Папки-передвижки

Логоритмика в комплексе коррекционно-воспитательной работы с детьми, страдающими общим недоразвитием речи

Екатерина Кравцова
Логоритмика в комплексе коррекционно-воспитательной работы с детьми, страдающими общим недоразвитием речи

Современная модель логопедической ритмики

Анализ публикаций показал, что исторически под логопедической ритмикой понималась система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с музыкой и произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков).

Публикация «Логоритмика в комплексе коррекционно-воспитательной работы с детьми, страдающими общим недоразвитием речи» размещена в разделах

В настоящее время логопедическая ритмика рассматривается в специальной литературе как эффективное средство воздействия на многообразные нарушения психомоторных, сенсорных функций у лиц с речевой патологией посредством системы движений в сочетании с музыкой и словом [Волкова, 2003].

Г. А. Волкова, развивая идеи В. А. Гринер и Н. С. Самойленко [1941], рекомендует использовать в логопедической работе по коррекции неречевых и речевых функций следующие средства логопедической ритмики :

• вводные упражнения (ходьба и маршировка в различных упражнениях);

• упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;

• упражнения, регулирующие мышечный тонус;

• упражнения, активизирующие внимание;

• счетные упражнения;

• речевые упражнения без музыкального сопровождения;

• упражнения, формирующие чувство музыкального размера или метра;

• упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;

• ритмические упражнения;

• пение;

• игру на музыкальных инструментах;

• музыкальную самостоятельную деятельность;

• игровую деятельность;

• упражнения для развития творческой инициативы;

• заключительные упражнения.

Автор акцентирует внимание на необходимости подхода к средствам логопедической ритмики как к системе постепенно усложняющихся упражнений, заданий и разнообразных форм работы с ребенком дошкольного возраста с учетом структуры его речевого дефекта.

Структура занятия по логопедической ритмике

При построении занятия по логопедической ритмике учитываются следующие дидактические принципы: научность, наглядность, доступность, поэтапное повышение требований, стимулирование активности и сознательности детей, индивидуальный подход к каждому ребенку. Кроме того, учитывается ряд специальных принципов: связь логопедической ритмики с физическими возможностями детей, ее оздоровительная направленность, связь с основными компонентами музыкальной деятельности с учетом механизмов и структуры нарушения, развития личности ребенка, страдающего речевым нарушением [Волкова, 2003].

Занятия по логопедической ритмике проводятся 1 раз в неделю и находятся в тесной связи с другими средствами комплексного коррекционного воздействия. Их продолжительность составляет 30 – 40 минут в зависимости от возраста детей и этапа логопедической коррекции. Увлекательный сюжетный ход, игровая форма в сочетании с широким использованием наглядного материала стимулируют потребность в общении, развивают речевое подражание, моторику, рождают эмоционально-эстетический отклик. Как правило, в одном занятии сочетаются игры разнообразной направленности, частая смена видов деятельности позволяет поддерживать интерес детей к происходящему, способствует установлению ими причинно-следственных связей между предметами и явлениями действительности. Содержание занятия напрямую связано с изучаемой лексической темой, задачами логопедической коррекции в конкретной возрастной группе, а также с программными требованиями по музыкальному и физическому воспитанию.

1. Эмоциональная мимическая разминка. / Игра на слуховое, зрительное или тактильное восприятие.

2. Игрогимнастика. / Вокальное музицирование. / Речедвигательные игры.

Дыхательно-артикуляционный тренинг, пальчиковая гимнастика, речевые игры, ролевые стихи.

3. Игры, способствующие развитию воображения, творческих способностей (креативный тренинг, формированию навыков анализа и синтеза.

4. Инструментальное музицирование. / Танцевально-ритмические упражнения.

5. Для снятия мышечного и эмоционального напряжения используются релаксационные упражнения, игровой массаж и (или) пальчиковая гимнастика.

6. Подведение итогов и позитивная оценка деятельности каждого из детей.

Элементы эмоционально-волевого тренинга, игрогимнастики могут использоваться на протяжении всего занятия.

Список используемой литературы

1. Бабушкина Р. Л., Кислякова О. М. Логопедическая ритмика : Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи / Под ред. Г. А. Волковой. – СПБ. : КАРО, 2005.

2. Бехтерев В. Н. Основы учения о функциях мозга. СПб. : Изд. Брокгауз-Эфрон, 1903.

3. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. М. : Владос, 2003.

4. Гринер В. А., Самойленко Н. С. Логопедическая ритмика. М. : Учпедгиз. 1941.

5. Жак-Далькроз Э. Ритм, его воспитательное значение для жизни и для искусства: 6 лекций / Пер. Н. Гнесиной. СПб. : Теория и искусство, 1913.

6. Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте / Под ред. В. К. Трутнева, С. С. Ляпидевского; Пер. с чешского. 1962.

7. Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н. Ю. Хрящевой. СПб. : Речь, 2001.

8. Станиславский К. С. Работа актера над собой в творческом процессе переживания. М. : Гослитиздат, 1938.

9. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. М. : Изд. АПН РСФСР, 1947.

10. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. М. : Фиар-Пресс, 2004.

11. Флоренская Ю. А., Гринер В. А. Музические расстройства в процессе обратного развития афазии и их ритмотерапия // Вопросы логопедии. Вып. 4. 1941.

Публикации по теме:

Использование сказок, сказочных сюжетов, героев сказок в работе с детьми с общим недоразвитием речи «Знакомство человека со сказкой начинается с первых лет его жизни. И тогда же, в детстве, прививается любовь к родному слову. Увлекаясь.

Формирование грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи через дидактическую игру Формирование грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи через дидактическую игру. В настоящее время общее недоразвитие.

Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи посредством сказок по методике Л. Б. Фесюковой ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ СКАЗОК ПО МЕТОДИКЕ Л. Б. ФЕСЮКОВОЙ Проблема изучения связной речи.

Использование фонетической ритмики с опорой на резонаторные зоны в работе с детьми с общим недоразвитием речи первого уровня М. И. Клименко, учитель-логопед, МАДОУ ДС №3 «Надежда» г. Благовещенск Использование фонетической ритмики с опорой на резонаторные зоны.

Конспект игротерапии общения с детьми 6–7 лет с общим недоразвитием речи «Детский сад — дом радости» КОНСПЕКТ игротерапии общения с детьми 6-7 лет с общим недоразвитием речи «Детский сад - дом радости Программное содержание: -Поддержание.

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми с общим недоразвитием речи старшей группы «Морские животные» Логопедическая тема: развитие фонематический процессов (анализ и синтез) Лексическая тема: «Морские животные» Цели: Коррекционно-образовательные.

Мастер-класс «Модульное оригами в работе с детьми дошкольного возраста общим недоразвитием речи» Мастер-класс "Модульное оригами в работе с детьми дошкольного возраста общим недоразвитием речи" Подготовила: Ибрагимова Г. М. воспитатель.

Программа логопедической работы по формированию слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи .

Речевой материал для логопедической работы по формированию слоговой структуры слов у дошкольников с общим недоразвитием речи Занятия по коррекции слоговой структуры слов требуют использования достаточного большого количества лексического материала. Логопедами Е.

Сказка, как средство развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи Сказка как средство развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи «Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логоритмика в комплексе коррекционно-воспитательной работы с детьми, страдающими общим недоразвитием речи
Опубликовано: 11 ноября 2018 в 22:27
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД