Марина Тиунова
Рабочая учебная программа. Раздел «Игровая деятельность»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 14".
Принято решением Утверждаю
Педагогического совета МБДОУ «Детский сад № 14" Зав. МБДОУ "Детский сад № 14"
«….»…. ….201…. г. Миронова Т. В..
Протокол №. «…»….201…. года.
Приказ №.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по образовательной области "Социально-коммуникативное развитие"
(раздел - "игровая деятельность")
(подготовительная группа).
Авторы –
Ст. воспитатель МБДОУ «Детский сад № 14" –
Рочева Светлана Васильевна.
Публикация «Рабочая учебная программа, Раздел „Игровая деятельность“» размещена в разделах
Воспитатель МБДОУ - Тиунова Марина Владимировна.
г. Воркута
Рабочая программа представлена в полном объеме и разработана, в соответствии с требованиями к составлению программ, и требованиями ФГОС.
I. Пояснительная записка.
МБДОУ «Детский сад № 14" - сад III категории.
Данная группа (подготовительная группа) проводит свои занятия по образовательной области "Социально-коммуникативное развитие", по разделу «игровая деятельность» на группе, в соответствии с графиком проведения непосредственно образовательной деятельности по МБДОУ.
Актуальность -
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребё нка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. (Д. В. Менджерицкая)
Многочисленные исследования (Р. И. Жуковской, А. П. Усовой, Д. В. Менджерицкой, Н. Я. Михайленко, В. П. Залогиной, Р. А. Иванковой, Е. А. Щербаковой и др.)свидетельствуют о том, что при тактичном, целесообразном руководстве игра содействует обогащению кругозора ребёнка, развитию образных форм познания (образное мышление, воображение)упрочнение его интересов, развитию речи, а также нравственному развитию ребёнка (правила взаимоотношения с окружающими, усвоение норм поведения).
Таким образом, воспитательные возможности сюжетно-ролевой игры чрезвычайно велики, и важно педагогу уметь реализовать их. Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что её создают сами дети, а их игровая деятельность носит ярко выраженный самостоятельный и творческий характер.
Как пишет Д. Б. Эльконин, на основе взаимно противоречивых тенденций ребёнка к самостоятельности и к совместной жизни со взрослым зарождается новый тип деятельности-ролевая игра, в которой ребёнок берёт на себя роль взрослого и, воспроизводя его жизнь, деятельность и отношение к другим людям, тем самым живёт с ним общей жизнью. Через содержание игры ребёнок приобщается к жизни взрослых.
Игра - подлинная социальная практика ребёнка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому столь актуальной для дошкольной педагогики является проблема использования игры в целях всестороннего развития ребёнка, формирования его положительных личностных качеств и социализации, как члена общества.
В результате реализации данной рабочей программы у детей должны присутствовать ЗУНы, соответствующие данному возрасту, для последующего расширения этих знаний, как в ДОУ, так и в школе (см. требования к уровню подготовки воспитанников).
МБДОУ «Детский сад № 14" строит свою работу на основе базовой программы «Детство» (Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, Солнцева О. В. и др.)
Работа подготовительной группы по данному разделу осуществляется на основе методик, рекомендуемых программой «Детство» :
1. Детство. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А., Солнцева О. В. и др. – СПб., ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2014. – 352 с.
2. Мониторинг качества образования в детском саду. Научно-методическое пособие. – СПб; «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010.- 592с. +цв. вклейка (пакет методик для мониторинга).
3. Акулова О. В., Солнцева О. В. Образовательная область "Социально-коммуникативное развитие" (раздел - "игровая деятельность"). Как работать по программе «Детство - ПРЕСС», 2012.-176 с. 4. Зворыгина Е. В. первые сюжетные игры малышей. Пособие для воспитателя детского сада-М., Просвещение, 1988-96 с., ил 5. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду. - М., РАО, 1997.
Количество образовательной деятельности 37 игровых ситуаций по данному разделу, в данной группе за весь учебный год составляет : 29 игровых ситуаций :4 игровые ситуации по данному разделу (в месяц) и 8 игровых ситуаций отводятся на мониторинг качества образования по данному направлению (4 игровые ситуации в сентябре и 4 в апреле).
Образовательная деятельность по данному разделу планируется в календарно-тематическом плане и реализуется в режиме дня данной группы.
Длительность образовательной деятельности в данной возрастной группе (дети от 6 до 7лет) составляет – 15 минут, и проводится интегративно с другими видами детской деятельности.
Локальный компонент в МБДОУ и в данной возрастной группе отсутствует.
Национально-региональный компонент планируется в программе и составляет 30 % от общего количества образовательной деятельности по данному разделу.
Мониторинг качества образования детей по данному разделу проводится 2 раза за учебный год :
- начало учебного года (сентябрь)
- конец учебного года (апрель).
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по образовательным областям и разделам :
- образовательная область «Познавательное развитие», раздел "Ребенок открывает мир природы", где идет ознакомление детей с животным, растительным и окружающим миром.
- образовательная область "Художественно-эстетическое развитие", раздел «Художественная литература», где используются произведения детской художественной литературы познавательного характера, стихи;
- образовательная область "Художественно-эстетическое развитие", раздел «Музыка», где дети обогащают и передают свои впечатления через музыкальные образы, посредством песенной и танцевальной деятельности.
- образовательная область "Художественно-эстетическое развитие", раздел "Изобразительное искусство», где дети упражняются в передаче своих впечатлений полученных от тематических занятий, через рисование.
- образовательная область "Речевое развитие", раздел "Развитие речи", где идет обогащение, уточнение и активизация словаря дошкольников по данной тематике.
II. Содержание учебной дисциплины.
Задачи развития игровой деятельности
1. Поддерживать проявления активности, самостоятельности и творчества детей в разных видах сюжетных игр; обогащать игровой опыт каждого ребенка на основе участия в интегративной деятельности (познавательной, речевой, продуктивной, включающей игру.
2. Формировать умение не только следовать готовым игровым правилам в дидактических, подвижных, развивающих играх, но и самостоятельно создавать новые правила.
3. Обогащать способы игрового сотрудничества со сверстниками, развивать дружеские взаимоотношения и способствовать становлению микрогрупп детей на основе интереса к разным видам игр.
Сюжетно-ролевые игры
Развитие интереса к отображению в сюжетно-ролевых играх разнообразных событий, связанных с их непосредственным опытом (посещение гипермаркета, кафе, парикмахерской, впечатлений, полученных от просмотра телевизионных передач, чтения художественной литературы, ожиданий, связанных с перспективой поступления в школу. Участие в играх проектного типа, в которых, принимая на себя роли, дети
создают определенный продукт, который в дальнейшем может быть использован в других играх; стремление к играм с продолжением сюжета в течение нескольких дней. Самостоятельное использование совместного со сверстниками сюжетосложения, переход от внесения изменений в знакомый сказочный сюжет (введение новой роли, действия, события) к сложению новых творческих сюжетов. Участие в подготовительном этапе сюжетно-ролевой игры: самостоятельное придумывание новых сюжетных линий, комбинирование и согласование вариантов развития сюжета
со сверстниками. Активное использование приема словесной передачи воображаемых игровых событий, места действия («Здесь море. Это корабль — он плывет к замку волшебника») приемом условного проигрывания части сюжета — «как будто». Проявление инициативы и активности в использовании продуктивной деятельности детей для создания необходимых атрибутов для игры (изготовление рекламных плакатов для игры в «цирк», коллажей, талончиков для лотереи, призов для победителей конкурсов и пр., участие в создании коллекций предметов для разных игр
(коллекция новогодних украшений для игры «Новогодний базар в гипермаркете», коллекция школьных принадлежностей для игр «Школа», «Школьный базар»).Участие в согласовании общего игрового замысла с использованием разнообразных способов (считалки, жребия, договора по желанию, установление договоренности о развитии сюжета и выборе ролей по ходу игры. Самостоятельное стремление детей совместно с партнерами распределять роли, обращаться к партнеру по имени игрового персонажа, вступать в разнообразные ролевые диалоги со сверстниками, передавать при помощи интонации, мимики, жестов характер и настроение ролевого персонажа, изменять интонацию голоса в зависимости
от роли, характера и настроения игрового персонажа.
Режиссерские игры
Проявление интереса к отображению в режиссерских играх содержания знакомых литературных произведений, мультипликационных фильмов, творческому объединению в сюжете событий из разных книг, мультфильмов, самостоятельно придуманных событий. Участие в индивидуальных и совместных режиссерских играх, управление 1—2-мя игрушками, согласование действий с действиями сверстников, изменение интонации голоса в зависимости от создаваемого образа, передвижение игрушки по игровому полю, имитируя движение персонажа, использование звукоподражаний,
комментирование событий, происходящих в сюжете режиссерской игры, оценка поступков игровых персонажей. Проявление стремления к согласованию сюжета со сверстниками, ведению диалогов от имени игровых персонажей, импровизации по ходу
развития сюжета. Самостоятельное создание обстановки для режиссерской игры: подбор необходимых игрушек и предметов-заместителей, оформление игрового поля (лес, волшебная поляна, дом и пр., использование готового полифункционального игрового материала, проявление инициативы в создании нового полифункционального игрового материала при помощи продуктивной деятельности.
Игра-фантазирование
Проявление интереса детей к совместному со сверстниками фантазированию, инициативы в предложении темы игры, сюжетных линий, развертывания сюжета в воображаемом речевом плане, а также дополнения замыслов друг друга («Когда мы ушли в пещеру, со мной вот что случилось.», «Мы увидели, что к тебе приближается страшный великан, и решили его обмануть.»). Самостоятельное использование разнообразных средств придумывания сюжета: карты сказочной страны, своих рисунков, картинок с изображением героев. Сочинение
новых игровых сюжетов, используя прием частичного преобразования готового сюжета (замена места действия, замена героя, изменение характера персонажа,согласовывание придуманных событий с замыслами партнеров-сверстников. Совместное с воспитателем участие в играх-фантазированиях разнообразного содержания (краеведческого, природоведческого и пр., создание вместе с детьми продуктов-сюжетов, зафиксированных разными способами (рисунки, пиктограммы, карты сказочной страны и пр.).
Игра-экспериментирование с разными материалами
Содержание данных игр аналогично содержанию в старшей группе. При их организации дети проявляют большую самостоятельность, педагог поддерживает инициативу детей в выборе игр, материалов, уборке пространства группы по окончании игры.
III. Тематический план (см. далее).
IV. Итоги освоения содержания образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" по разделу «игровая деятельность».
Результаты развития игровой деятельности
Достижения ребенка (Что нас радует)
•Ребенок проявляет интерес к разным видам игр. Выражены индивидуальные предпочтения к тому или иному виду игровой деятельности.
•Способен согласовать в игровой деятельности свои интересы и интересы партнеров, умеет объяснить замыслы, адресовать обращение партнеру.
•В сюжетных и театрализованных играх активность детей проявляется по- разному. Детям-сочинителям наиболее интересны игры, которые осуществляются в вербальном плане. Придуманные ими сюжеты отличаются оригинальностью. Они становятся носителями игрового замысла. Дети-исполнители, артисты проявляют интерес к воплощению игровых образов и ролей. Используют при этом разнообразные
средства — мимику, жест, речевую интонацию, комментирующую речь. Для детей-режиссеров характерна высокая активность, как в инициировании игровых замыслов, так и в создании образов игровых персонажей, выполнении игровых действий. Детям-практикам интересны многоплановые игровые сюжеты, предполагающие переходы от игры к продуктивной и конструктивной деятельности и обратно.
•Ребенок проявляет интерес к игровому экспериментированию с предметами и материалами, а также к развивающим и познавательным играм. Настойчиво добивается решения игровой задачи.
•В играх с правилами точно выполняет нормативные требования, может объяснить содержание и правила игры другим детям, в совместной игре следит за точным выполнением правил всеми участниками.
Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и
родителей
•Ребенок тяготеет к шаблонным игровым сюжетам и действиям. В игровой роли маловыразителен. Речевая активность снижена. Сосредоточен на однообразных, стереотипных действиях с игрушками; ролевой репертуар беден.
•В совместных играх наблюдается неумение согласовывать игровое взаимодействие с общим игровым замыслом. Предложения других играющих по изменению сюжета принимает, но затрудняется соответственно изменить рисунок своей роли. Часто оставляет общую игру до ее завершения.
•Знает мало игр, затрудняется в объяснении игровых правил другим. При попытках объяснить не заботится о том, чтобы быть понятным партнеру, раздражается, выражает недовольство, если сверстник задает вопросы.
•В играх с готовым содержанием упускает отдельные правила. Возможности саморегуляции с позиции игровых правил снижены.
•Не проявляет настойчивости в решении игровой задачи, если это требует интеллектуальных усилий (развивающие игры, головоломки и пр., отказывается от игры, сразу обращается за подсказкой и помощью или переводит игру в простое манипулирование с игровым материалом.
V. Способы проверки знаний, умений и навыков.
(см. методику мониторинга качества образования по разделу и таблицы мониторинга, в приложении)