Лучший педагог года

Коррекционно-педагогические условия формирования связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи

Валентина Петровна Козулина
Коррекционно-педагогические условия формирования связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи

КОРРЕКЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР

Аннотация. Дети старшего дошкольного возраста с ОНР имеют значительные проблемы в формировании связной монологической речи, при этом ее коррекция многоаспектна и достаточно затруднительна. Речевая деятельность детей с ОНР ограничена, что доставляет им определенный дискомфорт. Процесс формирования связной монологической речи необходим для полноценного социального взаимодействия детей и их усвоения социального опыта. При этом коррекционная работа по формированию связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста происходит на фонематическом, звукобуквенном, лексическом и грамматическом уровнях

Публикация «Коррекционно-педагогические условия формирования связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи» размещена в разделах

Ключевые слова: связная монологическая речь, ОНР, речевая деятельность, коррекционная работа.

Связная монологическая речь у детей старшего дошкольного возраста с ОНР представляется достаточно ограниченной, что является определенным препятствием в познании мира, получении адекватного социального опыта, в налаживании контактов и в удовлетворении личностных потребностей. Это обуславливается ограниченностью речевого фактора этих детей. В исследованиях установлено, что дети дошкольного возраста с ОНР могут иметь отклонения не только в активной речевой деятельности, но также и в понимании обращенной речи, в определении тех или иных грамматических форм. При этом важно понимать, что понимание речи особенно зависит от уровня сформированности речи собственной. То есть, ребенок понимает чужую речь тем хуже, чем хуже он сам ее произносит [Жаренкова, 1961].

Важно иметь ввиду, что при наличии каких-либо отклонений вторичного характера в развитии ведущих психических процессов могут происходить дополнительные сложности в овладении связной монологической речью дошкольниками с ОНР.

В свою очередь, формирование способности к построению связной монологической речи означает использование достаточно широкого ряда речевых и познавательных возможностей старших дошкольников, совершенствуя их [Гвоздарев, 2007].

Формирование связной монологической речи у детей 6 лет с ОНР позиционирует один из этапов системы коррекционно-развивающего процесса [Ефименкова, 2005]. В аспекте формирования связной грамматической речи предлагается производить формирование лексико- грамматического компонента, что включает обучение разворачиванию высказывания, а также переходу от односложных предложений к сложносоставным и прочее [Воробьевa, 2006; Спирова, 2014; Шаховская, 2009].

Развитие связной монологической речи у детей c ОНР, как правило, происходит в течении простых творческих занятий, на коррекционных занятиях. При том, в этом процессе могут участвовать не только коррекционные педагоги, воспитатели, но и также родители. Они должны быть включены в сам процесс, который является непрерывным по своему характеру. То есть, развитие речи происходит во всех сферах жизнедеятельности старшего дошкольника. По сути, это очень долгий процесс, требующий постоянного вовлечения не только самого ребенка, но и взрослых.

Как правило, план коррекционной работы c детьми старшего дошкольного возраста с ОНР по формированию связной монологической речи строится следующим образом: прежде всего происходит формирование полноценных процессов фонематической направленности, далее – формирование представлений о звукобуквенном словарном составе, коррекционная работа над дефектами произношения при их наличии, формирование словарного запаса (понимание лексического и грамматического значений слов, привитие навыков правильного построения предложения, интонационное оформление предложения, обучение различным видам повествования и пересказа, обучение навыкам самостоятельного рассказа.

Задачей логопеда представляется, прежде всего, деятельность, направленная на то, чтобы учить ребенка верно начинать вступление своего рассказа, активно его передавать, логически и последовательно строя мысль.

Необходимость логической последовательности рассказа старшего дошкольников с ОНР, как правило, вызывает большие затруднения. Ребенок еще недостаточно четко выделяет определенные смысловые отношения между частями рассказа, у него отсутствуют навыки для сосредоточения своей мысли в ключевых фразах, что, в свою очередь, и является тем фактором, который способен нарушать логическую последовательность расположения смысловых звеньев в предложении.

Таким образом, необходимо оказывать помощь детям старшего дошкольного возраста с OНP в части качественного овладения языковым материалом, который отражает действительно качественные стороны различных явлений, призванных для качественного обозначения отношения предметов относительно их характер логических данных и причинно-следственных связей.

Логопед, в свою очередь, должен учить старших детей старшего дошкольного возраста с ОНР при формировании связной монологической речи пользоваться словарным материалом, который призван характеризовать уровень обобщений [Баринова, 1991; Воробьева, 2006; Глухов, 2004; Ефименкова, 2005; Львов, 2015; Ткаченко, 2007].

Список использованной литературы

1. Баринова, E.А. Лингвистические основы методики развития связной речи / E.А. Баринова // Развитие речи учащихcя : Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена. – Л., 1991. – Т. 453. – C. 128-156.

2. Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей c системным недоразвитием речи / В. К. Воробьева. – М. : АCT : Астрель: Транзиткнига, 2006.

3. Глухов, В. П. Методика формирования связной речи дошкольников c ОНР / В. П. Глухов. – М. : АРКТИ, 2004. – 240 c.

4. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников / Л. Н. Eфимeнкова. – 2-e изд., перераб. – М. : Просвещение, 2005.

5. Львов, М. Р. Речь младших школьников и пути ее развития / М. Р. Львов. – М. : Просвещение, 2015.

6. Ткаченко, Т. А. Формирование и развитие связной речи у дошкольника 4-6 лет / Т. А. Ткаченко. – М. : Ювента, 2007.

7. Шаховская, C.Н. Развитие речемыслительных способностей детей / C.Н. Шаховская. – М. : Просвещение, 2009.

8. Спирова, Л. Ф. Особенности речевого развития учащихся c тяжелыми нарушениями речи. 1-4 кл. / Л. Ф. Спирова. - Науч. -исслед. ин-т дефектологии АПН СССР. – М. : Педагогика, 2014.

9. Гвоздарев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздарев. – М. : Детство-Пресс, 2007. – 471 c.

Публикации по теме:

Педагогические условия формирования основ социальной компетентности старших дошкольников в игровой деятельности Детские игры и игровая деятельность – явление неоднородное. В педагогике делались неоднократные попытки изучить и описать каждый из видов.

Дифференцированный подход к коррекции нарушения звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи Современный этап развития теории и практики специальной психологии и коррекционной педагогики характеризуется повышенным вниманием к обучению.

Формирование представлений о ЗОЖ у старших дошкольников с общим недоразвитием речи через взаимодействие с семьей За последние 10 лет данные показатели здоровья населения России прогрессивно ухудшаются. Для детей с тяжелыми нарушениями речи проблема.

Формирование синонимии и антонимии у дошкольников с общим недоразвитием речи Учитель — логопед Дудорова Валентина Дмитриевна Формирование синонимии и антонимии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Анализ.

Коррекционно-педагогические условия преодоления акустической дисграфии младших школьников На сегодняшний день одной из наиболее важных проблем, встающих перед общеобразовательной школой, является проблема нарушений письменной.

Логоритмика в комплексе коррекционно-воспитательной работы с детьми, страдающими общим недоразвитием речи Современная модель логопедической ритмики Анализ публикаций показал, что исторически под логопедической ритмикой понималась система двигательных.

Методы и приёмы формирования графомоторных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи Совершенствование графомоторных навыков средствам и комплексного физического воспитания и самомассажа о влиянии физических упражнений на.

Пополнение словаря антонимов у детей-дошкольников с общим недоразвитием речи Пополнение словаря антонимов у детей-дошкольников с общим недоразвитием речиРебенок дошкольного возраста должен овладеть таким словарем,.

Психолого-педагогические условия формирования субъектной позиции у дошкольника .

Речевой материал для логопедической работы по формированию слоговой структуры слов у дошкольников с общим недоразвитием речи Занятия по коррекции слоговой структуры слов требуют использования достаточного большого количества лексического материала. Логопедами Е.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекционно-педагогические условия формирования связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 5 декабря 2018 в 10:21
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД