Татьяна Диомидова
Особенности формирования фонематических процессов у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Аннотация. В данной статье описываются особенности формирования фонематических процессов у детей дошкольного возраста с ОНР, рассказывается насколько развитие фонематики влияет на формирование речи ребёнка и является необходимым условием для обучения дошкольников грамоте.
Ключевые слова: речевой слух, фонематический слух, фонематическое восприятие, звуковой анализ.
Публикация «Особенности формирования фонематических процессов у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
Человек с самого рождения существует в постоянном окружении многообразных звуков. Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребёнка общение со взрослыми, помогает ориентироваться в окружающей среде, обмениваться опытом игровой и трудовой деятельности. В звуковой культуре речи выделяют два раздела: культуру речепроизношения и речевой слух. Звуковая речь обуславливается нашим слухом: без слуха мы не могли бы ни воспринимать звучащую речь, ни воспроизводить её. Слух органически связан с голосом и артикуляцией. Под воздействием речи слух формируется и совершенствуется, как фонематический слух. Чтобы понимать речь окружающих, надо соотносить каждое слово с определённым содержанием. Основой для формирования фонематического слуха является бессознательный анализ речи окружающих его людей. Как указывает Л. В. Бондарко, если бы фонематический слух не формировался достаточно рано, ребенок не мог бы понимать обращенную к нему речь окружающих его взрослых. «Узнать слово – значит узнать, из каких фонем оно состоит, и в какой последовательности они в нем звучат»[2].
Таким образом, в процессе восприятия детьми речи и усвоения произносительных навыков ведущая роль принадлежит слуховому анализатору, который, взаимодействуя с речедвигательным анализатором, направляет и контролирует работу речевых органов. Речевой слух —является объемным понятием, включающим такие компоненты, как слуховое внимание, звуковысотный слух,восприятие темпа речи и громкости голоса,ритмический слух,фонематический слух. Развитый речевой слух включает в себя и хороший фонематический слух, определение которого встречается в работах Б. Г. Ананьева, 1996; М. Ф. Фомичевой, 1997; А. В. Семенович, 2004; А. Р. Лурия, 1998; Л. Ф. Спировой, А. В. Ястребовой, 1976 и др. По мнению этих авторов, фонематический слух - это умение дифференцировать все звуки родного языка. Сформированность фонематического слуха является необходимым условием обучения детей умению производить звуковой анализ слов и подготовки их к овладению чтением и письмом.
В шестидесятых годах XX века Д. Б. Эльконин предложил ввести для обозначения этих двух видов звукового анализа новые различные термины – «фонематический слух» и «фонематическое восприятие».
Все специалисты, занимающиеся вопросами обучения грамоте, единодушно подчеркивают, что для овладения грамотой необходимо, чтобы ребенок не только правильно слышал и произносил отдельные слова и звуки, в них содержащиеся, но и имел четкое представление о звуковом составе языка (слов) и умел бы анализировать звуковой состав слова. Умение слышать каждый отдельный звук в слове, четко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте. Опираясь на весь предшествующий путь фонематического развития, обучение грамоте является более высоким этапом в этом развитии. Дети с общим недоразвитием речи из-за недостаточного развития фонематических процессов, входят в группу риска по дислексии и дисграфии. Они плохо справляются со звуковым анализом слов, поэтому имеют затруднения при овладении чтением и допускают грубые ошибки на письме, что является причиной их неуспеваемости. При подобных нарушениях речи требуется постоянное внимание и помощь родителей, педагогов и логопеда. Все недостатки фонематических процессов важно устранить еще в дошкольном возрасте, так как они могут перейти в стойкий сложный для корректировки дефект, такой как дисграфия и дислексия. Для того, чтобы не допустить описанных выше нарушений у детей с ОНР необходимо провести тщательную коррекционно-логопедическую работу по развитию фонематических процессов.
Этапы формирования фонематических процессов :
Работа по формированию фонематического слуха в самом начале осуществляется на материале неречевых звуков. На этом этапе мы развивем слуховую память и слуховое внимание. В процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. (Игры «Тишина», «Угадайка», "Чудо звуки","Постучалки". "Шумящие коробочки". "Жмурки", "Колокольчик", "Угадай чей голос".
Игры на развитие чувства ритма осуществляются по двум направлениям. Первое напрвление опирается на внутренний ритм организма (ритм дыхания, ритм сердца, пульса). Второе направление ориентируется на внешний ритм, где движения можно выполнять под счёт, варьировать темп, громкость. Отстукивать ритм правой рукой, левой рукой, обеими. Эти этапы являются предпосылкой формирования фонематического слуха.
Следующей ступенью является умение различать звуки по силе, тембру, высоте. В работе с дошкольниками нам помогут такие игры, как "Узнай свой голос", "Угадай голоса животных", «Громко-тихо».
Затем мы предлагаем детям научиться дифференцировать сходные по звучанию слова ( игры:«Слушай и выбирай», «Верно-неверно», различать слоги ( игры:«Похлопаем», «Какой слог лишний?») и формировать навыки анализа и синтеза ( игры: «Сколько звуков», «Отгадай слово»).
Следует отметить, что каждый этап коррекционно-логопедической работы важен, в формировании фонематических процессов. Каждый предыдущий этап является базовым для следующего. В случае не усвоения материала, на каком- либо этапе, необходимо его повторить. Так как все этапы между собой тесно взаимосвязаны, игры на развитие фонематических процессов хорошо повлияют на динамику развития детей в целом и станут основой для подготовки к обучению грамоте.
Таким образом, хорошо сформированный фонематический и фонетический слух, фонематическое восприятие, наличие элементарных навыков звукового анализа, правильное произношение всех звуков родного языка являются необходимыми составляющими звуковой культуры речи и условиями для обучения дошкольников грамоте.
Список литературы.
1. Алтухова Н. Г. «Научитесь слышать звуки.»- М., 1986. с. 132)
2. Бондарко Л. В. Фонетическое описание языка и фонологическое описание речи. – Л. : Изд-во ЛГУ, 1989. – 198 с.
3. Семенович А. В. «Нейропсихологическая коррекция в детском саду».-М. Генезис, 2007. - 98с
5. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии: Учебное пособие для студентов пед ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)». – М. : просвещение, 1989. – 223с.