МААМ-картинки

Программа логопедической работы по формированию слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи

Екатерина Бочкова
Программа логопедической работы по формированию слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи

Данная программа разделена на периоды обучения.

1 период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь).

Фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка, развитие связной речи проводились 3 раза в неделю, индивидуальные занятия – ежедневно.

Содержание логопедических занятий включало в себя:

Публикация «Программа логопедической работы по формированию слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи» размещена в разделах

1. Развитие понимания устной речи – умение вслушиваться в обращенную речь, выделять названия предметов, действий, признаков, понимание обобщающего значения слов.

2. Подготовка к овладению диалогической формой общения.

3. Практическое усвоение некоторых способов словообразования с использованием существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголов с разными приставками (на-, по-, вы-).

4. Усвоение притяжательных местоимений «мой – моя» в сочетании с существительными мужского и женского рода, некоторых форм словоизменения, путем практического овладения существительными единственного и множественного числа, глаголами единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени, существительными в винительном, дательном и творительном падежах (в значении орудийности и средства действия).

5. Преобразование глаголов повелительного наклонения 2-го лица единственного числа в изъявительном наклонении 3-го лица единственного числа настоящего времени (спи – спит). Овладение навыками составления простых предложений по вопросам, демонстрации действий, по картинке, по моделям: им. п. сущ. + согласованный глагол + прямое дополнение (мама + пьет + чай); им. п. сущ. + согласованный глагол + 2 зависимых от глагола существительных в косвенных падежах (мама режет хлеб ножом).

Индивидуальные занятия по произношению планировались ежедневно. В это время осуществлялось:

уточнение произношения простых звуков типа а, у, о, э, и, м, мь, н, нь, п, пь, т, ть, ф, фь, в, вь б, бь;

постановка и первоначальное закрепление отсутствующих звуков;

различение на слух гласных и согласных звуков;

выделение первого ударного слога в слове (Аня, ухо, анализ звуковых сочетаний типа ау, уа.

Отработка звуков проводилась таким образом, чтобы к моменту изучения каждого звука на фронтальном занятии (2 и 3 периоды) все дети умели его правильно артикулировать. Лексический материал насыщался изучаемым звуком.

На индивидуальных и подгрупповых занятиях в первом периоде занимались:

отработкой правильной артикуляции, закреплением и автоматизацией навыков правильного произношения имеющихся в речи детей звуков : а, о, у, и, э, ы, м, мь, н, нь, п, пь, т, ть, к, кь, ф, фь, в, вь, б, бь, д, дь, г, гь;

постановкой отсутствующих звуков (при возможности – одновременная постановка нескольких звуков, относящихся к разным фонетическим группам);

выработкой подвижности органов артикуляционного аппарата, используя различные анализаторы;

различением звуков на слух;

дифференциацией поставленных или сохранных звуков в произношении.

На фронтальных логопедических занятиях :

изучались гласные звуки: а, о, у, и, э, ы;

согласные звуки: п, пь, т, к, кь, ть, ль.

Одновременно проводилась работа по формированию фонематического восприятия.

В ходе констатирующего эксперимента было выявлено, что дети утрированно произносят названные выше звуки, угадывают их по беззвучной артикуляции, воспринимают на слух и определяют в ряду других звуков, удерживают в памяти звуковой ряд из 3-4 гласных звуков. Поэтому, отработка артикуляции согласных звуков сочеталась с формированием умения слышать, выделять слоги с изучаемыми звуками среди других слогов, определять наличие звука в слове. Проводилась работа по запоминанию слоговых рядов и по выделению ударного слога. Детей учили отстукивать ритм, угадывать количество слогов. После этого переходили к анализу и синтезу обратных слогов, образованию и преобразованию слогов (изменяя один звук).

Так как в первом периоде формировались преимущественно речевые средства, то большее количество занятий выделялось на словарную и грамматическую работу (14 занятий). На формирование первоначальных навыков связной речи отводиться 7 занятий.

2 период обучения (декабрь, январь, февраль)

Фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка – 3 раза в неделю, по формированию звукопроизношения – 1 раз в неделю, индивидуальная работа – ежедневно.

Содержание занятий по формированию лексико-грамматических средств языка:

уточнение представлений детей об основных цветах и их оттенках, овладение соответствующими обозначениями;

практическое образование относительных прилагательных со значением соотнесенности к продуктам питания (лимонный, растениям (дубовый, различным материалам (кирпичный);

различение и выделение в словосочетаниях названий признаков по назначению и вопросы «Какой? Какая? Какое?».

формирование ориентировки на совпадение окончания вопросительного слова и прилагательного.

усвоение навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе;

упражнения в составлении сначала 2-х, а затем 3-х форм одних и тех же глаголов (лежи – лежит – лежу, изменение формы глаголов 3-го лица единственного числа на форму 1-го лица единственного числа (и множественного числа) – идет – иду – идешь – идем;

употребление предлогов на, под, в, из, обозначающих пространственное расположение предметов в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных;

совершенствование навыка ведения подготовленного диалога;

закрепление навыка построения предложений, распространение предложений путем введения однородных членов, первоначальное усвоение наиболее доступных конструкций сложносочиненных и сложноподчиненных предложений;

составление коротких рассказов по картине, серии картин, рассказов-описаний, пересказов.

Планируется 14 занятий по формированию словаря и грамматического строя и 12 занятий по развитию связной речи.

Содержание фронтальных занятий по формированию звуковой стороны речи :

закрепление правильного произношения звуков, уточненных или исправленных на индивидуальных занятиях 1 периода;

постановка и автоматизация отсутствующих звуков и коррекция искаженно произносимых звуков;

дальнейшее освоение слоговых структур и слов доступного звуко- слогового состава;

формирование фонематического восприятия на основе четкого различения звуков по признакам глухость – звонкость, твердость – мягкость;

воспитание готовности к первоначальным навыкам звукового анализа и синтеза.

На индивидуальных занятиях уточнялось произношение поставленных ранее звуков в речевом потоке. Осуществлялась работа по выделению звука из ряда звуков, слога с заданным звуком из ряда других слогов, определению наличия звука в слове, ударного гласного в слове и начального сочетания, выделению гласного звука в прямом слоге и односложных словах. Последовательность и сроки изучения определялись индивидуальными особенностями звуковой стороны речи детей.

На индивидуальных занятиях осуществлялось постановка отсутствующих звуков и их автоматизация. На фронтальных логопедических занятиях акцентировалось внимание:

на дифференциации на слух и в произношении звуков по твёрдости- мягкости, глухости звонкости; закрепляются и дифференцируются звуки: ль ы, с, с-сь, з-зь, с-з, сь-зь, ц, б-п, ш-ж, з-ш, з-ж, с-ш;

на грамматических категориях: рода, числа, падежа, времени;

на синтаксической работе по составлению предложений, их распространению;

на развитии связной монологической речи : составлении короткого рассказа с опорой на наглядность;

на закреплении навыков звукового анализа и синтеза: определении позиции звука в слове; определении ударного гласного в положении после согласного; анализе прямых и обратных слогов, их преобразовании;

на формирование понятий и овладение терминами, их обозначающими: слово, предложение, слог, звук, гласные, согласные, глухие, звонкие, мягкие и твёрдые звуки.

3 период (март, апрель, май)

Фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи проводятся 4 раза в неделю. Содержание этих занятий:

закрепление навыков употребления обиходных глаголов с новым лексическим значением, образованным посредством приставок, передающих различные оттенки действий (выехал – подъехал – въехал – съехал);

закрепление навыка образования относительных прилагательных с использованием продуктивных суффиксов -ов, -ин, -ев, -ян, -ан;

образование наиболее употребительных притяжательных прилагательных (волчий);

образование прилагательных, имеющих ласкательное значение с использованием суффиксов -еньк, -оньк;

усвоение наиболее доступных антонимических отношений между словами (добрый – злой);

уточнение значений обобщающих слов;

формирование практического навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже;

расширение значения предлогов;

отработка словосочетаний с предлогами в соответствующих падежах;

составление разных типов предложений:

составление простых распространенных из 5-7 слов с предварительной отработкой элементов структуры предложения (отдельных словосочетаний);

составление предложений с противительным союзом «а» в облегченном варианте (сначала надо нарисовать дом, а потом его раскрасить, с противительным союзом или;

составление сложноподчиненных предложений с придаточными причины (потому что, с дополнительными придаточными, выражающими желательность или нежелательность действия (я хочу, чтобы);

преобразование предложений путем изменения главного члена предложения, времени действия к моменту речи, залога (встретил брата – встретился с братом, изменением вида (мальчик писал письмо – мальчик написал письмо);

умение определять количество слов в предложении в собственной и чужой речи;

умение выделять предлог как отдельное служебное слово;

развитие и усложнение навыка передачи в речи последовательности событий, наблюдений за серией выполняемых действий;

закрепление навыка составления рассказов по картине и серии картин с элементами усложнения (дополнение эпизодов, изменение начала, конца рассказа);

составление рассказов по теме с использованием ранее отработанных синтаксических конструкций.

Планируется 17 занятий по формированию словаря и грамматического строя, 36 занятий – по развитию связной речи.

Фронтальные занятия по формированию звуковой стороны речи должны проводиться 2 раза в неделю и содержать следующее: усвоение звуков л, с, ш, с-з, р-л, ы-и в твердом и мягком звучании в прямом слоге; дифференциация звуков по участию голоса (с-з, по твердости – мягкости, по месту образования; овладение навыком звукового анализа и синтеза прямого и обратного слова (ас – са, односложных слов типа «суп».

Задачи периода:

закрепить навык употребления поставленных звуков в самостоятельной речи детей;

изучить т дифференцировать звуки: л, р, л-ль, р-рь, л-р, рь-ль, ч, щ, ч-щ;

закрепить лексико-грамматические конструкции, конструкции сложносочинённого и сложносочинённого предложений в самостоятельной связной речи детей в процессе рассказывания.

Данная программа логопедической работы должна осуществляться в течение одного учебного года.

Публикации по теме:

Дидактические игры и упражнения для коррекции слоговой структуры слова у дошкольников Среди разнообразных нарушений речи у детей с ОНР одним из наиболее трудных для коррекции является такое проявление речевой патологии, как.

Дидактические игры по формированию слоговой структуры слова Дидактические игры по формированию слоговой структуры слова Цели: • Определение наличия или отсутствия ритмического и структурного искажения.

Формирование правильного употребления предлогов в речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Формирование правильного употребления предлогов в речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Малафеева Лидия.

Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи посредством сказок по методике Л. Б. Фесюковой ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ СКАЗОК ПО МЕТОДИКЕ Л. Б. ФЕСЮКОВОЙ Проблема изучения связной речи.

Конспект индивидуального занятия по формированию слоговой структуры в подготовительной группе «Космическое путешествие» Конспект индивидуального занятия по речевому развитию (формирование слоговой структуры) в подготовительной к школе группеТема: «Космическое.

Конспект занятия по развитию речи для детей с общим недоразвитием речи в старшей группе «Дикие животные» Тема занятия: Дикие животные. Цель: систематизация и уточнение знаний детей о диких животных. Задачи: Образовательные: 1. Упражнять в образовании.

Игры и упражнения, направленные на преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей с речевой паталогией «Игры и упражнения, направленные на преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей с речевой патологией» Цель: Создание условий.

Методическая разработка «Особенности логопедической работы над формированием слоговой структуры у детей с ОНР» Введение Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи одним из наиболее трудных для коррекции.

Преодоление нарушений слоговой структуры речи у детей дошкольного возраста В соответствии с принципами психолого- педагогической классификации речевых нарушений выделена категория детей с такими нарушениями, как.

Мастер-класс «Игры на развитие слоговой структуры слова» Цель мастер-класса: познакомить педагогов с видами игр на развитие слоговой структуры слова и их использование в образовательном процессе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа логопедической работы по формированию слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 1 ноября 2018 в 12:19
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД