Лучший педагог года

Использование игровых технологий в развитии фонематических процессов звукового анализа и синтеза у детей 6–7 лет

Елена Владимировна Коновалова
Использование игровых технологий в развитии фонематических процессов звукового анализа и синтеза у детей 6–7 лет

На шестом и седьмом году жизни работа по воспитанию звуковой культуры речи проводится, как и на предыдущих возрастных этапах, в форме фронтального и индивидуального обучения.

В структуре занятия М. М. Алексеева, В. И. Яшина выделяют четыре части. В первой части занятия даются показ и объяснение артикуляции звука.

Во второй части занятия звук включают в слова или фразы. Упражнения проводят с целью закрепления и дифференциации звуков. Третья часть занятия включает в себя упражнения на произношение звуков в связной речи : чтение и пересказ коротких рассказов; рассказывание по картинке, на предложенную тему. Занятие заканчивается (четвертая часть) хоровым произнесением чистоговорок, скороговорок, потешек с целью упражнения детей в умении изменять силу голоса, темп речи, в отчетливом произношении звуков и слов или в навыке использования вопросительной и повествовательной интонации Способом выделения звука в слове является особое произнесение слова – с интонационным, особо подчеркнутым выделением в нем одного звука. Овладению способом интонационного выделения звука помогают приемы сравнения звуков речи с «песенками» ветра – шшш, насоса – ссс. Далее детям предлагают назвать картинки, игрушки так, чтобы была слышна «песенка» ветра: шшшар,карандашшш; «песенка» жука – жжжук, ножжжницы. При таком произнесении становится понятно, что звуки в слове следуют один за другим. Постепенно вместо слова песенка начинает употребляться слово звук. Умение произносить слова с интонированием звука закрепляется в игровых заданиях «Скажи, как я», «Скажи, чтобы все услышали в слове масло звук с», «Назови слова».

Публикация «Использование игровых технологий в развитии фонематических процессов звукового анализа и синтеза у детей 6–7 лет» размещена в разделах

Когда дети освоят способ интонационного выделения звука в слове, их начинают учить определять, на каком месте находится нужный звук – в начале, середине или конце слова. Затем дети сами называют слова, в которых есть нужный звук.

Следующий этап работы – формирование умения называть изолированный звук и выделять в слове первый звук.

Детям предлагаются для интонационного выделения не только твердые согласные звуки, но и мягкие: пппетух (п', кккит (к').В старшей группе ставится задача дети должны уметь давать качественную характеристику (гласный, согласный, твердый, мягкий).

На первом этапе детей учат определять порядок, последовательность фонем. После того как дети хорошо познакомятся со схемой, воспитатель переходит к формированию действия звукового анализа. На последующих занятиях их учат замещать звуки фишками. Звуки поочередно выделяют интонацией, произносят изолированно и фиксируют фишками. Сначала для анализа предлагаются слова из трех звуков : мак, сыр, дом, кит, кот, шар, лук, жук, дым, нос, рак. После их анализа рекомендуется вводить в обучение различение гласных и согласных звуков. В дальнейшем детей знакомят с согласными звуками (их нельзя ни выкрикнуть, ни пропеть, их произнесению всегда что-то «мешает»). Дети называют с опорой на картинку и схему согласные звуки в проанализированных ранее словах.

Следующий этап работы – обучение вычленению ударного звука. Сначала дети выделяют ударный слог (методика раскрыта в предыдущем параграфе). В процессе звукового анализа слов ребенок точно фиксирует на схеме место ударения. Для этого используется фишка другого (черного) цвета.

В конце обучения детям предлагают слова из пяти звуков типа слива, замок, мишка, мушка. Постепенно отпадает необходимость в схеме звукового состава, остаются только фишки, с помощью которых дети составляют слова на столах. Итак, дети овладевают звуковым анализом слов.

Таким образом, методика Алексеевой М. М., Яшиной В. И. наиболее полно раскрывает все этапы работы над ознакомлением детей со звуковым строением слова, обучению звукопроизношению на занятиях, формированию звуковой выразительности речи.

Чтобы научить детей правильно произносить звуки, отчетливо и ясно выговаривать слова, правильно пользоваться голосовым аппаратом (менять громкость, скорость речи, А. И. Максаков предлагает, прежде всего, научить их слышать и слушать речь окружающих.

1. "Назови предметы".

По порядку:

«слева _ направо" (апельсин, барабан, мишка, груша.); "справа — налево" (дятел, лошадка, книга, карандаш, курица, арбуз. „)• Можно называть предметы на каждой строчке (первой, второй, третьей -

сверху или снизу).

• Найди и назови предмет, который находится:

• в правом верхнем углу;

• в левом верхнем углу;

• в правом нижнем углу;

• в левом нижнем углу.

2. "Поехали".

Найди и назови предмет, который задумал воспитатель. От центра (красной точки) водить в начале пальчиком (начальная стадия обучения, затем только глазами по указанию воспитателя: "одну клеточку вверх, две вправо, одну вниз. назови предмет — "автобус" ".

В последствии ориентир для всех детей дает водящий ребенок. Ориентируются по "Полю" только глазами.

3. "Найди картинки к слову". Игра на обобщение и классификацию предметов.

"Овощи" (морковь, репа, огурец, в холодильнике — капуста, свекла, лук).

"Фрукты" (апельсин, груша, абрикос, дыня, виноград, лимон, слива).

"Ягоды" (ежевика, земляника, вишня, смородина, арбуз).

"Игрушки" (барабан, лошадка, юла, мяч, коляска).

"Посуда" (кастрюля, чайник, ведро, стакан, самовар, в посудном шкафу — тарелки, блюдца, чашки, кувшин, миска).

"Птицы" (дятел, попугай, журавль, синица, скворец; домашние птицы — курица, индюк, гусь, цыпленок, утка).

"Животные" (дикие — ежик, заяц, медведь, кенгуру; домашние — щенок, собака, кошка, свинья).

"Одежда" (шуба, шарф, платье, фартук, юбка, шапка, шорты, пальто).

"Деревья" (ель, сосна, береза, рябина).

"Транспорт" (ракета, автобус, велосипед, грузовик, экскаватор). "Продукты питания" (хлеб, яйца, сосиски, в холодильнике -— молоко, кефир, сметана, сыр, масло).

"Мебель" (стул, стол, шкаф).

"Домашние приборы и вещи" (телевизор, холодильник, утюг, часы, замок, гребень, корзина, ножницы).

"Школьные принадлежности" (книга, карандаш, ручка, портфель, тетрадь).

"Цветы" (гвоздика, василек, розы, кактус).

"Обувь" (сапоги, туфли, калоши).

"Насекомые" (стрекоза, бабочка).

"Пресмыкающиеся" (ящерица).

В вариантах к игре даются карточки с напечатанными словами "Овощи", "Фрукты" и так далее.

Вариант игры "Назови одним словом" (барабан, мишка, лошадка, юла — игрушки).

4. "Кто или что?".

Найди и назови:

• живые предметы, подходящие к слову "Кто?" (ежик, дятел, курица, щука, заяц.);

• неживые предметы, подходящие к слову "Что?" (апельсин, барабан, мишка, груша, замок.).

5. "Кто что делает?".

Назови — кто летает? (стрекоза, дятел, скворец, журавль.);

• что летает? (ракета, листья.);

• кто прыгает? (кенгуру, заяц, кошка, щенок.);

• что прыгает? (мячик).

Используются понятия : летает, бегает, прыгает, плавает, ползает, растет, сидит, едет, возит, стоит, висит, лежит.

С детьми 5-6 лет можно использовать карточки с печатным изображением этих слов или алгоритмами.

6. "Найди предмет по форме".

Даются карточки с изображением геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник). Ребенок подбирает предметы по форме.

7. "Подбери по цвету".

Даются:

основные цвета: черный, коричневый, желтый зеленый, синий, красный (на карточках);

дополнительные цвета: розовый, голубой, серый, белый, лимонный;

цвета радуги: семь цветов.

Ребенку показывается карточка определенного цвета. Задание — подобрать предмет такого же цвета, согласуя предмет с определением: желтый цыпленок, желтое платье, желтые яблоки, желтая репа.

12. "Загадки-отгадки".

Загадки задает логопед или ребенок (набор загадок прилагается).

13."Найди и назови слова". Слоговая структура слова.

Назови слова с

• 1 слогом — мяч, стул, шарф, ерш;

• 2 слогами — щука, зайка, мишка;

• 3 слогами — барабан, курица, сапоги;

• 4 слогами — ящерица, велосипед, земляника.

14. "Найди самое короткое и самое длинное слово".

• Самое короткое — еж, ель;

• Самое длинное — экскаватор, холодильник. Придумай с ними предложение.

15. "Съедобное — несъедобное".

Назови те предметы, которые можно есть в свежем или вареном виде.

Съедобные:

• Груша, апельсин, хлеб, арбуз, морковь, фрукты, яблоко, лимон;

• Курица, щука, индюк, гусь, утка, цыпленок. Несъедобные:

• Барабан, мишка, замок, лошадка, дятел, шуба.

16. "Найди предметы, сделанные из. ".

стекла, железа, дерева, меха, кожи, резины, пластмассы.

Эти понятия называются, а для старших детей добавляются карточки с алгоритмами (стекло — прозрачная пленка, резина — мяч, дерево — полоска из обоев "под дерево"). Ребенок называет.

• Из стекла сделан стакан — стеклянный стакан.

• Из меха сшит мишка — меховой мишка.

• Из железа сделан замок — железный замок.

17. "Летает — не летает".

• Назови предметы, которые летают? (показывается алгоритм-картинка

"небо с облаками).

— Дятел, ракета, стрекоза, журавль, гусь, скворец, попугай.

• Не летают (показывается алгоритм-картинка — земля) — все остальные

предметы.

18. "Предмет один, а говорим как много".

Найди картинку — назови слово, где предмет один — а говорим как много.

• Ножницы, часы (предмет, а не астрономический "час", шорты.

Назови, какие ты еще знаешь такие слова?

19. "Один и много предметов произносим одинаково".

Найди картинку -— назови слово, где один и много предметов произносятся одинаково.

• Пальто, кенгуру.

Какие ты еще знаешь такие слова? (кафе, кино, Барби, манго, киви).

20. "Послушай звуки — скажи целое слово".

Ребенку называются отдельные звуки С, Т, У, Л. Он называет слово — стул, показывает картинку, обозначающую это слово.

Берутся короткие слова: Ш, У, К, А; Ч, А, С, Ы; О, К, У, Н'.

21."Составь со словом предложение".

Дети составляют предложение со словом, заданным логопедом или ребенком (по картинке).

Например, "Заяц живет в лесу".

22. "Найди и напиши".

Быстро найти картинку, четко произнести слово, написать его кубиками, прочитать, поставить ударение.

23. "1,2, 5".

Ребенку называется предмет на картинке, он находит ее и повторяет слова, согласовывая числительное "1,2, 5" с существительным:

• одно яблоко, два яблока, пять яблок;

• один арбуз, два арбуза, пять арбузов;

• одна собака, две собаки, пять собак.

Можно показывать карточки с цифрами 1, 2, 5 или показывать на пальцах.

24."Назови превый и последний звук в слове".

Воспитатель показывает картинки. Ребенок называет слово, выделяя первый и последний звуки отдельно.

Например: "СТОЛ" — первый звук [С], последний звук [Л].

25. "Выбери картинку — напиши слово".

Ребенку предлагается выбрать любую картинку, назвать ее, написать на кубиках Н. А. Зайцева или буквами из разрезной азбуки.

26. "Назови слово, которое начинается со звука А" (гласные звуки А-О-У-Э-И).

Гласные называет воспитатель:

• Найди слова, которые начинаются на звук А : автобус, апельсин, арбуз.

• На звук О : окунь, огурец.

• На звук У : утка, утюг.

27. "Что подаришь другу, подружке?".

Употребление существительных в разных падежах, согласование слов в предложении:

• Оле подарю мяч;

• Коле подарю автобус.

28. "Прочитай слово — найди картинку".

Ребенку (6-7 лет) необходимо прочитать слово на карточке и найти соответствующую картинку, затем записать слово на кубиках Н. А. Зайцева.

Можно наоборот — по выбранной картинке найти слово и прочитать его.

29. "Животные и их детёныши

30. "Один (одна, одно) — много".

Игры на словообразование.

Назвать предмет и сказать так, что их много. Образец:

еж — ежи — много ежей;

груша — груши — груш;

яблоко — яблоки — яблок. Наоборот:

калоши — калоша — много калош;

фрукты — фрукт — много фруктов.

31. "Кто? Что? Где? (живет, растет, сидит, стоит)".

Задание на предложно-падежное управление.

• Дятел сидит на дереве.

• Рябина висит на ветке.

• Нитки намотаны на катушке.

• Трамвай стоит на рельсах.

• Скворец сидит в скворечнике.

• Продукты лежат в холодильнике.

33."Назови ласково".

Образец: ведро — ведерко, юбка — юбочка, попугай — попугайчик, корзина — корзиночка.

34."Где можно встретить это слово?" (или наоборот, какие слова можно встретить в кастрюле, в воздухе, в кармане (Н. Пикулева).

Зайца — в лесу, скворца — в скворечнике, дятла — в воздухе, ручку, карандаш — в кармане, капусту, морковь, лук, свеклу — в кастрюле, на грядке* яблоки, груши, ягоды — в корзине, на дереве.

35. "Найди (придумай) слова-родственники".

Придумай к задуманному слову другие слова, близкие по значению,

объясни их смысл.

Например:

еж, ежик, ежонок, ежиха, ежата, ежовая (рукавица);

зайка, заяц, зайчик, зайчонок, зайчиха, заячий, зайчата;

хлеб, хлебушек, хлебный.

36."Что умеет делать этот предмет?".

• Курица — клюет, кудахчет, несет яйца, водит цыплят, ищет зернышки, квохчет.

• Бабочка — кружится, порхает, машет крылышками, шевелит усиками.

37."Из чего состоит предмет?".

Стул: сиденье, спинка, ножки. Кастрюля: дно, крышка, стенки, ручки. Часы: циферблат, маятник, стрелки, механизм.

38."Кто (что) растет, а кто (что) нет?".

Растет: дерево, капуста, цыпленок, щенок, свинья;

Не растет: шкаф, юла, машина, шапка, мячик.

39."Опиши предмет".

Алгоритм прилагается — цвет, форма, из чего сделан, где живет, растет, применяется; к какому слову по классификации относится.

Например: Это яблоко, оно красное, круглое, растет в саду на дереве. Его едят. Из них делают сок, компот, варенье. Это фрукт.

40."Кто больше запомнил картинок — назови".

Рассмотреть картинки на "Поле чудес" и, отвернувшись от него, назвать их за 1, 2, 3 минуты. Варианты — на всем поле, на 1, 2, 3 и так далее полоске, слева направо, сверху вниз.

41."Подбери картинки к словам-признакам".

Колючий (ая, ее, ие) — еж, ель, кактус. Цветной (ая, ое, ые) — краски, платье, телевизор. Плюшевый (ая, ое, ые) — мишка. Сладкий (ая, ое, ие) — яблоко, арбуз, ягоды. Красивый (ая, ое, ые) — барабан, платье, цветы. Острый, добрый, злой, резиновый и так далее.

42. "Назови слово (по картинке) и придумай от него фамилию".

Например:

• ежик — Ежиков;

• собака — Собакин;

• лимон — Лимонов;

• сапоги — Сапожников;

• калоши — Калошин;

• дятел — Дятлов;

• васильки — Васильков.

48."Найди ошибку — скажи правильно".

Предложения или словосочетания подбираются по картинкам "Поля чудес".

"Скворечник живет в скворце" — (скворец живет в скворечнике).

"Ведро в воде" — (вода в ведре).

"Люди везут автобус" — (автобус везет людей).

49. "Узнай задуманное слово по первым звукам слов

на картинках".

Воспитатель задумывает слово (УТКА, а детям называет слова по картинкам. Из первых звуков названных слов дети должны составить задуманное воспитателем слово.

Слова: утюг, туфли, курица, автобус.

Получается слово: УТКА.

Публикации по теме:

«Использование специальных символов в играх по формированию навыка звукового анализа и синтеза». Мастер-класс для родителей АКТУАЛЬНОСТЬ Подготовка детей с речевыми нарушениями к школе. Необходимость обучения сложным формам звукового анализа. Профилактика дислексии.

Логопедическая игра для развития и совершенствования фонематического анализа и синтеза, слогового анализа и синтезаЛогопедическая игра для развития и совершенствования фонематического анализа и синтеза, слогового анализа и синтеза Автор: Алексюк Лидия Владимировна, учитель-логопед Организация: МБДОУ д/с № 50 Населенный пункт: г. Новороссийск Материал игры может быть.

Дидактический материал для навыков звукового анализа и синтеза на этапах автоматизации и дифференциации поставленных звуков Для развития речи необходим определенный уровень развития слуха, как физического, так и фонематического. Фонематический слух - способность.

Дидактическое игровое пособие для формирования навыков звукового анализа и синтеза «Белоснежка и семь гномов»Дидактическое игровое пособие для формирования навыков звукового анализа и синтеза «Белоснежка и семь гномов» «Белоснежка и семь гномов» Возраст детей: 4+ Цель: формирование навыков звукового анализа и синтеза Задачи: - дать представления о гласных.

Формирование у дошкольников навыков звукового анализа и синтеза слов на материале рабочих тетрадей «Где звук живет?» Проблема формирования фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи является актуальной, так как развитие фонематических.

Формирование звуко–буквенного анализа и синтеза у дошкольников с использованием игровых технологий. 1 Формирование полноценной учебной деятельности возможно только при достаточно высоком уровне развития речи и всех систем, которые формируют.

Консультация для родителей «Развитие навыков звукового анализа и синтеза» РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА Анализ - это процесс расчленения целого на части, а также установление связей, отношений между.

Консультация для родителей «Развитие навыков звукового анализа и Синтеза» Консультация для родителей «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА» Анализ - это процесс расчленения целого на части, а также установление.

Подгрупповое занятие «Звук [К]» по формированию навыка звукового анализа и синтеза в старшей группе для детей с ОНР Цель: Знакомство со звуком «К». Задачи: Закрепление правильного произношения звука [К] с использованием элементов логоритмики. Формирование.

Значение игровых приёмов для развития звуко-буквенного анализа и синтеза у детей с ОНР В настоящее время одной из актуальных проблем подготовки дошкольников к школе является овладение звуко-буквенным анализом и синтезем. Освоение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование игровых технологий в развитии фонематических процессов звукового анализа и синтеза у детей 6–7 лет
Опубликовано: 21 марта 2019 в 21:36
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД