Султанова Альфия Назиповна
Работа по ознакомлению дошкольников с природой родного края
▼ Скачать + Заказать документы
Работа по ознакомлению дошкольников с природой родного края.
“Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей природы
Убивайте лишь зверей внутри себя”.
Евгений Евтушенко
В одной из замечательных песен нас призывают остановиться и оглядеться вокруг: “Как прекрасен этот мир, посмотри…”.
Публикация «Работа по ознакомлению дошкольников с природой родного края» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2014
Да, он действительно прекрасен, этот полный чудес и загадок мир. Каждый день мы встречаемся с его тайнами. Иногда, спеша, проходим мимо, не замечая их. Иногда случайно пытаемся отгадать какую – нибудь из загадок природы и удивляемся сделанному открытию. Хорошо, если открытие состоялось, и чем раньше это происходит, тем лучше!
Почему, зачем, а где, а как? Сколько таких, почему и зачем у растущего человека? Ему всё любопытно, ему обязательно хочется знать всё и обо всём сразу. Кто может помочь ему в этом? Объяснить, рассказать, помочь задуматься и разобраться, если не во всём, то во многом, найти время ответить на бесконечные почему смогут, безусловно, взрослые, которые всегда рядом – педагоги, родители.
Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у детей экологического сознания, культуры природопользования. Бережное отношение к природе родного края мы воспитываем в детях с самого раннего возраста. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “рукотворному миру”, к себе и окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребёнка осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. Процесс становления осознанно – правильного отношения к природе сопровождается определёнными формами поведения ребёнка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности. Это самостоятельное наблюдение, проведение опытов, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различной деятельности /отражать в игре, создавать изопродукцию, ухаживать за животными и растениями/.
Дошкольное детство, по мнению педагогов и психологов, является таким возрастным периодом, когда активно формируются основы мировоззрения ребё нка: его отношение к себе, к другим людям, окружающему миру. Поэтому именно в этом возрасте важно создавать условия для развития у детей понимания того, что всё в природе взаимосвязано. Земля – наш общий дом, а человек часть живого мира природы. Сегодняшние дошкольники будут жить в третьем тысячелетии, в быстро меняющемся мире с ухудшающейся экологией. Уже от них, их экологической грамотности, социальной активности, ответственности будет зависеть преодоление экологического кризиса, сохранение жизни на планете. Как раз в дошкольном возрасте, когда ребёнок впервые приобщается к миру природы, богатству и разнообразности её красок и форм, необходимо формировать первые представления об экологии, воспитывать бережное отношение и любовь к живому миру вокруг нас, частицей которого мы являемся.
Дошкольное детство – это период развития ребёнка, в который начинает складываться его эмоциональная сфера. Ребёнок этого возраста чуток и отзывчив. Он начинает сопереживать героям сказок и мультфильмов. Сочувствие пробуждает к помощи другому, будь то плачущий ровесник или хромая собачка. Однако сочувствие к хромой собачке не обязательно в дальнейшем приведёт к формированию экологического сознания. Многие дети, любящие своих домашних животных, могут бросить камень в бездомного котенка, потому что им сказали что он грязный и у него есть блохи…. В этом случае у ребёнка формируется стиль поведения, когда чисто должно быть только у него дома, а животное, достойное место под солнцем, это его кошка. Такое отношение воспитывается взрослыми, которые, выходя за порог своей квартиры, не заботятся о чистоте города, а попадая в лес, оставляют после себя горы мусора или ради развлечения поджигают муравейник.
Как же воспитывать у ребёнка чувство причастности к природе вообще, отношение к планете как к дому, всему живому, как самоценности?
Природа своим разнообразием, красочностью и динамичностью привлекает детей, вызывает у них радостные переживания. Впечатления от родной природы, полученные в детстве запоминаются на всю жизнь. Одна из наших задач воспитания состоит в том, чтобы дать дошкольникам возможность почувствовать многообразие форм, красок, звуков в природе.
Привлекая внимание детей к птичьим голосам, к изменениям, происходящим на лугу, в лесу, на реке в разную погоду, в разное время года, важно научить ребят не только любоваться увиденным, но и наблюдать, понимать некоторые явления природы, заботиться о ней, охранять и преумножать её богатства.
Наш детский сад расположен в одном из живописных мест города. Рядом находится лес с тропой здоровья, можно отправиться в парк культуры и отдыха или побывать на пруду. Такое окружение помогает формировать представления о растениях края, а так же воспитывать бережное отношение к природе. Каждое знакомство с природой необходимо превратить в урок развития детского творчества. Своим разнообразием природа эмоционально воздействует на ребёнка, вызывает его удивление, желание больше узнать.
Работу по формированию бережного отношения детей к природе родного края можно проводить на занятиях, во время прогулок на участке, а так же экскурсий в лес (парк). Формы работы по экологическому воспитанию разнообразны: беседы, утренники, праздники, игры, экскурсии …. Одна из распространённых форм работы – беседа, которая предваряет другие мероприятия экологического содержания или завершает. В ходе беседы у дошкольников формируется убеждение в необходимости и возможности оказания помощи природе, сохранения её красоты и богатства, воспитывается любовь к природе родного края. Наблюдая за детьми в различных ситуациях, отличая их поведение в природе, анализируя высказывания, продукты их творчества, выявив их интересы и склонности, воспитатель определяет примерный уровень экологического воспитания каждого ребёнка и группы в целом. Это даёт основание для выбора наиболее важных тем плановых бесед. Воспитатель готовит к предстоящей беседе и детей, предлагая им сделать рисунки, поделки из природного материала соответствующей тематики. /Можно оформить выставку, лучшие рисунки и поделки используются во время беседы/. Беседа должна проводиться после конкретного доброго дела детей, /например совместной работы по подкормке птиц, расчистке участка от сорняков, уход за растениями на клумбе…/; полученный опыт помогает им стать активными участниками беседы. В ходе беседы целесообразно использовать различные средства воспитательного воздействия, прежде всего игровую, художественную, трудовую деятельность детей. Отдельные элементы игры, загадки, викторины, исполнение песен, рисование, и т. д. значительно снижают утомление и стимулируют познавательную деятельность. В качестве средств активизации познавательной деятельности желательно использовать произведения искусства: репродукции художников – пейзажистов, фрагменты музыкальных произведений, стихи, загадки, рассказы, фрагменты из книг Б. Рябинина, И. Каирова, О. Богданова, Н. Носова, А. Алексина, К. Чуковского, С. Маршака, А. Барто, С. Михалкова, А. Игебаева ….
Занятия экологического характера помогают детям приобрести новые знания о природе и расширяют кругозор; у них формируются различные интеллектуальные умения, очень важные для обучения – умения анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать; происходит интенсивное развитие речи – дети расширяют активный и пассивный словарь, учатся объяснять и делать выводы, слушать и воспринимать речь другого человека, участвовать в диалоге.
Но все дети разные, и каждому нужен особый подход и внимание. Сразу ничего не бывает и само по себе не происходит. Поэтому самая главная наша задача - научить ребёнка, быть защитником, помощником всего живого в природе, воспитывать в нё м чувство ответственности: “Я сильный, а одуванчик слабый”, “Я буду добрым!”, “Я большой, а бабочка маленькая”. А для этого необходимо делать всё возможное: подавать пример доброго отношения ко всему живому, постоянно обогащать ребёнка впечатлениями, использовать для этого умные игры и пособия, со вкусом сделанные игрушки. Мы – педагоги являемся носителями экологической культуры. Именно педагог знакомит детей со способами общения с природой, формируя умения наблюдать окружающий мир природы и вещей, устанавливать элементарные связи и зависимости, учит испытывать радость от осознанного взаимодействия с животными существами, которые находятся рядом, воспитывает потребность в созидании, творчестве. Научить детей беречь природу – значит научить охранять свою жизнь, научить любить животных – значит, научить любить своих близких.