Приложение МААМ

Развитие математических представлений у детей с задержкой психического развития

Ольга Блинова
Развитие математических представлений у детей с задержкой психического развития
▼ Скачать + Заказать документы

В системе коррекционно-педагогической помощи детям с задержкой психического развития (далее- ЗПР)формирование элементарных математических представлений занимает особое место. Однако процесс освоения математических представлений детьми с ЗПР затрудняют нарушения познавательной деятельности: незрелость эмоционально-волевой сферы, преобладание игровых интересов, пониженная работоспособность, быстрая утомляемость. У. В. Ульенкова определяет эту категорию детей как «дети с пониженной обучаемостью».(2)

Публикация «Развитие математических представлений у детей с задержкой психического развития» размещена в разделах

Одним из эффективных средств для развития математических представлений у старших дошкольников с ЗПР является использование информационно-коммуникативных технологий. Работа ребенка в системе интерактивных игр «воспитывает волевые качества, такие, как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость».

Авторская система электронных образовательных пособий для развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР "Считалочка" создана в соответствии с содержанием раздела «Математика» адаптированной образовательной программы «подготовка к школе детей с ЗПР» под редакцией С. Г. Шевченко. Она включает в себя шесть разделов : «Действия с группами предметов», «Величина», «Форма», «Количество и счет», «Пространственные понятия», «Ориентировка во времени».(3)

Все игры и упражнения объединены одним игровым персонажем- веселой девочкой Считалочкой. Она дает детям задания, подтверждает правильность или указывает на неправильность выполняемых действий. Оценивает результат. У всех игр, входящих в данное электронное пособие, продуманы финал, логическое завершение и поощрительная анимация в конце. При необходимости игровое упражнение можно повторить.

Электронные пособия «Считалочка» могут быть использованы как в индивидуальной, так и в подгрупповой работе с детьми ЗПР.

В интерактивных играх предусмотрены два уровня сложности заданий в зависимости от психофизических возможностей детей. Например, в игре «Бабочки и цветы» первый уровень сложности заключается в том, что ребенок должен посадить больших бабочек на большие цветы, маленьких на маленькие; второй уровень сложности: маленьких бабочек посадить на большие цветы, а больших- на маленькие.

В играх разработаны система помощи и подсказок: если ребенок выполняет задания правильно, то девочка считалочка говорит «да», «верно»; если ошибается, то ему предлагается подумать еще.

Особенностью детей с ЗПР является замедленное восприятие учебного материала, поэтому наша система предусматривает достаточно большое количество игр, решающих одну задачу. Например, задачу установления последовательности групп предметов дети решают, упражняясь в нескольких разных по содержанию играх: «Продолжи ряд», «Собери пирамидку», «Подбери пару», «Пятый лишний».

Ценность электронных пособий "Считалочка" заключается не только в решении основной задачи- усвоении детьми элементарных математических представлений, но и задач развития психических процессов и речи.

Например, в игре «Магазин игрушек» ребенок должен внимательно выслушать вопрос Считалочки: «Сколько игрушек на нижней, (средней, верхней полке?», Сосчитать и ответить полным предложением : «На нижней полке пять игрушек».

В помощь дошкольникам, которые плохо запоминают последовательность и прием присчитывания и отсчитывания, мы предлагаем карточку с записанным на ней числовым рядом. С помощью такой зрительной и тактильной опоры детям легче показывать и называть предыдущее и последующее числа, сравнивать соседние числа, усваивать состав чисел.

Используя электронные пособия, педагоги имеют возможность комплектовать игры и упражнения индивидуально для каждого ребенка в соответствии с принципами систематичности и последовательности обучения.

Таким образом, целенаправленная коррекционная работа, поэтапная помощь взрослого позволяют детям реализовать их потенциальные возможности и постепенно преодолеть имеющиеся трудности в усвоении математического материала.

Литература

1. Коч, Л. А. Дошколенок+ компьютер: перспективно-тематическое планирование: конспекты занятий с детьми 5-7 лет/ Л. А. Коч, Ю. А, Бревнова. -Волгоград: Учитель, 2011.-179с.

2. Ульенкова, У. В. Шестилетние дети с задержкой психического развития/У. В. Ульенкова. -М. : педагогика, 2000.-184с.

3. Шевченко, С. Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития : в 2 кн. Кн. 1/С. Г. Шевченко. -М. 6 Школьная пресс, 2005.-96с.

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики у детей с задержкой психического развития ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ. В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКЕ ПОНЯТИЕ «ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ».

Буклет «Развитие временных представления у детей с задержкой психического развития с использованием схем и символов»Буклет «Развитие временных представления у детей с задержкой психического развития с использованием схем и символов» «Учите ребенка каким-нибудь не известным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких же слов с картинками.

Дидактические игры для детей с задержкой психического развития Дидактические игры для детей с задержкой психического развития. Задержка психического развития – это неравномерное недоразвитие отдельных.

Театрализованная деятельность как главный фактор развития музыкальных способностей у детей с задержкой психического развития «Театрализованная деятельность- как главный фактор развития музыкальных способностей у детей с задержкой психического развития» Аннотация.

Особенности мнемической деятельности детей с задержкой психического развития Особенности мнемической деятельности детей с задержкой психического развития. Говоря об особенностях памяти у детей с ЗПР следует подчеркнуть,.

Презентация «Особенности развития и обучения детей с задержкой психического развития» В современном образовании происходят большие перемены. Оно становится инклюзивным, то есть доступным и открытым ля всех детей, в том числе.

Презентация «Развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации у детей с задержкой психического развития» Учитель – дефектолог МБДОУ №16 «Колобок» г. Ульяновск И. А. Терехина У детей с задержкой психического развития наблюдаются отклонения в развитии.

Развитие познавательной активности дошкольников с задержкой психического развития посредством Тико-конструирования Дети – дошкольники большую часть времени проводят в детском саду. В этом возрасте они очень любознательны, у них есть огромное желание познавать.

Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития средствами изодеятельности Задержка психического развития относится к разряду временных отклонений в психическом развитии. При задержке психического развития отмечается.

Психическое развитие детей с задержкой психического развития Автор: Анисимова Надежда Дмитриевна Тема: Психическое развитие детей с задержкой психического развития. Проблема слабовыраженных отклонений.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие математических представлений у детей с задержкой психического развития
Опубликовано: 9 февраля 2019 в 13:17
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие математических представлений у детей с задержкой психического развития» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Блинова (УИ 134898) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД