Дарима
Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы
Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников
2023 г.
Работа по выявлению способностей воспитанников является одной из самых актуальных и значимых в дошкольном образовании (работе с детьми дошкольного возраста).
Публикация «Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников» размещена в разделах
Одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является создание благоприятных условий развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений. На сегодня цель дошкольного образования - становление и развитие личности в её индивидуальности, уникальности, неповторимости.
Образовательный процесс в детском саду необходимо строить с учетом становления и развития личности в её индивидуальности, уникальности, неповторимости.
В нашем детском саду спланирована работа с детьми, определены основные направления и этапы реализации, принципы педагогической деятельности. Целью нашей работы является повышение качества и эффективности образовательного процесса.
Система работы с детьми включает в себя четыре основных направлений, которые тесно связаны и интегрируются между собой:
1. создание развивающей предметно-пространственной среды, способствующей выявлению и развитию детей их творческого и интеллектуального потенциала;
2. совершенствование научно-методического уровня педагогов по работе с воспитанниками;
3. выявление и дальнейшее отслеживание у детей творческих способностей;
4. организация работы с детьми и их родителями.
Для развития игровой, познавательной, исследовательской и творческой активности всех воспитанников, возможность самовыражения мы должны обеспечить развивающей предметно-пространственной средой. Я в своей группе стремлюсь придать развивающей среде характер «опережающего развития», т. е. подбираю материал, предназначенный для детей более старшего возраста: это и логические пособия, и иллюстративный материал с новой информацией, и предметы детского экспериментирования, что открывает для детей перспективу саморазвития, развивает познавательную активность.
Доска выбора. Одним из вариантов организации детской инициативы и самостоятельности является доска выбора. Она представляет собой набор картинок, обозначающих тот или иной центр, зону.
После утреннего сбора детьми выбираются центры деятельности, в которых они будут находиться. В течении дня дети могут добавлять центры, менять с утра запланированное. В итоге мы можем проследить предпочтения ребёнка в любимом виде деятельности, а также его умения завершать работу (уборка рабочего места).
В нашей группе имеются ряд развивающих центров.
Группа оснащена музыкальным центром, пособиями и атрибутами, музыкальными игрушками и инструментами, музыкально-дидактическими играми. Здесь дети в танцах, пении, игре на детских музыкальных инструментах учатся создавать художественные образы, ритма, темпа, высоты и силы звука.
Центр физической культуры и оздоровления расположен в спортивном зале. Успех занятий физической культурой в большей мере зависит от оборудования и пособий, а также от форм и методов индивидуального подхода к детям. Физкультурное пособия и атрибутика вносят в каждое занятие элемент необычности, вызывают интерес детей, желание поиграть.
Центр речевого развития помогает мне решать задачи речевого развития детей, учить их познавать закономерности и особенности родного языка, формировать культуру речевого общения и развивать коммуникативные способности.
Центр театрализованного развития расположен в музыкальном зале, который способствует приобщению воспитанников к сценическому искусству, совершенствованию пластики движения и мимики, выразительности и эмоциональности речи, яркому проявлению детской индивидуальности. В центре имеются в наличии различные виды театров, пособия, дидактические игры. В гардеробной имеются все необходимые костюмы для инсценировки, перевоплощения.
Центр строительно-конструктивных игр оснащен различными конструкторами. Это – «Умные палочки», «Тико-конструировнаие», «Молекулы», «Лего- конструкторы», «Строительный материал», металлические сборные конструкторы из мелких предметов. Имеются схемы сбора различных игрушек, материалов.
Центр математического развития оснащен пособиями, логико-математическими играми, счетными палочками, наглядными моделями, символами и пр. Овладение дошкольником математическими понятиями открывает перед ним мир количественных, пространственно-временных отношений, учит решать при этом самые разнообразные творческие задачи, а значит, формирует активность, самостоятельность мышления, творческое начало детской индивидуальности.
Центр «Творческая мастерская» – это особая среда, способствующая развитию эмоционально – чувственного мира ребенка. Оснащен разными канцелярскими принадлежностями, природными материалами и др.
Особое внимание и я уделяю центру экспериментирования. За время своей деятельности в детском саду я заметила, что дети являются прирожденными исследователями. В нашей группе создана детская исследовательская лаборатория, где дети могут самостоятельно воспроизводить простые и более сложные опыты. Наша лаборатория постоянно пополняется все новыми материалами для экспериментирования. Это различные приборы: природные материалы: листья, песок, земля, семена; медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата, бинт; бросовый материал: пластмасса, кусочки ткани, меха; мука, соль, сода, свечи, фонарики; микроскопы, лупы, магниты, весы; детские фартуки; схемы для проведения опытов и т. д. Работа в данном направлении заинтересовала не только детей, но и родителей: они помогают в оборудовании уголка экспериментирования, пополняют необходимыми материалами.
Центр сюжетно- ролевых игр оснащен разными костюмами, мебелью и различными принадлежностями. Дети имеют возможность поиграть в семью, познакомиться с профессиями взрослых и т. д.
При работе с детьми по выявлению и развитию способностей детей большую помощь оказывают родители. Составляем план работы и работаем в тесном контакте с ними.
1. Психологическое сопровождение семьи. Данная работа направлена на расширение возможностей понимания ребенка, улучшение рефлексии своих взаимоотношений с ребенком, выработку новых навыков взаимодействия с ребенком, установление и развитие отношений сотрудничества и партнерства родителей с ребенком.
2. Организация информационной среды для родителей. С целью повышение педагогической культуры родителей мною предлагаются консультации «Особенности детей …. возраста», «Игры в кругу семьи», «Подвижные игры», «Уголок творчества дома». В ДОУ разработала и провела конкурсы : 1. «Смотр – конкурс чтецов проводимого в рамках празднования 75-летия Победы в ВОВ». Этот конкурс расширила и провела на районном уровне онлайн – конкурс. Приняли дети из разных детских садов, самые активные были награждены дипломами. 2. Конкурс чтецов «Минии тоонто нютаг». Победители приняли участие в районном конкурсе и заняли «ГРАН -ПРИ» и 1 место, чему мы были очень рады. 3. Конкурс благопожеланий «Белый месяц». Победители приняли участие в межрегиональном конкурсе «Древо предков» и заняли 2 и 3 место. Обновляются выставки детских рисунков и работ победителей конкурсов и др.
3. Совместная практическая деятельность способного ребенка и его родителей (персональные выставки творческих работ, подготовка проектов и т. д.) Для развития творческой и познавательной активности детей родители помогают детям участвовать в различных творческих и познавательных конкурсах различного уровня, проводятся совместные театрализованные представления для детей. Приняли участие в республиканском конкурсе театрализации на бурятском языке с постановкой «Хомхой шоно», инсценировали и выпустили видеоролик бурятской традиции «Зоголго». Данный материал отправили на районный конкурс. Организуют различные проекты, с которыми ребенок выступает перед детьми. Каждый ребенок имеет право на собственный путь развития. Поэтому необходимо создать условия для воспитания и обучения детей, а также каждому дошкольнику предоставить возможность проявить индивидуальность и творчество.
Воспитатель : Гармаева Дарима Владимировна