Юлия Шакирова
Модернизация российского образования в свете ФГТ. Гендерное воспитание в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
1. Анализ системы модернизации российского образования.
05.09.2005 г В. В. Путин объявил об изменениях в четырех сферах национальных проектов: «Образовании», «Здоровье», «Доступное жилье», «Развитие агростроительного комплекса». Эти сферы определяют качество жизни людей и социальное самочувствие общества. Национальный проект «Образование» призван ускорить модернизацию российского образования, результатом которой станет достижение качества образования, отвечающего изменениям и запросам общества к современным условиям жизни. По его мнению эти сферы определяют качество жизни людей и социальное самочувствие общества. решение этих вопросов влияет на демографическую ситуацию в стране и создает стартовые условия для развития общества.
Публикация «Модернизация российского образования в свете ФГТ, Гендерное воспитание в детском саду» размещена в разделах
Изменения касаются всех сфер образования от начального до высшего, изменения нормативных документов на всех уровнях власти: федерального, муниципального, регионального и локального (на местах).
Основные государственные требования Утверждены Приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации
приказом от 23» ноября 2009 г. № 655 и официально объявлена поддержка на конкурсной основе лучших учителей и школ, внедряющих инновационные технологии и программы. Президентов рассмотрены различные области и направления в приоритетном развитии российского образования : инновационные школы, поддержка учреждений НПО и СПО, инновационные программы вузов, интернетизация образования, учебное оборудование, сельские школы и автобусы, модернизация региональных систем образования.
// Режим доступа в https://www.kremlin.ru/appears/. type63378type82634_93296.shtml4 «Доклад В. В. Путина от5 сентября 2005г
в котором указал на следующие проблемы в образовании как :
1. отсутствие утвержденных стандартов образования
2. финансовая и экономическая незащищенность образовательных учреждений
3. разграничение платного и бюджетного обучения
4. недопустимо низкая оплата труда
5. отсутствие молодых специалистов
6. развал системы начального и среднего образования
7. слабая связь между современными требованиями к обучению и современным обществом.
выпускники должны иметь возможность поступать в вузы в соответствии с уровнем определенных знаний.
внедрение в практику адекватных времени образовательные стандартов, наука и образование должны стать приоритетной задачей.
Изменения в требованиях освещены были также и в Самарских округах. Министр Самарской области образования Д. Е. овчинников широко осветил проблемы в образовании в ДОУ, МОУ, где указал на ряд недостатков самарского образования в целом.
Режим доступа в https://educat.samregion.ru/activity/avgust_konf/ сайт МОиН Самарской обл.
Разбирались вопросы:-модель новая российская школа
- модель региональной системы образования к 2012г
- профессиональное образование
- дошкольное образование
- дополнительное образование
и др.
На сегодняшний день актуально внедрение новых ФГТ, что является обязательным для исполнения, устанавливает нормы и правила при реализации программы дошкольного образования. ФГОС в школах и университетах.
поддержка учителей на разных уровнях
Традиционно в последнее время в образовательный процесс в дошкольных образовательных учреждениях был организован в соответствии с учебной моделью
Если рассматривать ФГТ с т. зр. научной, то мы получили модель обучения, в которой выделяются:
По ФГТ Ранее до ФГТ
Учебный блок Основная форма - занятие
Блок совместной деятельности взрослого и детей Режимные моменты, в ходе которых осуществляется решение образовательных задач (утренний прием, прогулка, подготовка ко сну, питание и др.)
Самостоятельная деятельность детей Актуальная предметно-развивающая среда
Также в данную программу входят одним из приоритетных направлений в современных условиях жизни такие области, как «Программа по обеспечению безопасности жизнедеятельности» и «Программа для детей с ограниченными возможностями».
В условиях изменений в образовании РФ изменяется и содержание программ обучения. ФГТ предусматривает как основную программу обучения, так и альтернативные программы, рекомендованные к использованию. Например
https://www.obramur.ru/ СМИ Итар -Тасс 22.03.12, Лекции, сайт «Минобрнауки России» «Материалы ТИМо октябрьский район г. о. Самара2012г)
основные программы включают основные направления развития личности ребенка: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно - эстетическое, способствуют формированию разносторонних способностей ребенка: коммуникативных, рягуляторных, умственных, двигательных, творческих.
а также комплескные программы…
Огромные проблемы нашего региона Основное-это оснащение дошкольного процесса образования, нехватка обученного персонала, где для ее решения создана комиссия по благоустройству города.
Изменения касаются всех сфер образования : обучения, технического оснащения, изменения структуры программы, требований Сан-Пина и других.
Обучение: Целью является: повысить уровень обучения дошкольников в соответствии с новыми ф. г. т.
Эффективно использовать здоровье сберегающие технологии, взаимодействуя садом, семьей, социальными группами и т. п.
Построение модели работы учреждения по ФГТ :
Административная работа, хозяйственная деятельность, работа с родителями, воспитательные мероприятия, кадровая работа, работа с персоналом (воспитателями и др).
Педагог (воспитатель) должен переосмыслить свою деятельность, принять новую позицию и модель образования с дисциплинированной на личностно-ориентированную.
Принять для себя новые компоненты и подходы: конструктивный, организаторский, коммуникативный, единство целей и задач.
Работа строится по следующим образовательным областям : физическая культура, безопасность, социализация, познание, коммуникации, чтение худ. литературы, художественное творчество, музыка. А также на основе субъектных отношений и системе соотнесения полов, т. е на основе гендерного воспитания (чего не было ранее).
2. Проблема на основе проведенного анализа
Психологами доказано, что уже в 2 года ребенок начинает понимать кто он, мальчик или девочка, и отсюда и нужно строить систему воспитания.
Это формирование зависит от социо - культурного и нравственного момента воспитания, привитого родителями в первую очередь в семье. Когда-то в России такое воспитание было, где девочки находились под присмотром матери или няни, мальчики отца, гувернера или на обучении в школах-гимназиях, где педагогами были тоже мужчины. В народной педагогике тоже четко обозначались границы воспитания, в песнях и потешках, существовало обращение отдельно к мальчикам и девочкам, героями песен для мальчиков становились: голубь, кот, солдат, медведь и т. п. для девочек: мама, няня, совушка, кошечка и т. д. Музыка «для девочек» настраивала ребенка к ведению домашнего хозяйства, рукоделия и. т. п. «Для мальчика» приоритетом –солдатики, война, домоводство, работа в поле, охота и рыбная ловля.
В современном мире приоритеты разрушаются, т. к. воспитанием детей занимаются только женщины, и встает проблема в правильном гендерном воспитании.
Проблема состоит в том, что во всех видах деятельности ребенка в д. саду (и музыкальной в частности) наблюдается:
-снижение уровня здоровья м. и. д.
-притупление или даже потеря гендерной принадлежности
- дальнейшее неадекватное поведение молодежи
В дошкольном детстве решаются 3 главные задачи:
1. формирование его гендерной роли, которая формулируется до 7 лет
2. гендерную идентичность нельзя путать с полоролевой идентичностью
3. формирование навыков общения между мальчиками и девочками
Девочки и мальчики воспитываться должны по-разному, исходя из многих аспектов педагогики и психологии, давно изученной и применяемой в практике, но забытой.
Наблюдая за детьми нашего сада мы приходим к выводу, что дети не умеют определять себя адекватно к роли мальчика и девочки, что видно при выборе роли в театрализации, в играх выделяется агрессия мальчиков по отношению к девочкам, т. к. отождествление самих себя мальчики так и определяют также и по отношению к девочке, например ударяя ее также, как и своего рядом стоящего мальчика и т. п. примеров множество. А в девочках отсутствует доброта и нежность и больше присутствует агрессивность и отождествление себя на равнее с мальчиками.
В анг. яз. для обозначения пола человека используется два слова: секс и гендер, где 1е слово – половая принадлежность. а второе – полоролевые отношения. А также затрагивает психические, физические и другие аспекты. В первую очередь мы прививаем привязанности, вкус и умение вращаться в социуме, общаясь с разными людьми…
3. Исходя из вышесказанного актуальным наиболее оказывается новый образовательный результат, сформированный у современных воспитанников.
на первое место выступают личностно-ориентированные технологии:
- средства
игры, сказки, пословицы, песни народного фольклорного содержания
- методы
игры, познавательные беседы, уроки этикета, проблемные ситуации, схемы действий.
- формы: игровая деятельность, проблемно-поисковая, эвристическая, экспериментальная.
4. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения, контроля)
Национальный проект "Образование" призван ускорить модернизацию российского образования, результатом которой станет достижение современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям. Это включает в себя: поддержку на конкурсной основе лучших педагогов ДОУ и МОУ, внедряющих инновационные программы, что в сою очередь способствует улучшению и запросам образования в России. (1) см. указ президента
Изменяются средства, формы, методы обучения и воспитания и контроля, примером в котором может являться:
Если сравнить ранее существующую и новую модель обучения, то мы получим
следующие результаты:
До введения ФГТ По ФГТ
Позиция взрослого Позиция ребенка
Ребенок-объект Ребенок-субъект
Регламентированность образовательного процесса Гибкость в организации образовательного процесса
форма-учебное занятие Организация детской деятельности
Монолог взрослого Диалог с детьми
Рассадка «взрослый напротив ребенка «по кругу», «рядом с ребенком» и др.
Обязательность участия ребенка в образ. процессе Необязательное участие
Авторитет взрослого Наличие интереса ребенка
Контроль процесса Контроль процесса
Основой является игра, а в качестве новых форм назвать можно экперимент, беседа, наблюдения, проблемные ситуации.
Портрет выпускника дет сада по ФГТ программа Фединой «Успех»
1. физически развитый, овладевший навыками культуроно-гигиенических навыков
2. любознательный, активный, задающий вопросы, умеющий самостоятельно действовать.
3. эмоционально-отзывчивый
4. овладевший средствами и способами общения со сверстниками и взрослыми
5. способный управлять своим поведение и способный планировать свои действия
6. способный решать и ставить логические задача, в соответствие возрасту
7. иметь первичные представления о семье, обществе, природе,мире
8. овладевший предпосылками учебной деятельности
9. овладеший умениями и навыками для различных видов деятельности
5. Краткая характеристика изменений условий, обеспечивающих новые образовательные результаты
Для достижения поставленных Мин. Образования РФ задач необходимо решение многих вопросов в процессе модернизации и в системе обеспечения образовательного процесса :
- расширение кадрового потенциала, привлечения молодых перспективных специалистов
- улучшение методической и материальной базы д. садов
- оснащение современным оборудованием: мульти - медиа, ИКТ, компьютерная техника, микрофоны, интерактивные доски и т. п.
- изменения в правовой базе, что дает возможность привлекать специалистов и поддерживать интересы детей и родителей, находящихся в данном учреждении.
- изменения в организации всей структуры воспитания, построенных на взаимопроникновении, сотрудничестве, интересе, углубленном получении знаний и т. п.
гендерное воспитание – это формиование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием воспитателя и родителей дошкольник должен усвоить половую роль, или гендерную модель поведения, которой придерживается человек, чтобы его определили как женщину и мужчину.
Наши задачи, задачи воспитателя :
- воспитывать необратимый интерес к своему гендеру
- закладывать основы своего гендера, интерес и то, как относятся окружающие ближе к теме, разрешается с учетом неразорвавшейся бомбы для других людей.
Такое воспитание призвано не только помочь детям осознать себя, у ребенка должно четко сформироваться «кто они». Педагогу для этого можно использовать такие методы и приемы как сюжетно-ролевая игра, например: «Кто чем любит заниматься?» «Что общего?», «Чем отличается», «Я такой, потому что». Интеграция позволила педагогам пересмотреть традиционный подход к воспитанию мальчиков и девочек, выстроить процесс воспитания с учетом гендерных особенностей, что становится важным фактором эффективного обучения, воспитания и позитивной их социализации.