Мастер-класс для педагогов ДОУ «Развитие фонематческих процессов у детей дошкольного возраста»

Елена Павлова
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Развитие фонематческих процессов у детей дошкольного возраста»

-Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня я вам представлю мастер-класс по развитию фонематических процессов у дошкольников. Вначале хочется напомнить основные направления воспитания звуковой культуры речи:

1. Развитие восприятия речи.

2. Развитие речедвигательного аппарата.

Развитие фонематического слуха является одним из компонентов развития восприятия речи, наряду с звуковысотным и ритмическим слухом, с восприятием темпа, силы голоса и тембра речи.

Фонематический слух - это способность воспринимать фонемы (звуки речи). Основными составляющими фонематической функции речи являются:

фонематическое восприятие;

фонематический анализ и синтез, дифференциация звуков;

фонематические представления.

I. Развитие фонематической функции речи в ДОУ осуществляется во всех видах деятельности, а не только в рамках непосредственной образовательной деятельности и в процессе речевых и дидактических игр. Например, во время проведения динамических пауз.

1. - Ребята, давайте с вами отдохнем. Встанем, руки вдоль туловища, ноги - «широкой дорожкой». Если в слове есть звук «Б», нужно хлопнуть в ладоши над головой, на остальные слова - руки к плечам: барабан, ворона, палка, булка кабан, полка, суп, дубы, зубы, корабль, вата, подарок, зубр.

2. - На слово со звуком «З» - наклон вперед, со звуком «С» - наклон назад: зайка, санки, насос, зонт, коза, сосулька, барсук, солнце, позолота, маска, забор, пузырь, роса.

3. - Сядет на место тот, кто назовет слово со звуком «М» в середине и конце слова.

На таких динамических паузах происходит тренировка всех сторон фонематической функции, развивается фонематический слух, умение дифференцировать звуки, формируются фонематические представления.

II. Развитие фонематической функции на непосредственной деятельности с педагогом по формированию математических представлений.

- Я расскажу вам сказку. Когда услышите слова со звуком «Л», положите перед собой фишку.

«У кролика Степы именины. Он пригласил в гости ежика и белку. Кролик украсил норку полосками и цветами. Степа поставил на стол грибы и яблоки. «Просим к столу,» - говорит кролик. все играли в разные игры.»

- Сколько слов со звуком «Л» вы услышали?

- Назовите их.

- Какое слово самое короткое? (стол)

- Сколько звуков в этом слове? (четыре)

- В каком слове звуков на один больше, чем в слове «стол»? (белка)

Составьте задачу с одним из этих слов.

III. Развитие фонематической функции на непосредственной деятельности с педагогом по развитию речи.

Начиная со средней группы на занятиях по развитию речи можно использовать кроме дидактических игр проговаривание и заучивание чистоговорок и скороговорок. Текст подбирается с учетом речевых возможностей детей. Скороговорки можно произносить быстро и медленно, громко и тихо.

IV. Блиц - опрос: «Найди ошибку».

1. Воспитатель просит детей определить количество звуков в слове, при этом слова произносятся следующим образом: ба-ра-ба-н, ска-з-ка, ма-к.

2. Воспитатель просит определить место звука «З» в словах: зонт, земля, арбуз, ваза.

V. Игротека.

• с Игра мячом «Сьедобное - несьедобное».

Дети встают полукругом, Водящий сообщает правила игры: «Сьедобны те слова, в которых есть звук «Ж» (мяч нужно ловить, остальные слова - несьедобные (мяч ловить нельзя): жаба, шайба, ножи, душ, шум, жук, ежи, мыши, желуди, шипенье, кошка, ложечка, ежевика, журчат, шуршат, широкий, живут, мошки.

• Игра с предметом «Звуковая эстафета».

Педагог сообщает правила игры: передавая матрешку, называем слово, в котором звук «Н» находится в середине слова: окно, темно, луна, сны, ананас, щенок, поляна, кнут, кнопки, сноровка.

• Игра «Собери из звуков слово»

- Угадайте слово по первым звукам в словах: «лук», «аист», «кот» (выставляются картинки).

- Какое слово получилось?

- Что такое «лак»? (это покрывающая поверхность жидкость).

- Замени звук «Л» на «Р». Какое слово получилось? (рак).

• Игра «Игра замени звук в слове» (с мячом)

Заменяется звук «Л» на «Р» и наоборот. Взрослый бросает мяч ребенку, ребенок возвращает его, заменив звук: лов - ров, лама - рама, ложки - рожки, лань - рань, дар - дал, мир - мил, жир - жил, пир - пил.

VI. Игры с песком и водой.

Во многих группах есть центры «Песка и воды». Там также можно организовать игры, развивающие фонематический слух.

«Спрячь ручки»: прятать руки в песок, услышав заданный звук.

«Водолаз»: ребенок достает, называет и раскладывает игрушки, предметы в разные ведерки. Игровой материал подбирается с дифференцированными звуками в названии.

«Два города»: под толстым слоем песка спрятаны предметы с дифференцированными звуками. Ребенок раскладывает их на две группы.

«Два моря»: емкость с водой делится на две части. Ребенок опускает предметы и игрушки с дифференцированными звуками в разные моря (например, в море «С» и в море «Ш»).

«Шторм»: предметы с дифференцированными звуками плавают на поверхности воды. Воздушной струей ребенок перемешивает их, а затем распределяет по своим «морям».

Еще центр «Песка и воды» можно использовать для развития дыхания, регуляции мышечного тонуса и совершенствования мелкой моторики, для проведения артикуляционной гимнастики и для развития связной речи, совершенствования грамматического строя речи.

Публикации по теме:

Мастер-класс для педагогов «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах»Мастер-класс для педагогов «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах» «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах».Цель: научить педагогов развивать чувство.

Мастер-класс для педагогов ДОУ по реализации технологии «Ситуация» для детей старшего дошкольного возраста Цель: уточнение пространственных представлений (прямо, налево, направо, тренировать умение ориентироваться по элементарному плану. Задачи:.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Роль музыки в развитии речи детей дошкольного возраста» Мастер – класс для педагогов ДОУ «РОЛЬ МУЗЫКИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»Цель: Обосновать взаимосвязь речи, музыки и движения.

Мастер-класс для педагогов «Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста» Цель: Приобщение педагогов к опыту использования упражнений, музыкальных игр, речевых игр способствующих развитию у детей чувства ритма.

Мастер-класс для педагогов на тему «Развитие социально-эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста» .

Мастер-класс для педагогов «Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования» Конспект мастер-класса для педагогов. Тема: «Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».

Мастер-класс для родителей ДОУ «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» мастер-класс для родителей ДОУ. Цель: показать методы и приёмы работы.

Мастер-класс для педагогов на тему «Развитие речи детей дошкольного возраста через театр теней» Цель: познакомить педагогов с тем, как сделать теневой театр, использовать его для речевого развития. Задачи: • повышение эффективности.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Буквы, алфавит
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Развитие фонематческих процессов у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 8 марта 2019 в 19:28
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 октября. День фантастики на МААМ

18 октября 1934 года родился классик советской научной фантастики Игорь Всеволодович Можейко, которого читатели знают по псевдониму Кир Булычев. Это имя для поколения советских школьников стало метафорой...

17 октября День рождения первого в истории Музея игрушек

17 октября 1918 года в Москве был основан первый в истории государственный Музей игрушки. Своему появлению он обязан не столько государству, сколько одному-единственному человеку: художнику, искусствоведу...

Фотоотчет «Использование квест-игр в моей практике»
Фотоотчет «Использование квест-игр в моей практике». Квест ( от англ. поиск, приключение) – путешествие к цели через преодоление трудностей и испытаний....
Перспективное планирование по физической культуре с детьми 1 младшей группы
Ноябрь № занятия стр № недели Программное содержание 1 84 1 Упражнять детей в прыжках в длину с места, бросании мешочков на дальность правой и левой рукой,...
Фотоотчёт проведённой экскурсии к Памятнику детей средней группы
Экскурсия к Памятнику, посвящённому 250-летию открытия Шикотана экспедицией Шпанберга. С целью развития нравственно-патриотических чувств у...