МААМ-картинки

Мастер-класс для педагогов на тему «Развитие речи детей дошкольного возраста через театр теней»

Александра Белоконь
Мастер-класс для педагогов на тему «Развитие речи детей дошкольного возраста через театр теней»

Цель: познакомить педагогов с тем, как сделать теневой театр, использовать его для речевого развития.

Задачи:

• повышение эффективности образовательного процесса, путём использования театрализованной деятельности

• активизировать деятельность педагогов по использованию эффективных технологий в работе с детьми в речевом развитии.

• Активизировать самостоятельную работу педагогов, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.

1. Теоретическая часть

Публикация «Мастер-класс для педагогов на тему „Развитие речи детей дошкольного возраста через театр теней“» размещена в разделах

Введение:

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Нарушение речи – достаточно распространенное явление в наше время. Причины возникновения этих нарушений весьма разнообразны. Все речевые нарушения, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности в общении с окружающими, в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности, к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться в полной мере раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности.

Поэтому поиски и совершенствование практических приемов и методов по предупреждению и устранению дефектов речи у дошкольников, не утратили своей актуальности и сегодня.

Театральное искусство близко и понятно, как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе лежит игра. Театрализованные игры – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих художественный вкус детей. Благодаря театру ребёнок приобретает опыт совместных переживаний, укрепляются детско-взрослые отношения.

Систематическая работа по развитию коммуникативных и речевых навыков в ходе театрализованной деятельности способствует улучшению социального статуса ребёнка. От того, как сформированы навыки общения, умения управлять своими эмоциями во многом зависит характер будущих отношений дошкольников в социуме.

Основные направления работы с детьми.

Чтение сказок;

Артикуляционная гимнастика;

Подвижные игры с элементами драматизации;

Игры на развитие интонационной выразительности;

Музыкальные этюды;

Театральная игра;

Дидактические игры;

Дыхательная гимнастика;

Ритмопластика;

Сочинение сказок;

Изготовление и ремонт атрибутов к спектаклям.

Формы организации театрализованной деятельности.

1. Совместная деятельность взрослых и детей.

2. Мини-игры на других занятиях.

3. Театрализованные занятия.

4. Самостоятельная деятельность.

5. Чтение художественной литературы.

6. Театрализованные игры-спектакли

Что должен делать педагог, для активизации речи детей?

1. Последовательно знакомить детей с различными жанрами художественной литературы (сказка, рассказ, басня, стихотворение, загадка).

2. Обучать детей адекватному эмоциональному реагированию; формировать у детей умение передавать мимикой, позой, жестом, движением свои эмоции.

3. Развивать и совершенствовать все стороны речи, добиваться чистого произношения всех звуков, расширять и активизировать словарь, развивать диалогическую речь, обучать простым формам монологической речи; обучить способам моделирования сказок,способствовать превращению высказывания ребенка в рассказ.

4. Развивать интерес к театру как искусству; воспитывать навыки театральной культуры, приобщать к театральному искусству через вовлечение в театральное творчество.

5. Совершенствовать предметно-развивающую среду для активизации словесного творчества и актерского мастерства; расширять материально-техническую базу, соответствующую требованиям программы.

Театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир! С. И. Мерзлякова

В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.

Остановимся подробнее на театре теней.

Театр теней – это волшебство. Тень… – к ней мы привыкли с детства, она сопровождает нас повсюду. Она знакома нам и в то же время хранит какую-то тайну. Мы можем играть с тенью, можем не замечать ее, но не можем убежать от нее. Театр теней – очень удивительный и зрелищный вид театрального искусства. На мой взгляд, несправедливо забытый.

Театр теней родился в Китае много веков назад и живет до сих пор. С его помощью создаются удивительные театральные зрелища.

Театр теней помогает стимулировать детей и их инициативу в театрализованной деятельности, развивать фантазию, творческие способности, артикуляционный аппарат. Формировать у детей стойкий интерес к театрализованной деятельности, желание участвовать в общем действии, побуждать детей к активному взаимодействию, общению, учит уметь общаться со сверстниками и взрослыми в различных ситуациях. Развивать игровое поведение, эстетические чувства, способность творчески относиться к любому делу.

Через театрально-игровое творчество мы можем развивать в детях речевую активность.

Реквизит, который требуется для театра теней источник света (например, налобный фонарик или настольная лампа, ширма с белым экраном, куклы-силуэты.

Техническое сопровождение (магнитофон, ноутбук, аудиозаписи классической и релаксационной музыки, «звуков природы», детские произведения)

Как сделать пособие для театра теней :

На первом этапе работы для изготовления силуэтов нам необходимы следующие инструменты: ножницы, черный картон, палочка от мороженого, скотч, клей, баночка – подставка, пластилин, шаблоны.

Для теневого театра вырезаются из картона силуэты персонажей. В деталях (например - глаза, рот) делаются проколы и разрезы. Лучше, если у фигурок будут двигаться голова, конечности, хвосты. Для этого используют проволоку или заклепки. Мне в принципе, оба крепления нравятся. Кроме того, важно изготовить дополнительные атрибуты – силуэты деревьев, домов и т. д.

2. Практическая часть

Задание для группы за столами - изготовление силуэта любого персонажа для теневого театра по памятке-инструкции. После того, как персонажи готовы, предлагаю обыграть каждого персонажа, сочинить мини сказку.

ПАМЯТКА № 1

Изготовление силуэтов кукол к теневому театру.

1. Обведите на обратной стороне черного картона силуэт персонажа (декорации) по шаблону.

2. Вырежьте силуэт по контуру.

3. При помощи канцелярского ножа сделайте необходимые прорези (глаза, окошки и т. д.)

4. С помощью скотча приклейте получившейся силуэт к палочке

5. Палочку с силуэтом поместите в баночку с пластилином для лучшей устойчивости.

ПАМЯТКА № 2

Правила кукловождения.

1. Куклы прижимаются к экрану и двигаются, на небольшом расстоянии от него (1-2 см).

2. Фигурки перемещаются только вдоль экрана, переворачиваясь для изменения направления движения (прибежала-убежала)

3. Декорации плотно крепятся в пазы с обратной стороны экрана.

ПАМЯТКА

Этапы режиссерско-педагогической работы воспитателя по организации и постановке спектакля с детьми

1 этап : Прогностический

1. Артикуляционная гимнастика (зарядка для губ и языка)

2. Упражнения на три вида выдыхания для разогрева мышц дыхательного аппарата.

3. Упражнения на развитие дикции с подключением ритмизированных движений.

4. Упражнения на распознавание эмоции по интонации.

5. Работа над скороговорками и чистоговорками.

2 этап: Подготовительный

1. Выбор репертуара для спектакля.

2. Распределение ролей.

3 этап: Репетиционный

1. Индивидуальное разучивание ролей, совместные репетиции.

2. Работа над выразительностью речи.

3. Генеральные репетиции под музыку, с куклами, декорациями

4 этап : Организационный

1. Организация пространства для показа.

2. Организация участников спектакля на момент показа.

3. Организация зрителей спектакля на момент показа.

5 этап: Показ спектакля зрителям

6 этап: Рефлексивно-итоговый

1. Обсуждение спектакля участниками и зрителями.

2. Поощрение, поддержка детей за творческую активность.

3. Организация фотовыставки сцен спектакля в фойе детского сада.

4. Поддержание интереса дошкольников к театрализованной деятельности.

Подведение итогов.

В данный момент я осваиваю новый вид теневого театра, так называемый Классический театр теней, который предполагает создание различных фигурок животных и предметов, используя собственные руки

Результат мастер класса – театр помогает стимулировать детей и их инициативу в театрализованной деятельности. Развивать фантазию, творческие способности развивать артикуляционный аппарат. Формировать у детей стойкий интерес к театрализованной деятельности, желание участвовать в общем действии, побуждать детей к активному взаимодействию, общению, учит уметь общаться со сверстниками и взрослыми в различных ситуациях, развивать речь и умение активно строить диалог. Развивать игровое поведение, эстетические чувства, способность творчески относиться к любому делу.

Особая роль принадлежит театру в решении задач, связанных с воспитанием и развитием ребенка-дошкольника. Через театрально-игровое творчество мы можем развивать в детях речевую активность.

Прикреплённые файлы:

r-r-teatr_t2h7u.pptx | 10782,57 Кб
 
Публикации по теме:

Конспект развлечения в группе детей старшего дошкольного возраста «Театр теней» Задачи: Образовательные: вызвать у детей интерес к театру, прививать интерес к театрализованной деятельности/ Развивающие: развивать внимание,.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами музыки» Творческие задания для педагогов ДОУ по теме «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами музыкальной.

Мастер-класс для педагогов «Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» Донцова Валентина Анатольевна Мастер-класс для педагогов «Обучение грамоте детей старшего возраста» Цель: повысить знания педагогов о подготовке.

Мастер-класс для педагогов «Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования» Конспект мастер-класса для педагогов. Тема: «Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».

Мастер-класс для педагогов по развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста «Путешествие по сказкам» .

Мастер-класс для воспитателей «Развитие речи детей дошкольного возраста» Цель: Демонстрация опыта работы по речевому развитию дошкольников. Задачи: 1. Повышение профессионального уровня педагогов. 2. Формирование.

Мастер-класс на тему «Развитие познавательных способностей детей младшего возраста через экспериментальную деятельность» Воспитатель: Попова О. Н., МБ ДОУ д/с№51 Цель: повышение профессионального мастерства педагогов по развитию познавательных интересов через.

Мастер-класс «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры» Цель: способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по сенсорному развитию. Повысить.

Мастер-класс для педагогов «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста» Уважаемые коллеги! Сегодня на нашем мастер – классе мы вместе постараемся по – новому взглянуть на пути ознакомления дошкольников с народным.

Развитие речи детей дошкольного возраста с ОНР через вовлечение в театральную деятельность. Проект «Театр для всех» "Театр для всех" Развитие речи детей дошкольного возраста с ОНР через вовлечение в театральную деятельность. [/b] Дети с особыми возможностями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов на тему «Развитие речи детей дошкольного возраста через театр теней»
Опубликовано: 30 ноября 2018 в 15:03
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД