Юлия Рабина
Подгрупповое занятие «Звук [К]» по формированию навыка звукового анализа и синтеза в старшей группе для детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Знакомство со звуком «К».
Задачи:
Закрепление правильного произношения звука [К] с использованием элементов логоритмики.
Формирование умения выделять заданный звук в слове и определять его позицию
Расширение словарного запаса;
Развитие ритмической способности детей
Развитие просодической стороны речи (умение развивать силу голоса)
Воспитательные задачи:
воспитывать умение действовать по инструкции логопеда;
воспитывать умение работать в коллективе;
воспитывать ответственное отношение к выполнению задания.
Оборудование:
Публикация «Подгрупповое занятие „Звук [К]“ по формированию навыка звукового анализа и синтеза в старшей группе для детей с ОНР» размещена в разделах
- Буквы К, Г и звуки [К], [Г]. Конспекты занятий
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Старшая группа
- Темочки
Удочки и картинки с рыбками, карточки с картинками (ответы на загадки) для звукового анализа, магнитофонная запись: «Любитель-рыболов», «Аквариум» муз. К. Сен-Санса, шум моря, пароходный гудок, мягкая игрушка рыбка.
Ход занятия
1. Оргмомент:
Дети заходят в зал под музыку. Маршируют по кругу.
Логопед: Добрый день ребята. Садитесь на коврики, сегодня с вами мы попадем в гости к морским и речным обитателям рыбкам. Посмотрите, какая у меня в руках красивая рыбка. Она принесла нам на спине новый звук [к], с которым мы познакомимся. Но для начала давайте превратимся в маленьких шустрых рыбок.
2. Представьте, что вы рыбки и не можете говорить, но зато можете хорошо двигать губами, и так общаться друг с другом:
Речевая разминка: Дети выполняют артикуляционные упражнения (по инструкции логопеда). Упражнения: «трубочка», «заборчик», «хоботок», «накажем непослушный язычок», «Часики», «Качели», «Почистим зубки», «Катушечка».
3. Логопед: А теперь давайте потренируем наш голосок:
Дети выполняют упражнения речедвигательной ритмики на закрепление гласных звуков
(А, О, У, Э, Ы)
4. Логопед: помните, как покачивается корабль на волнах, сейчас мы с вами отправимся в путешествие на быстроходном корабле. А заодно познакомимся с нашим новым звуком [к]
Дети делают логоритмические упражнения, произнося звук [к]. И. П. Руки согнуты в локтях, локти подняты, кисти рук сжаты в кулаки на уровне ключиц. Перед воспроизведением сгруппироваться: кулаки прижать к груди, локти вывести вперед, опустить голову и подогнуть колени. При произнесении [к] одновременно резко запрокинуть голову, локти отодвинуть назад, прыгнуть назад.
Логопед: представим, что мы плывем по тихому спокойному морю (дети произносят слоги: Ка-ка-ка, сопровождая логоритмическими движениями. Далее подул ветер: слоги: ку-ку-ку (голос сильный, далее слоги (кы-кы-кы, (ко-ко-ко).
5. Логопед: итак, мы плывем в море и океане, а давайте наловим рыбы: пусть каждый возьмет удочку и посмотрим, кто, какую рыбу поймает.
Дети хором повторяют чистоговорку
Ка-ка-ка, ка-ка-ка —
Есть улов у рыбака.
Ко-ко-ко, ко-ко-ко —
Рыба ловится легко.
(дети ловят рыб, логопед называет их, дети повторяют: перечень слов. Окунь, карась, уклейка, кашалот, рыба-камень, камбала, кальмар, + картинки с предметами (бутылка, ведерко, копейка, блокнот)
6. Физкультминутка под музыку: Аквариум Сен-САнса:
«Рыбки весело резвятся
В чистой тёпленькой реке.
То согнутся, разогнутся,
То зароются в песке».
7. Логопед: Давайте повторим название рыб, которые вы запомнили:
(дети повторяют, сопровождая слова со звуком [К] движениями. (резкое движение локтями назад на уровне талии)
Логопед: Мы с вами наловили рыбки, но пушистый кот захотел у нас эту рыбку съесть. Чтобы получить назад рыбку, нужно нашу кошку задобрить и отгадать загадки.
Логопед раздает детям картинки: дети отгадывают загадки, каждый ребенок показывает нужную картинку и определяет, где находится звук [к] в слове.
Загадки:
Что это у Галочки?
Ниточка на палочке,
Палочка в руке,
Ниточка в руке.
(Удочка)
Вверх-вниз, вверх-вниз,
Кататься хочешь —
На нас садись.
(Качели)
Говорит она беззвучно,
Но понятно и не скучно!
Ты беседуй чаще с ней,
Станешь вчетверо умней.
(Книга)
С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живет под крылечком,
А хвост — колечком.
(Собака)
Закутан ребенок в сто пеленок.
(Капуста)
В тёмном уголке живёт,
Шёлковую нить плетёт,
Он тайком сюда забрался,
Строить новый дом собрался. (Паук)
Туки-туки —
Перестуки,
Если взял
Меня ты в руки,
Так не бей же
Как попало,
Чтоб по пальцу
Не попало. (молоток)
Дети определяют, в какой части слова слышится звук [К]. Затем проговаривают названия картинок в линейной последовательности с движениями речевой ритмики на звук [К]
8. А теперь на нашем корабле настала ночь.
Игра на развитие зрительного внимания: День ночь. Угадать, какой картинки не стало.
9. Пальчиковая гимнастика:
Рыбка
Рыбка плавает в водице,
Рыбке весело играть.
Рыбка, рыбка озорница,
Мы хотим тебя поймать
Рыбка спинку изогнула,
Крошку хлебную взяла,
Рыбка хвостиком махнула,
Рыбка быстро уплыла.
10. Автоматизация звуков в предложениях. А теперь пусть каждый возьмет одну карточку и составит со словом предложение. Ребенок произносит предложение. Затем предложение произносится хором.
11. Итог занятия:
Логопед: С каким звуком мы сегодня познакомились?
Давайте вспомним, как мы плыли на корабле. Нам пора в обратный путь.
(Произнесение слоговых цепочек: кА-ко-ку-кы.)
Что больше всего понравилось на занятии?