МААМ-картинки

Формирование звуко–буквенного анализа и синтеза у дошкольников с использованием игровых технологий.

Бабкова Ольга Сергеевна
Формирование звуко–буквенного анализа и синтеза у дошкольников с использованием игровых технологий.

1 Формирование полноценной учебной деятельности возможно только при достаточно высоком уровне развития речи и всех систем, которые формируют этот процесс.

Фонематическая система является основой устной и письменной речи и представляет собой систему фонем языка, в которой каждая единица характеризуется определенной совокупностью смыслоразличительных признаков. В русском языке этими признаками считаются твердость и мягкость, звонкость или глухость, ударность и безударность.

Публикация «Формирование звуко–буквенного анализа и синтеза у дошкольников с использованием игровых технологий,» размещена в разделах

Фонематическая система включает следующие компоненты: фонематическое восприятие, фонематическое представление, фонематический анализ и синтез. Недоразвитие любого из выше перечисленного может привести к трудностям в усвоении звуков речи, а в дальнейшем к затруднениям при обучении грамоте. На письме это проявляется в специфических ошибках (пропуски, перестановки, вставки, замены букв, слогов). Большое количество этих ошибок обусловлено несформированностью фонематического анализа и синтеза. Они отличаются стойкостью и с трудом поддаются коррекции. Это затрудняет процесс письма и приводит к школьной неуспеваемости.

Овладеть звуковым анализом – значит научиться определять последовательность, порядковое место и количество звуков в словах, различать на слух гласные и согласные, твердые и мягкие, находить ударный слог и звук в словах, выделять из речи слова, ориентироваться в его слоговой структуре. Звуковой анализ является как бы стержнем, к которому примыкает ознакомление с характеристикой звуков, с ударением, со слоговой структурой слова. Умение анализировать слова формируется благодаря многочисленным упражнениям, которым предшествует целенаправленная работа по развитию фонематического слуха, восприятия.

Коррекционный процесс требует длительных занятий и упражнений с многократным повторением, детям становится скучно и неинтересно.

Как же помочь ребенку? Помогут в этом игры, которые создадут оптимальные психологические условия не только для обучения грамоте, но и для успешного развития личности старшего дошкольника.

В настоящее время в дошкольном образовании широко применяются игровые технологии. Такой выбор не случаен, поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольников. Игровая мотивация, как известно, доминирует над учебной, но, что особенно важно, на ее базе формируется готовность к обучению в школе.

Учитывая, что игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста мы считаем, что на занятиях по развитию фонематического процессов и звуко – буквенного анализа целесообразно и необходимо использование различных игровых упражнений. Это способствует поддержанию устойчивого интереса ребенка к занятию, гармоничному развитию у них психических процессов, личностных черт, интеллекта. Игровые упражнения делают занятия интересными, эмоциональными. А это значит, что процесс коррекции будет протекать активнее, быстрее, и преодоление трудностей проходить легче.

Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практике не нова.

Особенность игровой деятельности детей с нарушениями речи, разработка научно-методических аспектов применения игры как коррекционного средства отражены в трудах С. А. Мироновой, В. И. Селиверстова, Т. Б. Филичевой, Т. А. Ткаченко, Е. А. Пожиленко и др.

К числу бесспорных преимуществ использования игровых технологий в образовательном процессе можно отнести следующие ключевые моменты:

-игра является для ребенка яркой, эмоциональной, образной деятельностью, в которой ребенок чувствует себя свободно и уверенно, что как нельзя лучше подготавливает его к усвоению новых знаний;

-игра практически сводит на нет пассивность ребенка;

- занимательный сюжет игры, использование дидактического материала, оборудования является дополнительным стимулом для включения в игру;

- игровая задача мотивирует дошкольника на достижение положительного результата обучения.

Использование игровых технологий оптимизирует коррекционное воздействие, делает процесс обучения более привлекательным для детей, а, следовательно, и более результативным.

Фонематический анализ может быть элементарным и сложным. Элементарный фонематический анализ – это узнавание звука на фоне слова. Он появляется у детей дошкольного возраста спонтанно. Более сложная форма - вычленение звука и определение его места в слове (начало, середина, конец). И, наконец, самой сложной формой фонематического анализа является умение определять последовательность звуков в слове, их количество и место по отношению к другим звукам.

Одновременно с развитием слухового восприятия рекомендуется проводить упражнения, направленные на развитие предметного анализа и синтеза.

С этой целью рекомендуется использовать следующие приемы работы:

- Расставить последовательно игрушки от самой большой до самой маленькой.

- Объяснить между какими кубиками находится зеленый кубик. Какой кубик находится справа от голубого? Какой кубик третий по счету? Какой по счету красный кубик?

- Собрать пирамидку из трех колец. Добавить еще два кольца. Сколько колец получилось?

- Объяснить между какими кольцами находится желтое кольцо в пирамидке?

- Собрать вместе с ребенком пирамидку так, чтобы зеленое кольцо было третьим снизу, а следующим было синее кольцо.

- Собрать пирамидку из трех колец. Объяснить, сколько колец в пирамидке. Сказать, что каждое кольцо – это звук в слове кот.

2 Работа на основном этапе направлена на фонематического анализа и синтеза, а также на установление связи между звуком и буквой. На данном этапе работы рекомендуется использовать разнообразный картинный материал, графические обозначения и схемы, зрительные символы, обозначающие звуковые образы, разрезную азбуку.

Развитие фонематического восприятия, синтеза, знакомство с графическим образом звука – буквой и закрепление звуко - буквеного анализа предлагается проводить параллельно.

Работу необходимо начинать с обучения ребенка вычленять из слова на слух гласные звуки. Вместе со звуковым образом ребенку дается и графическое изображение звука – буква. Ребенок с помощью взрослого, а затем самостоятельно выделяет звук из слова, называет его, обозначает звук графическим символом (например, гласные – красный цвет, твёрдые согласные – синий цвет, мягкие согласные – зеленый цвет) и подбирает букву из разрезной азбуки.

Важно при обозначении звука буквой просить ребенка произнести этот звук, а не азбучное название знака.

Этапы формирования звукового анализа и синтеза

Определение наличия звука в слове

-Назови игрушки, посуду, мебель, животных, в названиях которых есть звук …

- Магазин. Покупаем слова со звуком «С»

(сахар, сыр, капуста, сметана, масло)

Вычленение звука в начале слова

- Я знаю 5 слов на звук «С» :

слон - раз, сад - два, сапоги - три, самолет – четыре, санки – пять.

- Буква потерялась.

.ыба (рыба, .от (кот, .кно (окно)

-Подарки на день рождения.

Подарим подарки Маше только на звук «М», Наташе только на звук «М»

Вычленение звука в конце слова

-Поймай последний звук в ладошку.

Произнести слово, выделяя последний звук голосом «карандашшш». Какой звук поймал?

- Звуковая цепочка.

Свяжем мы из слов цепочку, не дадим поставить точку. Назвать слово, выделяя последний звук, ребенок придумывает слово на последний звук. Слон – нос – сова – аист – ток…

Развитие умения дифференцировать твердые и мягкие согласные

-Подарки Маше и Мише.

Дарим Маше подарки на твердый «М» (мыло, а Мише на мягкий «Мь» (мяч)

Назови мягкую пару.

Определение последовательности, количества и места звука по отношению к другим звукам

-Угадай слово. Взрослый произносит слово по звукам м…ы…ш…к…а, ль…и…с…а…

Кто в домике живет? Выбрать животных, в названиях которых 3, 4, 5 звуков, поселить их в домики с 3, 4, 5 звуками

- Определение количества слогов в слове

Встречу слово по дороге – разобью его на слоги.

Бросить мяч ребенку, называя слово. Ребенок произносить слово по слогам, отбивая слоги мячом.

Слог да слог и будет слово, мы в игру сыграем снова. Взрослый произносит первый слог, ребенок добавляет вторую часть. Са – хар, ша- ры

-Полный звуковой анализ и синтез слов

Составить слово из первых звуков других слов. Грибы, Нос, Обруч, Мох – ГНОМ

3 Таким образом, предложенные приемы работы помогут научить детей дифференцировать понятие «звук» - «буква», «слог», выполнить операции звуко-буквенного анализа, а целенаправленная системная работа подготовит ребенка к дальнейшему обучению грамоте в школе и позволит предотвратить ошибки чтения и письма, связанные с несформированностью фонематических операций.

Опыт показывает, что реализация такой системы использования игровых технологий повышает эффективность предупреждения и преодоления нарушений фонематических процессов, формирует звуко – буквенный анализ и синтез, совершенствует речевые возможности дошкольников.

Использование игровых технологий помогает организовывать коррекционную работу интереснее и разнообразнее, помогает поддерживать интерес детей на протяжении всего обучения, оказывает влияние на быстроту запоминания, понимания и усвоения программного материала в полном объеме, оптимизирует процесс коррекции речи, что в дальнейшем поможет ребенку в усвоении школьной программы.

Список использованной литературы :

1. Дурова Н. В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие. – М. : Мозаика - Синтез, 2003.-112с.

2. Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов. М. : Владос, 1999. 216с.

3. Селиверстов В. И. Игры в логопедической работе с детьми. - М: Просвещение, 1979. - 192с.

4. Ткаченко Т. А. В первый класс без - дефектов речи: Методическое пособие. - СПб: Детство-Пресс, 1999.-112с.

5. Цвынтарный В. В. Играем, слушаем, подражаем - звуки получаем. - М. : Центрполиграф, 2004.-63с.

6. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи: Книга для воспитателя детского сада. / М. : Просвещение, 1988.-64 с.

7. Швецова И. «Формирование фонематического восприятия и звукового синтеза у дошкольников с общим недоразвитием речи» Дошкольное воспитание. - 2007. - №5, С. 71-78.

8. Блехер Ф. Н. Дидактические игры и занимательные упражнения при обучении детей письму. – Москва «Просвещение» – М., Просвещение, 2008.-184с.

Публикации по теме:

Игры для формирования звуко-буквенного анализа и синтеза слов Игра «Пройди по буквам» Цель: научить детей слышать звуки в словах, развить их слуховое внимание, закрепить правильное, четкое произношение.

Интегрированное музыкальное развлечение с использованием социо-игровых технологий и ИКТ «По дорогам сказок» Цель: Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, прививать интерес и любовь к ней, доставлять радость. Создавать условия для творчества.

Конспект НОД в средней группе «Русские матрёшки» с использованием игровых технологий КОНСПЕКТ НОД В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «Русские матрёшки»(с использованием игровых технологий) Интеграция образовательных областей: «Художественно.

Конспект занятия по разделу «Совершенствование звукового анализа и синтеза, подготовка к обучению грамоте» Конспект занятия по разделу: «Совершенствование звукового анализа и синтеза, подготовка к обучению грамоте» в подготовительной к школе группе.

Консультация для родителей «Развитие навыков звукового анализа и синтеза» РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА Анализ - это процесс расчленения целого на части, а также установление связей, отношений между.

Консультация для воспитателей «Формирование навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников через игру» Консультация для воспитателей на тему: «Формирование навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников через игру» Подготовила: учитель-логопед.

Мастер-класс по формирование основ безопасности с использованием игровых инновационных технологий Я проведу нашу встречу в лекционно-практической форме. Слайд 1:Цель: активизация деятельности педагогов дошкольного учреждения в развитии.

Развитие анализа и синтеза слов различной звукослоговой структуры Цели: • Развивать и совершенствовать связи между произносительным и слуховым образом звука. • Развивать фонематический анализ и синтез.

Сценарий праздника «Жизнь пройти — не море переплыть» с использованием современных игровых технологий Сценарий совместного праздника детей и родителей с использованием современных игровых технологий «Жизнь пройти – не море переплыть» Форма.

Занятие по формированию навыков звукового анализа и синтеза, дифференциации свистящих и шипящих посредством игр Воскобовича "Малыш Гео в цирке" Цель: развивать внимание, память, логическое и творческое мышление, воображение, мелкую моторику рук, ориентировку в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование звуко–буквенного анализа и синтеза у дошкольников с использованием игровых технологий.
Опубликовано: 13 ноября 2018 в 16:53
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД