Развитие и коррекция фонематических процессов детей 3–4 лет с задержкой психического развития

Татьяна Дудина
Развитие и коррекция фонематических процессов детей 3–4 лет с задержкой психического развития

Дудина Т. Д.

Учитель-дефектолог ГБДОУ Д/С компенсирующего вида № 24 Калининского района г. Санкт-Петербурга

Особенности нарушения речи у детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) изучены мало. В структуре дефекта при ЗПР на первый план выступает несформированность познавательной деятельности, при этом как правило отмечается и недоразвитие речи. Нарушения речи при ЗПР преимущественно имеют системный характер и входят в структуру дефекта.

Обследование состояния фонематического восприятия и степени сформированности звукопроизношения у детей четвертого года жизни с ЗПР выявило значительное отставание в развитии этих систем. Детям свойственны такие виды нарушений звукопроизношения, как замены и смешения звуков, что расценивается как фонематический дефект, а также искажения звуков, которые расцениваются как фонетический дефект. Поэтому важно уже в младшей группе начать систематическую работу по развитию и коррекции фонетико- фонематических процессов. Целенаправленная работа по развитию фонематического слуха помогает ребенку быстрее овладеть правильными навыками звукопроизношения. Можно и нужно развивать речевые навыки и функции, необходимые для овладения грамотой. К основным речевым предпосылкам письма и чтения можно отнести: развитие слухового восприятия, внимания, осознание звуковой стороны речи, развитие фонематического восприятия, анализа и формирование фонематических представлений.

Логопедическая работа по развитию фонематических процессов у детей с ЗПР четвертого года жизни проводится с учетом научных данных о многоуровневой структуре процесса восприятия речи и с учетом этапов развития фонематических функций в онтогенезе. Так известно, что в процессе развития у ребенка вырабатывается фонематический слух (он осуществляет операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова, он формируется у ребенка в первую очередь). Развивается и фонетический слух (им оценивается ненормированное, непривычное для данного языка произношение как неправильное). Фонематический и фонетический слух осуществляют не только прием и оценку чужой речи, но контроль за собственной речью. Речевой слух является важным стимулом формирования правильного произношения.

При формировании восприятия устной речи у детей трех лет с ЗПР нами были использованы следующие виды работы для развития фонетического слуха:

- повторение слогов (Проводятся игры на песке с мелкими фигурками -дети за логопедом повторяю слоги типа «СГ, ГС, СГС, ССГ», говорят короткие, волшебные слова).

- Различение правильно и искаженно произнесенного звука в чужой речи изолированно, на фоне слов. Игра «Правильно ли сказал Незнайка»

Для развития фонематического анализа, фонематических представлений мы предлагали следующие упражнения:

- выделение звука на фоне других звуков, слогов, слов (Игра «Хлопни в ладоши»).

- вычленение звука из слова. Ребенку предлагается назвать последний, первый звук в слове. Самостоятельное выделение звуков ребенком на первых этапах формирования звукового анализа невозможно без подчеркнутого интонирования, которому надо специально обучать. Ребенок учится особому произнесению слова с интонационным

- выделением заданного звука, который затем должен быть выделен и назван отдельно. Подчеркнутое интонирование как средство выделения звуков необходимо до конца обучения.

- многие дети к концу первого года обучения определяют место звука в слове, определяют последовательность звуков в обратных и прямых слогах (некоторые - последовательность звуков в трехзвуковых словах).

- различение слов паронимов при их слуховом восприятии и назывании. 'Ребенок, определив нужный звук, выполняет какое-либо действие (например, указывает на соответствующих зрительный символ).

- раскладывание на группы картинок, названия которых включают дифференцируемые звуки (под соответствующим зрительным символом).

- придумывание ребенком слов, включающих заданный звук (вне зависимости от положения звука в слове).

- определение «лишнего» звука в ряду звуков, «лишнего» слова в ряду слов (С опорой на зрительные символы и предметные картинки, игрушки).

- произнесение слов без заданного звука, а затем с ним (игры - «Какой звук не произнес Незнайка?», «Помоги Незнайке верно произнести слова»).

- разные варианты речевого лото.

Предложенная методика по развитию и коррекции фонематических процессов у детей младшего дошкольного возраста апробирована в течение трех лет и результаты проведенной работы подтвердили ее эффективность. Мы убедились на практике, что уже в младшей группе для детей с ЗПР можно начинать систематическую работу по формированию функционального базиса навыков чтения и письма. Представленный опыт работы может быть использован с учетом индивидуальных психолого-педагогических, речевых особенностей детей.

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики у детей с задержкой психического развития ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ. В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКЕ ПОНЯТИЕ «ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ».

Буклет «Развитие временных представления у детей с задержкой психического развития с использованием схем и символов»Буклет «Развитие временных представления у детей с задержкой психического развития с использованием схем и символов» «Учите ребенка каким-нибудь не известным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких же слов с картинками.

Опыт работы по теме «Развитие фонематических процессов, навыков звукового и слогового анализа и синтеза у детей 6–7 лет» Важным условием воспитания личности дошкольника и его социальной адаптации является развитие правильной речи. Чем правильнее и богаче речь.

Пособие «Волшебный стол» для детей 5–7 лет с задержкой психического развитияПособие «Волшебный стол» для детей 5–7 лет с задержкой психического развития С помощью данного пособия у детей с задержкой психического развития закрепляются знания о системе временных эталонов, закрепляются представления.

Конспект занятия «Овощи с грядки» для детей 5–6 лет с задержкой психического развития .

Программа формирования познавательных процессов дошкольников с задержкой психического развитияПрограмма формирования познавательных процессов дошкольников с задержкой психического развития Актуальность программы Одной из приоритетных задач российского образования в настоящее время является обеспечение государственных гарантий.

Презентация «Развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации у детей с задержкой психического развития» Учитель – дефектолог МБДОУ №16 «Колобок» г. Ульяновск И. А. Терехина У детей с задержкой психического развития наблюдаются отклонения в развитии.

Библиотека изображений:
  • Буквы, алфавит
Автор публикации:
Развитие и коррекция фонематических процессов детей 3–4 лет с задержкой психического развития
Опубликовано: 5 апреля 2019 в 13:54
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 сентября. Смотр уголков дежурных на МААМ

С чего начинается трудовое воспитание маленьких детей? Разумеется, с самообслуживания. Именно через самообслуживание ребёнок впервые выстраивает гармоничные отношения с окружающими людьми, осознаёт свои...

24 сентября. Осенины

«Осенины – славной осени именины» – 24 сентября отмечается древнеславянский праздник Осенины. Для наших предков, живущих земледельческим календарем, это была особая дата. Этот день символизировал...

Мастер-класс по изготовлению динамичной открытки из бумаги и картона «Каскад эмоций»
Описание: данный мастер-класс можно использовать в работе со старшими дошкольниками, в кружковой работе, в совместной деятельности детей и родителей....
Сценарий праздника, посвящённого Дню пожилого человека «Как Лунтик бабу Капу поздравлял»
Сценарий праздника, посвящённого Дню пожилого человека «Как Лунтик бабу Капу поздравлял» Вед: Дорогие бабушки и дедушки, уважаемые гости! Сегодня мы...
Конспект занятия в старшей логопедической группе «Домашние птицы и их детеныши»
ЦЕЛЬ: Развитие словаря, грамматического строя речи и связной речи. ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо: - познакомить...