Ольга Блинова
Развитие математических представлений у детей с задержкой психического развития
▼ Скачать + Заказать документы
В системе коррекционно-педагогической помощи детям с задержкой психического развития (далее- ЗПР)формирование элементарных математических представлений занимает особое место. Однако процесс освоения математических представлений детьми с ЗПР затрудняют нарушения познавательной деятельности: незрелость эмоционально-волевой сферы, преобладание игровых интересов, пониженная работоспособность, быстрая утомляемость. У. В. Ульенкова определяет эту категорию детей как «дети с пониженной обучаемостью».(2)
Публикация «Развитие математических представлений у детей с задержкой психического развития» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Одним из эффективных средств для развития математических представлений у старших дошкольников с ЗПР является использование информационно-коммуникативных технологий. Работа ребенка в системе интерактивных игр «воспитывает волевые качества, такие, как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость».
Авторская система электронных образовательных пособий для развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР "Считалочка" создана в соответствии с содержанием раздела «Математика» адаптированной образовательной программы «подготовка к школе детей с ЗПР» под редакцией С. Г. Шевченко. Она включает в себя шесть разделов : «Действия с группами предметов», «Величина», «Форма», «Количество и счет», «Пространственные понятия», «Ориентировка во времени».(3)
Все игры и упражнения объединены одним игровым персонажем- веселой девочкой Считалочкой. Она дает детям задания, подтверждает правильность или указывает на неправильность выполняемых действий. Оценивает результат. У всех игр, входящих в данное электронное пособие, продуманы финал, логическое завершение и поощрительная анимация в конце. При необходимости игровое упражнение можно повторить.
Электронные пособия «Считалочка» могут быть использованы как в индивидуальной, так и в подгрупповой работе с детьми ЗПР.
В интерактивных играх предусмотрены два уровня сложности заданий в зависимости от психофизических возможностей детей. Например, в игре «Бабочки и цветы» первый уровень сложности заключается в том, что ребенок должен посадить больших бабочек на большие цветы, маленьких на маленькие; второй уровень сложности: маленьких бабочек посадить на большие цветы, а больших- на маленькие.
В играх разработаны система помощи и подсказок: если ребенок выполняет задания правильно, то девочка считалочка говорит «да», «верно»; если ошибается, то ему предлагается подумать еще.
Особенностью детей с ЗПР является замедленное восприятие учебного материала, поэтому наша система предусматривает достаточно большое количество игр, решающих одну задачу. Например, задачу установления последовательности групп предметов дети решают, упражняясь в нескольких разных по содержанию играх: «Продолжи ряд», «Собери пирамидку», «Подбери пару», «Пятый лишний».
Ценность электронных пособий "Считалочка" заключается не только в решении основной задачи- усвоении детьми элементарных математических представлений, но и задач развития психических процессов и речи.
Например, в игре «Магазин игрушек» ребенок должен внимательно выслушать вопрос Считалочки: «Сколько игрушек на нижней, (средней, верхней полке?», Сосчитать и ответить полным предложением : «На нижней полке пять игрушек».
В помощь дошкольникам, которые плохо запоминают последовательность и прием присчитывания и отсчитывания, мы предлагаем карточку с записанным на ней числовым рядом. С помощью такой зрительной и тактильной опоры детям легче показывать и называть предыдущее и последующее числа, сравнивать соседние числа, усваивать состав чисел.
Используя электронные пособия, педагоги имеют возможность комплектовать игры и упражнения индивидуально для каждого ребенка в соответствии с принципами систематичности и последовательности обучения.
Таким образом, целенаправленная коррекционная работа, поэтапная помощь взрослого позволяют детям реализовать их потенциальные возможности и постепенно преодолеть имеющиеся трудности в усвоении математического материала.
Литература
1. Коч, Л. А. Дошколенок+ компьютер: перспективно-тематическое планирование: конспекты занятий с детьми 5-7 лет/ Л. А. Коч, Ю. А, Бревнова. -Волгоград: Учитель, 2011.-179с.
2. Ульенкова, У. В. Шестилетние дети с задержкой психического развития/У. В. Ульенкова. -М. : педагогика, 2000.-184с.
3. Шевченко, С. Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития : в 2 кн. Кн. 1/С. Г. Шевченко. -М. 6 Школьная пресс, 2005.-96с.