МААМ-картинки

Пополнение словаря антонимов у детей-дошкольников с общим недоразвитием речи

Марина Викторовна Собянина
Пополнение словаря антонимов у детей-дошкольников с общим недоразвитием речи

Пополнение словаря антонимов у детей-дошкольников с общим недоразвитием речи

Ребенок дошкольного возраста должен овладеть таким словарем, который помог бы ему общаться с другими детьми и взрослыми, успешно учиться в школе, понимать прочитанные книги, телевизионные и радиопередачи и т. д. Поэтому одной из основных задач обучения и воспитания ребенка с общим недоразвитием речи (ОНР) является развитие их речи. Одним из критериев сформированности речи детей является умение использовать в своей речи слова с противоположными значениями - антонимы.

Публикация «Пополнение словаря антонимов у детей-дошкольников с общим недоразвитием речи» размещена в разделах

Для детей с нормальным речевым развитие, как правило, не составляет труда подобрать слова-антонимы. А вот дети с ОНР испытывают большие трудности. При выполнении игры «Скажи наоборот», эти дети либо затрудняются подобрать нужное слово, либо подменяют его похожим по значению (например, широкий – маленький (узкий, толстый – маленький (тонкий) и т. д.).

Важным условием формирования словаря ребенка дошкольного возраста является выбор эффективных, целесообразных методов и приемов, а также форм реализации данной работы педагогами. Несмотря на то, что проведение дидактических игр является традиционным методом в дошкольном образовании, он требует творческого подхода, обновления методики их проведения за счёт поиска новых эффективных приемов со стороны педагога и заинтересованности детей. Введение слов пассивного словаря в активный представляет собой специальную задачу.

Для того чтобы, значительно и качественно пополнить активный словарь антонимов детей с ОНР, необходимо систематически и планомерно проводить работу по обогащению новыми словами лексической базы дошкольников.

Обогащать словарь антонимов у дошкольников можно при проведении как фронтальных, так и индивидуальных занятий, во время проведения НОД воспитателями, на прогулке, дома.

Начать знакомство со словами данной категории можно с проведения развлечения, на котором дети узнают об этих словах. Где ребята на конкретных примерах смогут увидеть разницу предметов и отобразить это в речевом высказывании. И на протяжении всего учебного года как учитель-логопед, так и другие педагоги, должны использовать разнообразные формы и методы работы по обогащению словаря антонимов.

Воспитатели группы могут активизировать словарь антонимов во время проведения НОД. Так, например, во время проведения лепки дети лепят тонкий и толстый жгутики, во время проведения аппликации вырезают длинную и короткую полоски, подбирают белый и черный цвет. На математике закреплять понятия один – много, большой – маленький, длинный – короткий и т. д. Воспитатели группы могут проводить активную работу по расширению словаря и во время прогулок, наблюдая за окружающей природой (прямая ветка – кривая ветка, ясный день – пасмурный день, толстый ствол – тонкий ствол, твердый камень - мягкая земля и т. д.). Учителя-логопеды во время проведения своих групповых занятий могут проводить следующие игры и упражнения: «Закончи фразу», «Говори наоборот», «Я начну, а ты продолжи», «Подбери подходящее слово» и др. Также необходимо знакомить детей с загадками, пословицами, стихами, связанными с данной тематикой ( Н-р: Ученье – свет, а не ученье – тьма).

Необходимо активно вовлекать в работу по расширению словаря антонимов и родителей. Им можно предложить совместно с детьми найти дома конкретные примеры слов-противоположностей и сфотографировать их. Конечно, слова антонимы, запечатленные на фотографии, дети запомнят очень хорошо, так как эти понятия они прочувствовали на своем личном опыте.

Также, работа в данном направлении будет двигается более продуктивно, если в процесс обучения включить компьютерные игры, направленные на усвоение данных слов. Детям очень нравятся такие игры. Повышается интерес к образовательному процессу.

Таким образом, планомерная систематическая работа по пополнению и активизации словаря антонимов без сомнения даст положительные результаты. Дети станут более грамотно пользоваться этими словами и допускать меньше ошибок при подборе слов антонимов.

Публикации по теме:

Дифференцированный подход к коррекции нарушения звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи Современный этап развития теории и практики специальной психологии и коррекционной педагогики характеризуется повышенным вниманием к обучению.

Формирование грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи через дидактическую игру Формирование грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи через дидактическую игру. В настоящее время общее недоразвитие.

Формирование правильного употребления предлогов в речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Формирование правильного употребления предлогов в речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Малафеева Лидия.

Формирование представлений о ЗОЖ у старших дошкольников с общим недоразвитием речи через взаимодействие с семьей За последние 10 лет данные показатели здоровья населения России прогрессивно ухудшаются. Для детей с тяжелыми нарушениями речи проблема.

Формирование синонимии и антонимии у дошкольников с общим недоразвитием речи Учитель — логопед Дудорова Валентина Дмитриевна Формирование синонимии и антонимии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Анализ.

Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи посредством сказок по методике Л. Б. Фесюковой ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ СКАЗОК ПО МЕТОДИКЕ Л. Б. ФЕСЮКОВОЙ Проблема изучения связной речи.

Методы и приёмы формирования графомоторных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи Совершенствование графомоторных навыков средствам и комплексного физического воспитания и самомассажа о влиянии физических упражнений на.

Особенности глагольного словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня Введение Актуальность темы исследования. В процессе становления речи ребенок овладевает лексическим запасом, осваивает социально закрепленные.

Речевой материал для логопедической работы по формированию слоговой структуры слов у дошкольников с общим недоразвитием речи Занятия по коррекции слоговой структуры слов требуют использования достаточного большого количества лексического материала. Логопедами Е.

Влияние оригами на развитие детей с общим недоразвитием речиВлияние оригами на развитие детей с общим недоразвитием речи Не передать всей пользы, которую оказывает детям занятие в технике оригами. Для наших детей это особенно важно, так как они имеют общее.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Пополнение словаря антонимов у детей-дошкольников с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 29 ноября 2018 в 16:22
+40Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД