последнего согласного звука в словах;

определение гласного звука в середине односложных слов;

синтез односложных слов, состоящих из трех звуков;

определение позиции согласного звука в словах;

определение количества слогов в словах;

Игры, задания и упражнения, направленные на анализ, восприятие и различение речевых звуков.

«Выдели звук» - первый ударный гласный звук в слове.

Цель: определить первый звук в словах (с опорой на картинки);

Выделение начального гласного в безударной позиции (с опорой на картинки). Выделение гласного звука в середине слова (с опорой на зеркало).

«Загадки» - отгадать загадку и определить первый звук в слове-отгадке;

«Поезд» - подобрать для поездки в поезде предметы или картинки на определенный гласный звук;

«Кружки» - выложить на стол столько красных кружков, сколько гласных звуков произнес логопед

Узнавание согласного в слове (хлопнуть в ладоши на определенный звук).

Узнавать слова, в которых пропал первый или последний звук:

Дифференциация слогов, слов, отличающихся одним звуком (выделить лишний слог, показать нужную картинку: сок-сор; кол-гол … Выделить слог, слово с заданным звуком отхлопываем или повторяем, например: игры «Поймай звук», «Запомни и назови!».

• определение наличия звука в звуковом, слоговом ряду;

• определение места звука в ряду (в начале, в середине, в конце);

• определение последовательности звуков в ряду;

• воспроизведение артикуляции и самих звуков, произнесенных логопедом с использованием экрана, на слух с закрытыми глазами;

«Кто больше». Рассматривая вместе с ребенком картинки в книге, предлагаем ему найти среди них те, в названиях которых есть звук [р] (звук [с] и другие). За каждое названное слово дается поощрительное очко. Помогите ребенку, если он затрудняется, назовите несколько слов сами, выделяя заданный звук голосом, увеличивая длительность его произнесения;

определение количество слогов в названных словах. Поднять соответствующую цифру (1, 2, 3, 4). Слова предлагаются различной слоговой структуры;

Игры и задания, направленные на развитие восприятия звуков речи, слов близких по звуковому составу; различение слогов; различение фонем. На первом этапе дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу.

Игра «Нелепица» - педагог называет картинку то правильно, то неправильно;

«Найди нужную картинку»- называются слова, сходные по звучанию;

«Выбери похожие слова» с использованием картинок-карточек;

На втором этапе ребенка учат различать слоги.

«Рассели картинки по домикам». На доске — домики одно-, двух-, трех-, четырехэтажные. Дети по количеству слогов расселяют картинки в домики;

«Поезд». Детям предлагается макет поезда: паровоза и трех вагонов с цифрами 1, 2, 3. В первом вагоне «размещаются» слова-картинки из одного слога, во втором — из двух, в третьем — из трех слогов.

«Красный — белый». Для игры нужно приготовить два кружка (например, красный и белый). Взрослый предлагает ребенку внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть условленный звук ([л], [ш], например). Если в предлагаемом слове заданный звук есть, ребенок поднимает красный кружок, если нет — белый.

«Разложи картинки в два ряда» (картинки разной слоговой структуры);

выделить первый слог из названий картинок, записать его, объединить слоги в слово или предложение и прочитать:

• определить пропущенный слог в названии картинки:. ва, до. га,ра. та;

• составить слово из слогов, данных в беспорядке: та, ка, пус; воз, ро, па; ка, мор;

• повторить слово или предложение, произнесенное по слогам: малъ-чи-ки иг-ра-ют в фут-бол;

«Поймай рыбку». Для этой игры нужна магнитная удочка. Это обычная палочка с привязанным к ней на ниточке магнитиком. На картинки из любого детского лото надеваются скрепки. Ребенок «вылавливает» удочкой разные картинки, называет их, определяя наличие или отсутствие в их названиях звука, выбранного заранее. Это могут быть [ж], [д], [к] и другие звуки. Можно усложнить игру, попросив определить место заданного звука в названии картинки. Так, в слове «самокат» [с] слышится в начале слова, в слове «весы» — в середине, а в слове «лес» — в конце. Выделить из предложений слова, состоящие из двух или трех слогов;

• по сюжетной картинке назвать слова из одного, двух, трех слогов;

• придумать слова с двумя или тремя слогами;

«Кто внимательнее». Взрослый показывает картинки и называет их. Ребенок внимательно вслушивается и отгадывает, какой общий звук встречается во всех названных словах. Например, в словах коза, медуза, роза, незабудка, стрекоза общий звук [з]. Не забудьте, что произносить этот звук в словах нужно длительно, выделяя его голосом, насколько это возможно;придумать слово с определенным слогом в начале слова, например со слогом СА:

• придумать слово с определенным слогом в конце слова, например со слогом на;

• определить количество слогов в названиях картинок;

• поднять цифру (1, 2, 3) в соответствии с количеством слогов в названии картинки;

• по сюжетной картинке назвать слово из одного, двух или трех слогов;

• составить слоги из букв разрезной азбуки: са, та, ка, на и т. д. ;

• изменить порядок звуков в слоге. Назвать полученный слот. Логопед читает слог. Дети воспроизводят звуки слога в обратной последовательности. Например: ку-ук, на-ан и т. д. ;

• составить из букв разрезной азбуки пары слогов, состоящих из одинаковых звуков: мо-ом, ша-аш ит. д. ;

«Отстукивание слогов». Педагог напоминает ребенку, что каждое слово можно «отстучать» или «отхлопать» по количеству слогов: МА-ШИ-НА, БА-РА- БАЛ, ДОМ. Затем водящий громко и отчетливо называет слово. Играющий в бубен или в ладоши отхлопывает это слово. Если ребенок затрудняется, нужно «отстучать» слово вместе с ним;

«Цепочки слов». Эта игра — аналог всем известных «городов». Заключается она в том, что на последний звук заданного предыдущим игроком слова игрок последующий придумывает свое слово. Образуется цепочка слов: аист — тарелка — арбуз. Вспомнили?

«Звенит-жужжит». Выбирается водящий. Он предлагает играющим задумать слова со звуками [з] и [ж]. Затем следует просьба произнести задуманные слова по очереди. Если в слове есть [з], ведущий констатирует: «Звенит». Если присутствует [ж]: «Жужжит»;

• записать только слоги, начинающиеся с гласного звука; оканчивающиеся гласным звуком.

Так как фонематическое восприятие — это умственное действие по дифференциации фонем и установлению звукового состава слова, то на третьем этапе - формирование фонематического восприятия, вводятся упражнения на формирование звукового анализа и синтеза, и можно рекомендовать следующие упражнения:

• анализ прямых и обратных слогов (например, ам, ом и т. д.);

• узнавание звука на фоне слова в начале (в позиции под ударением, в безударной позиции, середине и конце слова.

Определение ударного гласного звука в начале слова проводится в трех вариантах: на слух, после произнесения слова ребенком, на основе слухопроизносительных представлений (например, по заданию подобрать картинку к соответствующему звуку).

Игры, задания и упражнения направленные на развитие фонематического восприятия и анализа отдельных звуков.

«Разложи картинки»: в два столбика (звук в начале слова, звук в конце слова); в три столбика (звук в начале, в середине, в конце слова).

Игра с мячом «Закончи слово» слогом с заданным звуком;

Выделение заданного звука из предложения с использованием схемы и кружка.

«Подбери к картинке букву». Ребенок подбирает к картинке букву, которая соответствует первому звуку слова (предлагаемые картинки: облако, уши, ива);

Игра в лото. Предлагаются карточки с картинками, называется слово. Ребенок закрывает картинку той буквой, с которой начинается слово. Например, картинка с изображением астры закрывается буквой А;

подбор названий животных, птиц, насекомых, посуды, овощей, фруктов, цветов, деревьев и т. д., которые начинаются на заданный звук:

• выбрать только те предметные картинки, названия которых начинаются с заданного звука;

• по сюжетной картинке назови слова, которые начинаются с данного звука.

Упражнение «Скажи наоборот». Например: кость — гость, сайка — зайка, цвет — свет;

лото «Необычные цветы». На доску прикрепляется контур цветка с прорезями для лепестков и лепестки с изображениями различных предметов. Из предложенных лепестков дети выбирают только те предметные изображения, названия которых начинаются с заданного звука, и прикрепляют их к контуру цветка.

При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, определение места звука в слове (звуковую последовательность).

Это то, что касается звукового анализа. Теперь о звуковом синтезе. Синтез – это соединение частей в целое, а звуковой синтез – соединение звуков в слова. Звуковой синтез лежит в основе процесса чтения.

Прочитать слово – значит по сочетанию отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, синтезировать их так, чтобы они составили реальное, «живое» слово. Полноценный синтез возможен только на основе анализа звуковой структуры слов.

При нарушении синтеза ребенок не в состоянии из ряда звуков составить слово. К примеру, на вопрос взрослого: - Какое слово получится, если соединить звуки К, О, Р, М? Ребенок отвечает РОМА.

При нарушении формирования звукового анализа и синтеза возможно побуквенное чтение, т. е. вместо звука произносится буква (не м, н, в, а мэ, нэ, вэ). Дети читают: ам – амэ, вы – вэы и т. д. Побуквенное чтение в норме возможно до того момента, пока взрослый не объяснит ребенку, как читать правильно, т. е. 1-2 занятия.

Развитый фонематический слух является основой для развития правильного произношения, обучения грамоте и развития монологической речи.

Таким образом, во избежание трудностей обучения в школе необходимо развивать навыки звукового анализа и синтеза в дошкольном образовательном учреждении.

Публикации по теме:

Логопедическая игра для развития и совершенствования фонематического анализа и синтеза, слогового анализа и синтезаЛогопедическая игра для развития и совершенствования фонематического анализа и синтеза, слогового анализа и синтеза Автор: Алексюк Лидия Владимировна, учитель-логопед Организация: МБДОУ д/с № 50 Населенный пункт: г. Новороссийск Материал игры может быть.

Дидактический материал для навыков звукового анализа и синтеза на этапах автоматизации и дифференциации поставленных звуков Для развития речи необходим определенный уровень развития слуха, как физического, так и фонематического. Фонематический слух - способность.

Формирование у дошкольников навыков звукового анализа и синтеза слов на материале рабочих тетрадей «Где звук живет?» Проблема формирования фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи является актуальной, так как развитие фонематических.

Игры и упражнения для формирования навыков звукового анализа у детей с нарушениями речи Одной из важнейших задач при подготовке к школе является формирование у детей звукового анализа и синтеза, т. к. его несформированность влечет.

Конспект НОД по развитию фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза «Звук [п]» Тема: Звук { п }. Цели: - коррекционно-образовательные: Продолжать знакомить детей со звуком { п }; учить определять позицию звука { п.

Консультация для родителей «Развитие навыков звукового анализа и синтеза» РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА Анализ - это процесс расчленения целого на части, а также установление связей, отношений между.

Консультация для родителей «Развитие навыков звукового анализа и Синтеза» Консультация для родителей «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА» Анализ - это процесс расчленения целого на части, а также установление.

Упражнения для развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа Упражнение 1. На столе перед ребенком несколько звучащих игрушек: бубен, губная гармошка, колокольчик, погремушка и т. п. Педагог предлагает.

В помощь родителям. Игры, способствующие развитию фонематического восприятия и навыков звукового анализа В ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ Игры способствующие развитию фонематического восприятия и навыков звукового анализа Современная школа требует от детей.

Занятие по формированию навыков звукового анализа и синтеза, дифференциации свистящих и шипящих посредством игр Воскобовича "Малыш Гео в цирке" Цель: развивать внимание, память, логическое и творческое мышление, воображение, мелкую моторику рук, ориентировку в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей ДОУ «Этапы работы по развитию фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза»
Опубликовано: 19 февраля 2019 в 12:11
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД