Ольга Алексеевна Мошкоркина
Рабочая программа внеурочной деятельности для младших школьников по общекультурному направлению «Книжкино царство»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Начальная школа – детский сад п. Пустоши»»
Шатурского муниципального района Московской области
УТВЕРЖДЕНА
Приказом директора от___№___
Рабочая программа
для младших школьников 1 класса
по общекультурному направлению
«Книжкино царство»
Публикация «Рабочая программа внеурочной деятельности для младших школьников по общекультурному направлению „Книжкино царство“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Книга. Все материалы по теме книг
- Начальная школа. 1-4 классы
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
(составлена на основе авторской программы
Л. А. Ефросининой «В мире книг»)
Составитель программы :
учитель начальных классов
Мошкоркина О. А.
П. Пустоши 2016г
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Книжкино царство» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы Л. А. Ефросининой «В мире книг»// Сборник программ внеурочной деятельности : 1–4 классы / под ред. Н. Ф. Виноградовой (образовательная система «Начальная школа 21 века»)
Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Книжкино царство» (далее- программа внеурочной деятельности) способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию обучающегося-читателя.
Занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Главные цели программы внеурочной деятельности :
— создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;
— расширение литературно-образовательного пространства обучающихся
начальных классов;
— формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.
Преемственность программы внеурочной деятельности с основным курсом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа внеурочной деятельности способствует овладению детьми универсальными
учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями. Формы организации занятий могут быть различными: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями своего края, уроки-спектакли и т. д.
Содержание занятий программы внеурочной деятельности «Книжкино царство» создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями. Кроме того, программа предполагает расширение читательского интереса от жаров произведений устного народного творчества до литературных произведений детских писателей 19-20 веков.
Программа внеурочной деятельности «Книжкино царство» в 1 классе- 33 часа Занятия проводятся 1 раз в неделю в рамках общекультурного направления.
Содержание программы курса «Книжкино царство» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран.
Обучающийся -читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности.
В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.
Программа курса внеурочной деятельности — это создание условий для использования
полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой.
Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами:
рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата (совокупность материалов, дополняющих и поясняющих основной текст: титульный лист, введение, предисловие и прочее, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).
В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.
Формы организации и видов деятельности
Форма организации работы по программе в основном - коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Теоретические занятия
• беседы;
• встречи с интересными людьми;
• литературно-музыкальные композиции;
• просмотр и обсуждение видеоматериала;
• экскурсии
Практические занятия
• творческие конкурсы;
• коллективные творческие дела;
• показательные выступления;
• праздники;
• викторины;
• интеллектуально-познавательные игры;
• тренинги;
• обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;
• заочные путешествия;
• творческие проекты, презентации;
• сюжетно-ролевые игры
Содержание курса внеурочной деятельности
1 класс (33 ч)
Здравствуй, книга (2 ч)
Учебная книга. Элементы структуры учебной книги (обложка, титульный лист, оглавление). Аппарат ориентировки. Правила пользования книгой. Игра «Что в твоём рюкзаке живёт?».
Книга-произведение (большеформатная, в типовом оформлении).
Обложка книги: информация о книге (название книги, иллюстрация (определение темы и жанра). Классификация книг по темам и жанрам (работа в группах).
Домашняя библиотека, классная библиотека, школьная библиотека.
Правила поведения в библиотеке.
Книги о Родине и родной природе (2 ч)
Книги о Родине и родной природе детских писателей (книга-произведение и книга- сборник).
Структура книги, справочный аппарат книги.
Читальный зал: культура самостоятельной работы с выбранной книгой (рассматривание, чтение или слушание).
Писатели детям (3 ч)
Книги детских писателей-классиков (А. Барто, К. Чуковский, С. Маршак, Я. Аким, Л. Пантелеев).
Детские книги с рассказами современных писателей (М. Пляцковский, С. Георгиев, М. Дружинина, С. Степанов и др.).
Выставка книг детских писателей. Слушание и рассматривание одной из детских книг. Художники-иллюстраторы детских книг.
Инсценирование картин-эпизодов из выбранной книги.
Народная мудрость. Книги-сборники (2 ч)
Книги-сборники малых жанров фольклора. Особенности детских книг с фольклорными произведениями для детей (оформление, тексты).
Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку».
Творческая работа «Сочини загадку», «Нарисуй иллюстрацию к фольклорным произведениям»
По страницам книг В. Сутеева (3 ч)
Книги В. Сутеева (книги-сборники, книги-произведения). Структура книги-сборника.
В. Сутеев — автор и художник-оформитель.
Игра «По страницам сказок В. Сутеева».
Библиографическая справка (информация) об авторе в структуре книги-сборника. Самостоятельная поисковая работа в группах.
Сказки народов мира (4 ч)
Книги-сборники «Русские народные сказки». Книги-произведения.
Сказки народов России и народов мира. Оформление выставки книг.
Подготовка проведения конкурса «Герои народных сказок», инсценирование.
Домики-сказки (коллективная проектная деятельность).
Книги русских писателей-сказочников (3 ч)
Сборник сказочных историй А. Н. Толстого «Приключения Буратино».
Слушание и чтение историй из книги А. Н. Толстого «Приключения Буратино».
Инсценирование отдельных историй.
Творческая работа «Встреча с Буратино» (работа в группах).
Детские писатели (3 ч)
Книги С. Маршака для детей. Сказки, стихотворения, загадки.
К. Чуковский детям: книги-произведения, книги-сборники.
Книги Е. Чарушина для детей. Герои книг Е. Чарушина.
Книги-сборники произведений современных детских писателей.
Детские журналы «Мурзилка», «Зёрнышко». Произведения детских писателей на страницах журналов.
Сказки зарубежных писателей (3 ч)
Книги сказок Ш. Перро. Книга-произведение. Книга Ш. Перро «Красная шапочка» в разных изданиях.
Автор, переводчик, оформитель. Справочный аппарат книги.
Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Книга-сборник историй. Герои книги. Слушание и чтение отдельных историй.
Инсценирование отдельных картин-эпизодов из выбранной книги.
Книги-сборники стихотворений для детей (2 ч)
Стихотворения о детях и для детей. Книги-сборники А. Барто, В. Берестова, С. Михалкова.
Поиск нужного произведения в книге-сборнике по содержанию. Игра «Кто быстрее найдёт произведение в книге?».
Конкурс «Слушаем и читаем стихи детских поэтов».
Литературная игра «Послушай и назови».
Дети — герои книг (3 ч)
Дети — герои сказок. Русские народные сказки: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Терёшечка»; сказка А. Н. Толстого «Приключения Буратино», Ш. Перро «Красная шапочка».
Парад героев сказок.
Дети — герои рассказов (В. Осеева «Мушка», Е. Пермяк «Первая рыбка», В. Осеева «Совесть», Н. Носов «Мишкина каша», В. Драгунский «Денискины рассказы»). Игра «Диалоги героев».
Дети — герои стихотворений (А. Барто «В школу», С. Михалков «Фома», Е. Благинина «Тюлюлюй», Я. Аким «Жадина»). Конкурс юмористических стихов.
Книги о животных (3 ч)
Книги-сборники о животных.
Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» : слушание, рассматривание.
Обсуждение произведения и главного героя — дедушки Мазая.
Книга В. Чаплиной «Питомцы зоопарка» и книга-сборник И. Акимушкина «Жизнь животных» (работа в группах).
Час читателя: самостоятельное чтение произведений о животных из детских журналов. Работа в группах.
Творческая работа : сочинение рассказа «Мой маленький друг».
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы.
В результате освоения программы курса внеурочной деятельности «Книжкино царство» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее- Стандарта) :
— осознавать значимость чтения для личного развития;
— формировать потребность в систематическом чтении;
— использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
— уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
— пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Регулятивные УУД:
— уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
— уметь самостоятельно работать с новым произведением;
— уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
— уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные УУД:
— прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
— отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
— ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
— составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
— пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные УУД:
— участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
— оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
— высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
— участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
— соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
Тематическое планирование
№ Тема занятия теория практика Экскурсия,
отчётное мероприятие Дата
1. Учебные книги первоклассника. Правила работы с книгой. 1
2. Художественные книги. Большеформатная книга в типовом оформлении (книга-произведение). 1
3. Экскурсия в школьную библиотеку. Правила поведения в библиотеке. 1
4. Книги о Родине и природе. 1
5. Элементы книги. Книга-произведение и книга-сборник. 1
6. Книги-сборники писателей-классиков о детях. 1
7. Книги современных писателей о детях. 1
8. Потешки, шутки и считалки. Книги-сборники «Весёлые потешки», «Скороговорки и считалки». 1
9. Загадки о животных. Игра «Загадай загадку». 1
10. Творческая работа «Сочини загадку». Литературные игры «Посчитайся», «Отгадай загадку». 1
11. По страницам книг В. Сутеева (книги-сборники, книги- произведения). 1
12. В. Сутеев — автор и оформитель книг для детей. 1
13. Литературная игра «По страницам сказок В. Сутеева 1
14. Народные сказки (цепочки). Инсценирование знакомых сказок. 1
15. Книга-сказка. Большеформатные книги с одним произведением. 1
16. Библиотечный урок. Книги-сказки о лисе. 1
17. Книга сказок (сборники сказочных историй). А. Н. Толстой «Приключения Буратино». 1
18. По страницам книги А. Н. Толстого «Приключения Буратино». Книга историй и приключений героев-кукол. Инсценирование отдельных историй. 1
19. Книги С. Маршака. Выставка книг. 1
20. Книги-сборники произведений К. Чуковского. 1
21. Е. Чарушин — писатель и иллюстратор своих книг. 1
22. Книга Ш. Перро «Красная шапочка» в разных изданиях. 1
23. Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса». 1
24. В гостях у сказки. 1
25. Стихотворения для детей. Книги-сборники. 1
26. Конкурс чтецов стихотворений детских поэтов. 1
27. Дети — герои книг детских писателей. 1
28. Литературная игра «Вопросы и ответы». 1
29. Книги В. Бианки, Г. Скребицкого. 1
30. Книга Н. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы» 1
31. Творческая работа : сочинение рассказа «Мой маленький друг». 1
32. Час читателя: самостоятельное чтение произведений о животных из детских журналов. Работа в группах. 1
33. По страницам любимых книг. Выставка книг. 1
Промежуточные результаты освоения программы выявляются в ходе проведения следующих творческих работ :
1 класс
Инсценирование знакомых сказок
Занятие №14
Подведение итогов освоения программы дополнительного образования детей проводится в следующих формах:
1 класс
Библиотечный урок. Выставка книг
«По страницам любимых книг»
Материально- техническое оснащение образовательного процесса.
Мультимедийное обеспечение:
компьютер, проектор, множительная техника, интернет
телевизор, DVD- плеер
музыкальный центр
Литература:
Для учителя: Сборник программ внеурочной деятельности 1– 4 классы / под ред. Н. Ф. Виноградовой. — М. : Вентана- Граф, 2011.
Для детей и родителей:
1. Детские писатели. Справочник для учителей и родителей. / Н. И. Кузнецова, М. И. Мещерякова, И. Н. Арзамасцева. -М: Баллас, С-Инфо, 1996.
2. Светлый мир. Произведения русских писателей/ Сост. Е. А. Копытова. Ижевск,1998.
3. Былины/ Сост. Ю. Г. Круглов. -М:Просвещение. 1985.
4. Русский детский фольклор/М. Н. Мельников. - М:Просвещение, 1987.
5. Русские народные сказки/ Сост. В. П. Аникин. -М: Просвещение, 1992.
6. Сказки. Песни. Загадки. Стихотворения\ С. Маршак. -М:Детская литература, 1984.
7. Всё наоборот. Небылицы и нелепицы в стихах. / Сост. Г. Кружков. -М: просвещение, 1992.
8. Незнайка, Хоттабыч,Карлсон и все-все-все. Сборник викторин, кроссвордов и чайнвордов для детей. \ Сост И. Г. Сухин-М:Новая школа, 1994.
9. Т. В. Городкова, Н. В. Ёлкина Детские кроссворды. -Ярославль, Академия развития, 1999.
СОГЛАСОВАНО
Протокол от ___№___
Заседания учителей начальных классов
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР ___О. А. Мошкоркина