Мария Молчанова
Работа по долгосрочному проекту «Сказки и краски»
▼ Скачать + Заказать документы
План работы педагога по самообразованию на 2016-2017 г. г.
Подготовительная к школе группа.
Воспитатель: Молчанова Мария Алексеевна
абота по долгосрочному проекту «Сказки и краски»
(Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»)
Тема:
«Знакомство с творчеством художников-иллюстраторов детских книг как средство формирования художественно-изобразительных навыков
у детей старшего дошкольного возраста»
Цель:
Публикация «Работа по долгосрочному проекту „Сказки и краски“» размещена в разделах
Показать индивидуальность и особенность каждого художника в
иллюстрировании детских книг.
Создание каждым ребенком книги с иллюстрациями в стилистике и манере
изучаемых художников-иллюстраторов.
Задачи:
1. познакомить детей с художниками-иллюстраторами детских книг (Е. М. Рачев, Ю. А. Васнецов, Е. и Н. Чарушины, Т. А. Маврина, И. Я. Билибин, В. М. Конашевич, В. В. Лебедев, В. А. Чижиков, выразительными средствами, индивидуальной манерой передачи образа;
2. познакомить детей с графическими изобразительными материалами, возможностями их использования в собственной деятельности;
3. формировать у детей устойчивый интерес к творчеству художников – иллюстраторов;
4. формировать эстетическое отношение к окружающему миру, эмоциональную отзывчивость на художественные произведения;
5. развивать творческую активность в создании собственных сюжетных композиций;
6. воспитывать внимательное и бережное отношение к книге, желание постоянно общаться с ней;
7. создать продукт творческой деятельности – книгу с помощью доступных выразительных художественных средств.
Тип проекта : творческий, познавательный.
Участники проекта : дети подготовительной к школе группы, воспитатель, родители.
Время реализации проекта : долгосрочный сентябрь 2016- май 2017г. г.
Проблема: При выборе темы я опиралась на собственный интерес к художественному творчеству и заинтересованность детей в занятиях изобразительной деятельностью, поскольку с младшей группы углубленно занимались этим направлением. Особую роль сыграла заинтересованность родителей погружением в тему детской книги и иллюстрации. Несмотря на то, что художественно-эстетическому развитию уделялось особое внимание, можно отметить недостаточное развитие творческих способностей детей в самостоятельном создании сюжетных композиций на занятиях по изобразительной деятельности. Как показывает практика, на занятиях знакомство с художественной литературой происходит через восприятие текста, но мало внимания обращается на художественную иллюстрацию. Она используется в основном как дидактический материал.
Систему работы я выстроила следующим образом – каждый месяц был посвящен изучению творчества одного художника-иллюстратора, занятия проходят 2 раза в месяц, на первом занятии – знакомство с биографией, творчеством и книгами художника, на следующем занятии выполняется творческая работа. Дети рисуют страничку своей будущей книги в манере художника, творчество которого мы изучаем. Каждый последующий художник изучается обязательно в сравнении с предыдущим. Важным моментом в изучении является самостоятельная поисковая деятельность детей. Большую роль играет работа, которую ведут родители дома – чтение книг с иллюстрациями изучаемого художника, посещение библиотеки и художественных выставок. Для ознакомления родителям предлагаются разработанные консультации и рекомендации.
В рамках реализации проекта в течении года намечены следующие мероприятия:
1. Экскурсии в библиотеку «Город» на интерактивные занятия, беседы с видеопоказом, театрализованные представления по теме проекта.
2. НОД Беседа о книгах «Кто и как создает рисунки в книгах», «Загадочный мир художника».
3.«Вечер семейного чтения» (чтение произведений устного народного творчества).
4. Познавательные беседы:
НОД Знакомство с творчеством художника- иллюстратора Е. И. Чарушина, с рассматриванием иллюстраций: «Зайчиха с зайчатами», Медведица с медвежатами».
НОД Знакомство с творчеством художника- иллюстратора Ю. А. Васнецова,
НОД Знакомство с творчеством художника- иллюстратора И. Я. Билибина,
НОД Знакомство с творчеством художника- иллюстратора В. М. Конашевича,
НОД Знакомство с творчеством художника- иллюстратора Е. М. Рачева,
НОД Знакомство с творчеством художника- иллюстратора Т. А. Мавриной,
5. Чтение рассказов с иллюстрациями Е. И. Чарушина:Е. И Чарушин- «Зайчата», «Волчонок», «Медвежата», Тигренок», «Лисенок», «Олененок»., М. Горького «Воробьишко», С. Я. Маршака «Детки в клетке», «Волчишко», «»Большие и маленькие», сказки К. И. Чуковского, сказки А. С. Пушкина.
6. НОД «Расматривание и сравнение иллюстраций разных художников-иллюстраторов и (Е. И. Чарушин, Ю. М. Васнецов, Е. Рачев).
7. НОД Художественное творчество детей по прочитанным книгам разных художников-иллюстраторов и (Е. И. Чарушин, Ю. М. Васнецов, Е. Рачев).
8. Драматизация сказки «Теремок», «Сказка о глупом мышонке», а так же по желанию детей.
9. Викторина «Угадай сказку»
10. Игра-эстафета «Что нужно художнику-иллюстратору»
11. Дидактические игры: «Узнай иллюстрации художника», «Подбери книги», «Разрезная мозаика».
12. Выставка книг с иллюстрациями. Выставка книг с иллюстрациями знакомых художников (Е. И. Чарушин, Ю. М. Васнецов, Е. Рачев.
13. Создание «Больницы» для ремонта книг
Этап организационно- подготовительный.
Изучение методической литературы
Использование интернет ресурсов
Демонстрационный материал
• Доведение до сведения родителей воспитанников смысла и цели проекта.
• Анкетирование родителей.
• Анкетирование детей
• Подбор художественной литературы для чтения детей с разными художниками - иллюстраторами
• Подбор дидактических игр по данной теме
• Работа с методическим материалом, методической литературой по
теме проекта.
1. Крючкова Л. С,. Мощинская Н. В Рассказы о художниках. М. ,1989
2. Казиева М Сказка в русской живописи : для младшего и среднего школьного возраста. М., 2002
3. Филиппова Л. В Сказка как источник творчества детей. М., 2001
4. Мы входим в мир прекрасного : Образовательная программа и метод. рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений, музейных педагогов и студентов. Авт. колл.
5. Вербенец А. М., Столяров Б. А. и др. СПб., 2008
6. Сказка как источник творчества детей: Пособие для педагогов дошкольных учреждений Под ред. Лебедева М., М., 2001
7. Художественно – эстетическое воспитание дошкольников. Творческий центр «Сфера» Москва 2013. стр 138.
8. Издательство «Детство – Пресс». Серия «Путешествие в мир живописи». Дехтерев Б. Познание мира и иллюстрация. // Детская литература – 1972. - №3 – с. 56 – 63. Курочкина Н. А. Детям о книжной графике. Спб. :Детство – Пресс, 2005; с. 185.
9. Дошкольное воспитание №3, 2007. с. 38 – 44.
10. Бутенко Н. Сказка в русской живописи. О работе с детьми старшего дошкольного возраста в образовательном пространстве музея изобразительных искусств. Дошкольное воспитание. №12. 2014 год Стр35-45.
https://www.mamainfo.ru/goods/595.html
https://russian7.ru/post/7-skazochnyx-illyustatorov/
https://www.book-illustration.ru/
https://www.babyroomblog.ru/wp/luchsie-illustratori-detskix-knig.html
https://www.fairyroom.ru/
Иллюстрации художников к сказкам, детские книги, аудио-видеодиски, презентации по теме.
Оформление групповых стендов
Работа с родителями
Консультации для родителей:
- «Мой метод рисования с детьми» (Из опыта работы Е. И. Чарушина)
- «Писатель, художник и педагог»
- «Правильные приемы рисования»
- «Использование книжной графики на уроках рисования и методики ИЗО»
- «Ознакомление старших дошкольников с творчеством Ю. А. Васнецова».
«Как важно рисование в жизни ребенка?»
Родительское собрание на тему «Роль иллюстрации в воспитании ребенка»
Информирование родителей о художественных выставках и музеях, которые можно посетить с детьми по теме проекта.
Посещение детской городской библиотеки №5 цикла лекций с видеопоказом, игровых занятий по теме «Художники-иллюстраторы детских книг»
Этап практический.
Сентябрь.
Ознакомление родителей с темой проекта и основными задачами.
Родительское собрание на тему «Роль иллюстрации в воспитании ребенка»
Подготовка к родительскому собранию:
- Подбор родителями детской художественной литературы с аннотациями и рекомендациями к ее использованию
- Выучить пестушки, потешки (по желанию детей) из книг, иллюстрированных Ю. А. Васнецовым.
- Нарисовать свою иллюстрацию к небылице или поговорке, сказке.
- «Вечер семейного чтения» (чтение произведений устного народного творчества).
Занятие 1 из цикла «Сказки и краски».
Тема: «Загадочный мир художника»
Цель: Познакомить с жанрами изобразительного искусства «живопись», «графика». Расширить представления об особенностях профессии художника-иллюстратора, познакомить с художественными материалами.
Октябрь.
Занятие 2 из цикла «Сказки и краски».
Тема: «Сказочник из Вятки. Знакомство с творчеством художника-иллюстратора Ю. А. Васнецова»
Открытое занятие для детей и родителей
Занятие 3 из цикла «Сказки и краски» : «Сказочные птицы Юрия Васнецова»
Рисование иллюстрации к потешке «Сорока-белобока». Цели: Учить передавать в рисунке сказочный образ Сороки-Белобоки с использованием яркого фона, декоративных элементов в художественной манере Юрия Васнецова.
Создание «Больницы» для ремонта книг.
ноябрь
1. Занятие 4 из цикла «Сказки и краски» : Тема:» В стране сказок о животных» (Художник-иллюстратор Е. М. Рачев) Цель: Познакомить с творчеством художника Е. Рачева. Вызвать эмоциональный отклик на изображение. Учить воспринимать образы, определять настроение героев, делать описания.
Занятие 5 из цикла «Сказки и краски» : «Лисичка-сестричка». Рисование сказочного персонажа с использованием художественных приемов художника Е. Рачева.
Декабрь
Занятие 6 из цикла «Сказки и краски». Тема: «Жил-был царь…» (Иван Билибин)
Цель: Обогатить впечатления историческими элементами изображения; показать, как с помощью цвета, композиции и разных деталей художник создает выразительный сказочный образ, обогатить опыт восприятия событийного ряда.
Занятие 7 из цикла «Сказки и краски». Рисование сказочного мира по мотивам творчества И. Билибина. Цель: Познакомить с особенностями графического изображения И. Я. Билибиным сказочных образов; развивать умение воспринимать, эмоционально откликаться на сказочные образы.
Январь
Занятие 8 из цикла «Сказки и краски». Тема: Животные в изображении Евгения Чарушина.
Цель: расширять и углублять представления детей о художниках – иллюстраторах: познакомить с творчеством Е. И. Чарушина, его творческой манерой; обогащать впечатления детей; развивать художественное восприятие; воспитывать интерес к творчеству Чарушина, желание подражать ему в своей самостоятельной изобразительной деятельности; развивать любознательность, наблюдательность, мыслительные процессы и речь; воспитывать любовь к живой природе.
Занятие 9 из цикла «Сказки и краски».
Тема: «Сказочный филин»
Цель: продолжать учить передавать особенности изображаемых объектов, используя тычок жесткой полусухой кисти; доводить предмет до нужного образа с помощью мягкой кисточки; учить создавать сюжетную композицию, дополняя рисунок деталями по своему усмотрению, развивать воображение, творчество, самостоятельность.
Февраль
Занятие 10 из цикла «Сказки и краски».
Тема: «В гостях у хозяйки волшебных сказок» (знакомство с творчеством Т. А. Мавриной)
Цель: Познакомить детей с творчеством художницы и ее иллюстрациями. Вызвать эмоциональный отклик на изображение. Учить внимательно рассматривать иллюстрацию, обращая внимание на внешний вид главного героя, его настроение, как он себя ведёт.
Занятие 11 из цикла «Сказки и краски».
Тема: «СКАЗОЧНЫЕ ЗВЕРИ Татьяны Мавриной» Рисование на выбор сказочного животного кота, волка и др.
Март:
Занятие 12 из цикла «Сказки и краски». Тема: «Когда дружат сказки и краски» (Знакомство с творчеством В. В. Лебедева)
Занятие 14 из цикла «Сказки и краски». Тема: «Тихая сказка» Рисование по мотивам произведения С. Я. Маршака – «Сказка о глупом мышонке».
Цель: Обогатить опыт восприятия событийного ряда, воспитывать чувство сопереживания главному герою. Развивать способность видеть в образах персонажей характерные особенности, созданные с помощью выразительных художественных средств.
Драматизация Сказки о глупом мышонке.
Апрель
Занятие 15 из цикла «Сказки и краски».
Тема: «Веселый театр в красках» Рассказ о художнике В. М. Конашевиче»
Посещение детской городской библиотеки №5 на игровое занятие «Чудо-дерево» по сказкам К. Чуковского.
Занятие 16 из цикла «Сказки и краски».
Тема: «Иллюстрации к сказкам К. Чуковского» Изо-деятельность: Рисование по выбору иллюстрации к любой сказке Корнея Чуковского.
Создание книги по прочитанным сказкам – «Мы художники-иллюстраторы»
Май Представление продукта проектной деятельности :
Итоговое занятие по теме проекта совместно с родителями.
Цель:
1. Продолжать формировать интерес к творчеству художников-иллюстраторов (книжная графика).
2. Учить понимать содержание иллюстраций и детских работ, сравнивая их образную выразительность
3. Воспитывать художественный вкус.
Представление созданных детьми книг «Я рисую сказку».
Выставка рисунков детей совместно с родителями по прочитанным книгам (домашнее задание).
Викторина «Угадай сказку, угадай художника».
Этап заключительный Анализ работы над проектом, представление результатов на итоговом педагогическом совете с предоставлением разработок, методических материалов, презентаций по теме. Представление продукта проектной деятельности.
Предполагаемый результат:
Эффективность работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с творчеством художников-иллюстраторов будет способствовать:
- повышению интереса к творчеству художников – иллюстраторов;
-формированию первоначальных представлений о средствах выразительности;
-развитию творческих способностей в создании сюжетных композиций;
-становлению осознанности к результату собственного труда (иллюстрированию книги);
-расширению кругозора детей и родителей, а так же вовлечение в их совместную деятельность.
В ходе организации совместной познавательно-исследовательской деятельности предполагается интеграция разнообразных видов детской деятельности: игровой, двигательной, музыкально-художественной, коммуникативной, конструктивной, чтения (восприятие литературного произведения).
Анализируя системный характер работы над проектом, можно выделить следующие особенности его реализации:
Занятиям по изобразительной деятельности и выполнению творческих заданий по сюжетным иллюстрациям художников должна предшествовать длительная планомерная работа, а ее необходимость обусловлена спецификой детского творчества, его поэтапным характером.
Первый этап – возникновение, осознание, развитие и оформление замысла (как важный элемент творческого развития ребенка).
Второй этап – реализация замысла (поиск художественных средств выразительности).
Третий этап – анализ результатов творческой деятельности ( появление новой продукции: рисунка или серии рисунков, оформленных в книгу). Особую роль в этом процессе играет социальная адресованность продуктов детского творчества, поддержка, заинтересованность и включенность всего окружения ребенка, что позволяет раскрыть ребенку свой творческий потенциал.